Альвина ГЮЛУМЯН: "НАМ НЕОБХОДИМО ЗАЩИТИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ"

После заявления 10 ноября, подписанного главами России, Армении и Азербайджана, множество вопросов правового характера, в том числе вопросы территорий, границ, пленных и без вести пропавших повисли в воздухе. Так, после прекращения огня целый ряд карабахских населенных пунктов (более 180) по условиям подписанного заявления передается Азербайджану. На фоне молчания армянских властей сдаются и те села, о которых изначально и речи не было. Оставившие родные дома люди оказались буквально на дорогах.

НЕ МЕНЕЕ ПЛАЧЕВНА СИТУАЦИЯ С ПЛЕННЫМИ, без вести пропавшими и погибшими, чьи тела не переданы Армении. В Сети, что ни день, появляются видеоролики с издевательствами над армянскими военнопленными, мирными жителями, многие - весьма преклонного возраста. И хотя юристы Артак Зейналян и Сирануш Саакян проводят колоссальную работу, направляя в ЕСПЧ жалобы с требованием обеспечения жизни и здоровья людей, совершенно очевидно, что мы имеем дело не с той страной, которая хоть как-то придерживается международных норм.

А в уполномоченных органах официального Еревана - полная неразбериха. Да, в Министерстве обороны создана Комиссия по вопросам пленных и без вести пропавших, но занимается она все больше сбором информации. По утверждению возмущенных людей, до сих пор толку от деятельности Комиссии не слишком много. Теперь, по словам премьера, создается еще и межведомственная рабочая группа. Очень хочется надеяться на ее дееспособность, хотя люди уже не сомневаются, что это просто очередной популистский шаг премьера. А пока близкие без вести пропавших мечутся между Минобороны, офисом омбудсмена и Красным Крестом, но так и не получают ответов на свои вопросы.

Можно представить себе горе тех, чьи дети, по данным МО, значатся в списках погибших, а тела их не отдают. Власти страны ответственность за всю эту трагическую ситуацию перекладывают на МО, Красный Крест, офис омбудсмена, а также на группы юристов, занимающихся оформлением исков по пленным в Евросуд. Впрочем, нам всем известно, как искусно умеет эта власть перекладывать с себя ответственность на кого угодно. В этом умении равных премьеру просто нет.

Мы видим, что родные пропавших без вести, число которых не называется даже приблизительно, практически ежедневно проводят акции протеста, требуя проинформировать о том, какие шаги предпринимают власти страны. Направили письмо президенту РФ Путину, ждут помощи от него. При полном отсутствии профессионализма и элементарно человечного подхода со стороны властей своей страны, вполне закономерный шаг. Люди не надеются на свое государство, чей парламент в столь сложный для страны момент продолжает заниматься политическими преследованиями оппозиции, даже не приближаясь к злободневной повестке.

Невероятная жестокость подхода государства состоит в том, что несчастные люди, чьи дети или близкие в плену, пропали без вести или погибли, обивают пороги разных ведомств, перемещаясь из одного учреждения в другое в надежде что-то узнать о судьбе близких или возможности получить их тела. Такое мнение в телефонной беседе с судебным обозревателем "ГА" высказала Альвина Гюлумян, которая более 13 лет проработала судьей от Армении в Евросуде. "Эти люди должны получать информацию не выходя из дома, их, переживающих страшное горе, нельзя тревожить. То, что происходит у нас, просто бесчеловечно!", - заявила она.

А. ГЮЛУМЯН ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ПОСЛЕ подписания международных договоров (в данном случае трехстороннего заявления от 10 ноября) в обязательном порядке по каждому из указанных пунктов разрабатываются и подписываются протоколы, которые вносят детальную конкретику в общие постулаты. Однако, мы не видим ничего подобного, ни по части пленных, ни беженцев, ни территорий. В результате творится полнейший произвол, азербайджанцы занимают карабахские деревни, непонятны границы, нет ясности в вопросах обмена военнопленными и т.д. Все это не оговорено, не обозначено, не учтено. Вот и некому, получается, предоставить людям достоверную и внятную информацию. "Во все эти вопросы необходимо внести правовую ясность, - заметила А. Гюлумян. Меня удивляет бездействие армянской стороны. Ведь если не сделать этого сейчас, потом чего-то добиваться будет очень трудно".

На вопрос, насколько реальны уже озвученные притязания азербайджанской стороны отсудить в международных инстанциях порядка 50 млрд. долларов за ущерб, якобы нанесенный Арменией "оккупацией Нагорного Карабаха", собеседница ответила, что говорить заочно, без имеющего места факта, на основании невнятных заявлений азербайджанских источников в прессе, очень сложно. "Если подобная жалоба от Азербайджана поступит, тогда и будет понятно, о чем именно идет речь, какие правовые аспекты затронуты, на что сделан упор. И лишь тогда можно будет говорить о возможном результате в международных инстанциях", - заявила А. Гюлумян, добавив, что как бы то ни было, нашим юристам не следует расслабляться, необходимо создавать группы профессионалов, которые уже сегодня должны изучать правовые последствия имевших место трагических событий, разрабатывать аргументы, доводы нашей стороны, готовить иски и контрдокументы в международные инстанции.

Что касается вопроса о том, существует ли реальная угроза для экс-министра обороны Сейрана Оганяна, в отношении которого в Азербайджане возбудили уголовное дело и объявили в международный розыск, А. Гюлумян опять-таки заметила, что, хотя на первый взгляд это и кажется несерьезным и не заслуживающим внимания, но многое зависит от того, какой сценарий намерены реализовать азербайджанцы. Учитывая, что ни Армения, ни Азербайджан не являются членами Международного Уголовного суда, обратиться туда они не могут. Впрочем, есть возможность сделать это не напрямую, а через третьи страны или Совет безопасности ООН. Иными словами, на первый взгляд, реальной угрозы нет, но опять-таки не следует расслабляться. По мнению нашей собеседницы, армянским юристам под эгидой государства необходимо взять курс на опережение Азербайджана с детальной разработкой контраргументов.

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ПОДПИСАНИЯ САМОГО ТРЕХСТОРОННЕГО заявления, то наша собеседница пояснила, что, в соответствии с законодательством, любой документ получает силу после прохождения соответствующих инстанций внутри страны. А именно – парламента и Конституционного суда. Данный документ не прошел этих инстанций. А. Гюлумян уверена, что необходимо сделать это хотя бы сейчас постфактум. На вопрос о возможном недовольстве России, не говоря уже об Азербайджане, при таком развитии, А. Гюлумян ответила так: "Когда народ защищает свои интересы, вернее, пытается защитить то, что еще возможно, ничто другое не имеет значения. Осторожнее следовало бы быть в своих высказываниях и формулировках, а не думать об осторожности в правовом воспроизводстве. Сейчас нам необходимо в рамках существующего права защитить собственные интересы, и это важнее, чем реакция других стран. Нужна тщательная профессиональная экспертиза на предмет того, все ли пункты соответствуют нашему законодательству. Мегри еще можно спасти!"

Основная тема:
Теги: