Последние новости

ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА

Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.

В КОМНАТКЕ В 12 КВ.М. УЖИВАЮТСЯ уникальные образцы дудука и шви, саза, тара, каманчи и бамбира, европейских флейт, контрабасов, аккордеонов, а также единственные в своем роде струнные инструменты - джут, манджут и тавджут, разработанные Мануком и апробированные на разных сценах мира. Здесь же хранится шляпа самого Фрунзика Мкртчяна, которой как-то раз сам актер "короновал" музыканта.

Как рассказывает Манук, небольшой обветшалый дом-мастерская принадлежал армянину-беженцу из Вана, который чудом спасся от Геноцида, добрался до Еревана и в точности воспроизвел здесь свое ванское жилище. 

"Можно сказать, с этого дома начинается история Геноцида 1915 г., унесшего не только полтора миллиона армянских жизней, но и огромный пласт культурного наследия, диалектов, исторической памяти, - рассуждает музыкант. – Образцы армянских национальных инструментов дошли до нас не полностью: немало инструментов, изображения которых сохранились в армянских средневековых рукописях, миниатюрах, керамике и т.д., канули в Лету. Некоторые из дошедших до нас инструментов и сегодня находятся на грани исчезновения, поскольку не используются в воспитательно-образовательном процессе".

Музыкальность Манука проявилась с детства. Мальчик любил петь, в том числе и армянские народные песни. Особенно звучной и душевной в его исполнении была песня "Хехч мшеци" ("Бедный мушец"), домочадцы говорили, что она "скроена и сшита" по нему. Манук обучался игре на аккордеоне, учитель обнаружил в нем большие способности, посоветовал родителям дать мальчику профессиональное музыкальное образование. Так он оказался в музыкальной школе им.Т.Чухаджяна. 

"В те времена в моде были доол, кларнет, аккордеон, играя на которых, как считали в народе, можно было прокормиться. Но в школе я выбрал виолончель: мне понравилась форма, внешний вид этого магического инструмента, его бархатное звучание, - рассказывает Манук Арутюнян. – Искру любви к виолончели поддержал и мой учитель Камо Тагворян, методы преподавания которого помогли мне полностью погрузиться в музыку. А затем я услышал Мстислава Ростроповича, игра которого полностью изменила мой внутренний мир и отношение к музыке. Я окончательно решил выбрать профессию виолончелиста".

В ГОДЫ УЧЕБЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ им. Арно Бабаджаняна Манук продолжил постигать технику игры на своем инструменте, участвовал в конкурсах и даже стал лауреатом. Продолжив учебу в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, он играл в составе квартета. На третьем курсе появилась возможность принять участие в международном конкурсе, и педагог посоветовал Мануку приобрести хороший инструмент. А дальше все решила фортуна: одна из приятельниц сказала, что есть вакансия в Государственном ансамбле народных инструментов и предложила Мануку попытаться занять ее. Вскоре молодой музыкант не только стал частью этого коллектива, но, будучи талантливым и образованным струнником, играл на старинных армянских инструментах камане, бамбире и других.

За 5-6 лет концертов и гастролей по Армении в составе ансамбля Манук познал классическую основу армянской национальной музыки, научился отделять арабские мелизмы, грузинский фольклор от армянских тагов, шараканов. Большую помощь в этих открытиях оказал руководитель ансамбля "Гандзер" Григор Даниелян, известный сейчас под именем Даниел Еражишт. Общение с ним помогло Мануку лучше узнать, как старинную армянскую музыку, так и средневековую европейскую. В период работы в составе ансамблей "Шаракан" и "Гандзер" Манук Арутюнян побывал с концертами во Франции, Чехословакии, России, Швеции, Бельгии, Канаде, Люксембурге, Корее, Индии и других странах, где не упускал возможности изучать местную старинную музыку и инструменты. Он искал инструмент, на котором можно было исполнять и классику, и народную музыку. Так в его умелых руках родился, а точнее, возродился джут – старинный армянский струнный инструмент, изображения которого были обнаружены на глиняных сосудах во время раскопок в Двине. 

