Лариса АЛАВЕРДЯН: В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВЛАСТИ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ БУДУТ ОТВЕТИТЬ ЗА СВОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ
«Турция и ее политический бастард Азербайджан вступили в своеобразный армрестлинг с президентами стран-сопредседателей Минской группы. И пока посредники будут делать вид, что не понимают, что Турция и Азербайджан делают то, что всегда делали варвары с цивилизацией, мы будем балансировать между озабоченностью, тостами в адрес армян-избирателей и похвалой своей команде, как это сделал господин Трамп, и все более неопределенными заявлениями, призывами и обращениями», - заявила в интервью «ГА» первый омбудсмен Армении Лариса АЛАВЕРДЯН.
-Третья подряд договоренность о перемирии оказалась сорвана, что в принципе было вполне ожидаемо. Означает ли это, на ваш взгляд, фиаско сопредседателей и Минской группы в целом?
- На самом деле это нельзя называть срывом. Срыв происходит, когда появляются обстоятельства, не зависящие от договаривающихся сторон. Здесь же мы имеем дело с совершенно другим
Турция и ее политический бастард Азербайджан буквально вступили в армрестлинг со всеми президентами стран-сопредседателей Минской группы. И пока все они будут делать вид, что не понимают, что Турция и Азербайджан делают то, что всегда делали варвары с цивилизацией, мы будем балансировать между озабоченностью, тостами в адрес армян-избирателей и похвалой своей команде, как это сделал господин Трамп, и все более неопределенными заявлениями, призывами и обращениями.
В такой ситуации надо попытаться ответить на вопрос – что делать?
Я вынуждена повториться: обладая всеми средствами космического зондажа с целью точного установления кто, как и когда нарушает достигнутые договоренности, до сих пор ни армянские стороны, ни сопредседатели не хотят брать на вооружение этот академически выверенный, а практически полностью реальный метод. Это означает одно: все заявления, шаги и обращения – лишь игрища сильных стран, каждая из которых претендует на долгосрочную позицию единственной супердержавы. Между тем очевидно, что сегодня ни одна из них не выдерживает экзамен на это звание.
Думаю, армянские стороны, и прежде всего Арцах, должны четко заявить, что перемирие может состояться исключительно при внедрении четких верификационных механизмов наблюдения. Все остальное – не более, чем спекуляции.
- Эрдоган не скрывает амбиций завладеть регионом как плацдармом для дальнейшего продвижения - на север, запад, восток. Вы видите какие-то сигналы к тому, что ему помешают?
- Пока что мы не видим не только сигналы, но скорее молчаливое либо согласованное поощрение Турции. У Запада есть конкретные задачи ослабить и расколоть Россию, и для этой цели западным странам вполне подходит государство, использующее игиловские методы. Турция сознательно используется Западом в данном случае с целью ослабить и по возможности разрушить Россию, поэтому не следует ждать с этой стороны какого-либо противодействия. Многочисленные реверансы – всего лишь разговоры в пользу бедных.
Что касается России, то она тянет, пытаясь малой кровью, в данном случае – армянской, оттянуть прямое столкновение с Турцией, которая никогда не скрывала своих претензий в отношении не только территорий Османской империи, но и новых территорий, которые она считает исконно своими.
Вместе с тем, у стран-сопредседателей Минской группы еще остается возможность сохранить лицо. Причем это должно выражаться отнюдь не в защите армянской стороны, а в осознании необходимости защиты цивилизованного человечества в целом, и конкретной страны-сопредседателя – в отдельности. В противном случае может оказаться, что в этом цивилизационном противостоянии верную позицию занимают только представители арабского мира, которые четко увидели, что головорезы от политики хотят вернуть мир во времена дикости. Это и есть самый большой вызов современному миру.
У всех государств, являющихся сопредседателями, есть обязательства как в соответствии с международным правом, так и их предыдущим действиям. У Америки, к примеру, есть четкие обязательства в связи с Севрским договором, и в год столетия стоит напомнить о том, чего не сделали США в соответствии с этим договором. Надо действовать, исходя не из трогательной любви к армянам, в которой признался Трамп, а из серьезнейшей угрозы возврата к средневековому варварству.
- В Армении с первого же дня объявлена отечественная война, но всеобщей мобилизации пока, судя по всему, нет. С другой стороны, официального обращения к России об осуществлении контртеррористической операции тоже пока нет. Что может сделать Ереван, чего пока не делается?
- Хотелось бы понять: что такое всеобщая мобилизация в понимании армянских властей? Какие шаги, кроме обозначенных и заявленных, уже реализуются?
Давно пора осознать, что те или иные действия в информационном пространстве – это не реализация функций власти. Функция власти - направление четкого мессиджа на официальном бланке, а не лайвы в Фейсбук и твиты. Функция власти - формирование и озвучивание четкой и определенной официальной позиции.
Мы справедливо гордимся своими солдатами и своей военной элитой. Армия решает совершенно иные задачи, однако мы не видим, какая работа ведется на уровне политических властей, в том числе дипломатии. То, что известно, удручает: повторение – в который уже раз! - тех принципов, которые завели нас в никуда, более того, полностью исказили суть вопроса Арцаха. Между тем, давно уже очевидно, что эти принципы заводят нас в то тупиковое болото, в котором мы находились все последние десятилетия.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть конкретные шаги именно на дипломатическом фронте?
- Во-первых, армянская дипломатия должна четко и адресно зафиксировать тот факт, что принцип территориальной целостности не действует в отношении незаконного и провалившегося государства. В вопросе Арцаха действует один- единственный принцип: спасение от геноцида. Если это не озвучивается, если нет четкого посыла о том, что только признание дает возможность сохранить жизнь и государство арцахских армян, все остальное продолжает раскачивать те «качели», на которых мы качаемся все последние десятилетия.
Требование признать Арцах во имя спасения созрело сразу по нескольким причинам.
Первое – Азербайджан – failed state, то есть несостоявшееся государство. Оно не обладает никакой властью на территории Республики Арцах.
Второе. Азербайджан не имеет никаких прав на суверенитет над территорией, никогда ему не принадлежавшей.
Третье. Принцип Remedial recognition (Признание во имя спасения) последовал за Remedial secession (Отделение во имя спасения), который действует в отношении Арцаха на протяжении 30 лет. Однако эта убедительная позиция до сих пор не была озвучена на официальном уровне со стороны Армении.
Армения обязана немедленно отреагировать на призыв президента Республики Арцах, не давая возможности крупным державам вмешаться. Воля армянского народа по всему миру выражается достаточно четко, но несколько, так сказать, разноадресно. Необходимо направить все организуемые сегодня массовые акции, мероприятия и шаги на одну цель: признать Республику Арцах независимым государством с признанием ее суверенитета и территориальной целостности. Все действия Турции и Азербайджана охарактеризовать как в политическом, так и в правовом смысле как действия террористических государств.
Подчеркну: перевод вопроса Арцаха из плоскости мертвых схем в плоскость реалий – это не возможность для Армении, а ее обязанность.
- Сегодня с утра Азербайджан совершил нападение уже на южную границу самой Армении, опять-таки возникает вопрос: каковы должны быть шаги нашего государства?
- В ситуации непосредственной опасности уже границам РА есть четкие направления действий. Вчера премьер-министр обратился к народу с просьбой дать советы. Пользуясь этой возможностью, призываю:
1. Сегодня же создать Государственный комитет обороны с соответствующими обоснованиями и передать этому органу всю полноту власти.
2. Обратиться по установленной процедуре в ОДКБ либо напрямую к России, поскольку налицо сразу несколько угроз со стороны Турции и Азербайджана. Это и террористические операции – значит, можно обратиться с призывом осуществить контртеррористическую операцию. Это и немедленное вовлечение в регион миротворческих сил с тем, чтобы потом уже четко сделали свою работу политики и военные специалисты.
И повторюсь: это не возможность, а обязанность властей Армении. В противном случае власти страны должны будут ответить за свое бездействие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-10 09:29
«Викен Эулджекчян, армянский пленный, содержащийся в Азербайджане с 2020 года, решился на молчаливый, но крайне болезненный протест - голодовку, которая длится уже более 15 дней. Его требование до боли простое: телефонный звонок жене Линде. Всего один звонок, простая человеческая связь – это все, чего он хочет», – говорится в письме филиала «Общества помощи армянским сиротам» (SOAR) в Буэнос-Айресе, адресованном Международному комитету Красного Креста.
-
2025-05-09 09:16
Пятый раз настает 8-9 мая без Шуши, второй – без Арцаха. И с каждым годом заметно меняются настроения и тональность сакрального дня. Если 4 года назад, спустя всего несколько месяцев после катастрофического «9.11.2020», люди были в скорби, шоке и растерянности, не зная – отмечать или нет былой тройной праздник (знаменитый армянский Եռատոն), то сегодня в общественной атмосфере чувствуется совсем другое. Лозунг «Возвращению – быть!», потрясший многих 24 апреля на Факельном шествии, постепенно воспринимается как императив, которому нет альтернативы.
-
2025-05-02 09:57
27 апреля Институт по предотвращению геноцида им. Лемкина опубликовал первую часть своей новой серии предупреждений «красный флаг» (Red Flag Alert) под названием: «Ось геноцида - США, Азербайджан, Турция, Израиль, Россия и эпоха «приемлемого геноцида», которая посвящена трагическим событиям в Арцахе. В предисловии к серии директор Института Элиза фон Джоден-Форджи констатирует: «Геноцид становится приемлемым и обыденным».
-
2025-04-29 09:56
"Поддавшись угрозам Азербайджана, в Университете Беркли запретили показ посвященного Арцаху фильма Сарин Айрапетян "Моя сладкая земля". Это уже второй случай цензуры с этим фильмом. И если первый был в арабской стране – Иордании, то на сей раз это случилось в США, в Университете Беркли, где зародилось Движение за свободу слова. Да еще и в Центре прав человека, где был запланирован показ фильма 24 апреля. Университет Беркли закончил Аво, чье имя американский Фейсбук также подвергает цензуре. В стране, которая учит мир тому, что есть свобода слова", - написал режиссер и общественный деятель Ованнес Ишханян.