Манук уверяет: какими бы умелыми ни были руки мастера, он не может просто взять и изготовить инструмент, он должен знать историю и своего, и других народов мира, их культурные корни. Джут – струнный инструмент V-VII вв., возродился в мастерской Манука Арутюняна в результате долгих исследований в 1985-87 гг. Будучи, по мнению мастера, предтечей европейской скрипки, виолончели и армянских струнных инструментов, он вскоре нашел свое место в семье струнных инструментов. Джут обладает оригинальным звучанием, богатыми тембровыми оттенками, близкими к тембрам человеческого голоса. Его музыка звучит не просто красиво, она завораживает. Через год, в 1987 г., Манук заявил о рождении в своей мастерской нового инструмента – манджута (от слов "Ман-ук" и "джут"), а затем и 4-го струнного инструмента тавджута..

"Я ОБНАРУЖИЛ 5-СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЧЕЛО-ПИККОЛО - "маленькую виолончель", изготовленную по просьбе Иоганна Себастьяна Баха, и задумал создать нечто похожее по размерам, но отличное по форме. Разработал его строение, сгладив острые углы виолончели, и округлил их, использовав разные виды дерева. На гриф пошел брусок орехового дерева, подаренный мне мастером Грантом Шатикяном и привезенный еще его бабушкой из Вана. Верхняя часть сделана из 200-летней ели, а "тело" из дерева груши. Манджут похож по форме на женскую фигуру, обладает необычным тембром и звучанием, в котором сливаются звуки каманчи, виолончели, саза, скрипки. Однажды меня посетил врач Нубар Джаноян. Услышав манджут, он сказал, что этот инструмент способен излечивать людей", - рассказал Манук и продемонстрировал звучание инструмента. 

Впервые манджут зазвучал в 1989 г. на концерте в Канаде, затем стал сопровождать Манука Арутюняна на всех концертах. Музыкант исполняет на нем армянскую народную, духовную, ашугскую музыку, произведения Комитаса. Ему довелось играть и на острове Ахтамар во время освящения креста, установленного на куполе церкви Сурб Хач., в Игдире и Ване, где он сразу почувствовал себя как дома. Предки Манука – выходцы из Басена, Карса, Муша, Эрзрума. В Западной Армении он встречал курдов и зазов, в чьих жилах течет армянская кровь.

За годы деятельности Манук выпустил немало сольных дисков, записав армянскую средневековую, духовную и народную музыку. А еще раздарил детям и взрослым сотни шви собственного изготовления. Но одно из его ценнейших достижений – коллекция национальных инструментов, первенцем которой был саз армянского поэта, филолога, издателя 17-18 вв. В коллекции уникальные европейские и армянские инструменты, в том числе и 250-летний шви, привезенный из села Нарек близ озера Ван, которые соседствуют с инструментами Ирландии, Эквадора, Индии и других стран. Манук Арутюнян занимается и реставрацией инструментов и делает все, чтобы сохранить их в первозданном виде. 

"Я ПЫТАЮСЬ УБЕДИТЕЛЬНО ПОКАЗАТЬ, где корень того или иного инструмента, кто "дед", а кто "внук". Сегодня наши соседи приписывают себе армянское культурное наследие, и вся моя деятельность направлена на то, чтобы максимально пресечь их наглое вранье. Именно поэтому я мечтаю о создании музея старинных инструментов, где может разместиться вся моя коллекция, где будет зал для концертов с использованием этих инструментов. Но на все нужно финансирование, а до национальной культуры сегодня никому нет дела. Скоро будет стерт с лица земли и мой дом-мастерская в угоду новострою и бизнесу. А куда мне деть коллекцию – часть нашей исторической памяти?" - сетует мастер.

"Я еще не встречал Армению, уместившуюся в таком маленьком месте", - сказал несколько лет назад Шарль Азнавур, оказавшись в мастерской Манука Арутюняна. Эту встречу музыкант до сих пор вспоминает с гордостью. А однажды на репетицию ансамбля "Гандзер" зашел Фрунзик Мкртчян. Манук играл на виолончели, экспериментируя с европейской музыкой, которую пытался играть на армянский лад. Легендарный Фрунзик произнес: "Браво!", снял свою шляпу и надел ее на голову виолончелиста.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНКУРС ИМЕНИ ХАЧАТУРЯНА ПРИВЛЕЧЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2020-05-25 10:45
      1599

      Международный конкурс им.Арама Хачатуряна, несмотря на закрытые границы, не намерен сдавать позиции: с 6 по 15 июня он примет на своей площадке музыкантов из разных стран. Правда, площадка нынешнего конкурса будет работать в режиме онлайн, где на суд жюри и слушателей будут вынесены выступления прошедших отбор конкурсантов. Однако хачатуряновский конкурс, как всегда, отличится креативом и пройдет с применением современных технологий и, в частности, в сотрудничестве с искусственным интеллектом.

    • ЖИВОПИСНЫЙ МНОГОТОМНИК АРМЕНА ВАГРАМЯНА
      2020-05-21 17:36
      2792

      Мастерская Армена Ваграмяна поражает аккуратностью, не очень-то свойственной художникам. На полках - разложенные в определенном порядке краски, собранные в кувшин кисти, прислоненный к стене мольберт, расставленные по жанрам картины – здесь каждая вещь занимает свой, отведенный ей уголок. Оглядевшись по сторонам, понимаешь: порядок – черта характера Армена, максимально отраженная в его живописном творчестве. 

    • ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ "ДИАЛОГА КУЛЬТУР"
      2020-05-20 09:33
      3071

      Общественной организации "Диалог культур" без малого 8 лет. Она активно пропагандирует современное армянское искусство как в Армении, так и за рубежом. "Диалог культур" создал невероятную возможность для обмена опытом между деятелями модерн-арта Армении и других стран в разных форматах. Самый нашумевший из них – "Ереванская международная биеннале художественной печати", ставшая первым в своем роде проектом, дважды прошедшим с участием сотен мастеров изобразительного искусства из разных уголков планеты.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" ЗАЦВЕТЕТ В НОЯБРЕ
      2020-05-19 10:22
      3159

      Традиционное проведение Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в июле 2020 г. не состоится. Впервые за историю кинематографии все три ее составляющие – съемки, производство и показ, были приостановлены с начала весны. Организаторы 17-го фестиваля приняли решение дождаться лучших времен и перенесли этот праздник кино на первую неделю ноября – с 1 по 8-е. Правда, и здесь есть большое "но". Если пандемия и карантин до осени не прекратятся, "Золотой абрикос" в этом году, вероятно, и вовсе не "зацветет".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
      2020-05-14 10:40
      4013

      Сейчас, когда не знаешь, с кем  и о чем говорить, мыслями обращаешься к художникам, композиторам, за чьим творчеством следишь много лет, чьи  биографии уже давно нельзя разделить  на то или иное произведение, превосходное  или удачное - неважно: существует  личность в  нераздельности своих пристрастий, взглядов, убеждений.

    • Известны имена десяти лучших участников Мирзояновского фестиваля
      2020-05-12 18:19
      462

      В день рождения народного артиста СССР, многолетнего председателя Союза композиторов Армении Эдварда Мирзояна, 12 мая, видеоматериал с 10 лучшими произведениями участников республиканского конкурса-фестиваля юных композиторов, будет показан на официальных страницах в Facebook Союза композиторов Армении, Министерства НОКС Армении и Ереванской государственной консерватории им. Комитаса.

    • ОГРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ЕДИНСТВА
      2020-05-07 10:15
      5030

      Творческие работники всегда тяготели к объединению, к содружеству. Как правило, эти объединения основывались на общности взглядов, на общих подходах и принципах в решении творческих задач. Именно из этих соображений в 1994 году возникла новая творческая организация - Армянская музыкальная ассамблея.

    • МАСТЕР ПОЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ
      2020-04-15 10:29
      6721

      Завсегдатаю современных концертных залов, даже обладающему  богатой фантазией, довольно сложно представить, как проходили концерты  полвека назад, какая атмосфера царила в зале, чьи имена исполнителей вызывали ажиотаж у любителей музыки. Но это не относится к замечательному музыкальному деятелю Самвелу Ерицяну. Oн помнит многое из концертной жизни не только последнего десятилетия. Общаясь с ним, можно узнать  нечто особенное, исключительно важное, значительное, безмерно ценное, связанное даже с именами тех музыкантов,  которых многие не помнят. Остается только изумляться исключительности этого явления. Хотя вряд ли стоит удивляться: ведь музыка и все, что связано с ней - это его жизнь. Замечательный музыкант и мастер по изготовлению инструментов Самвел Ерицян востребован всегда.