В НС КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Пожалуй, вчерашний инцидент в НС, когда страсти накалились настолько, что в зал заседаний вошли десятки сотрудников безопасности, послужил своеобразным триггером для общественности, наблюдающей за происходящим в парламенте уже вторую неделю. И дело даже не в том, кто был прав, кто - нет, по большому счету оба лагеря хороши. А в том, что и так было очевидно: налицо кризис политического дискурса, его бессодержательность, которую оба лагеря камуфлируют агрессивными, или дружелюбными, или эпатажными сценами.

БОЛЕЕ ТОГО, РАЗВЕРНУВШАЯСЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ДИСКУССИЯ на тему "брать или нет оппозиции мандаты?", которая, казалось бы, после решения оппозиции пойти в парламент исчерпана, получила свое продолжение. На сей раз перевесило мнение, что не стоило все же оппозиции идти в парламент. А уж после вчерашнего инцидента стало очевидным, что в парламенте, в зал заседаний которого по требованию спикера с целью навести порядок входят два десятка сотрудников безопасности, а за спиной спикера сразу вырастают два телохранителя, оппозиции делать нечего. Таково мнение правозащитника Рубена Меликяна, по словам которого "не важно, когда это будет зафиксировано - завтра или, скажем, через несколько месяцев, важно то, что ГД, таким образом, нарушил неприкосновенность зала заседаний НС".

Впрочем, от реакции людей, моментально отреагировавших в социальных сетях на происходящее, фракции, и власти, и оппозиция почувствовали, что переигрывают. Наверное, этим можно объяснить, что выборы председателей комиссий после этого пошли более быстрыми темпами.

Даже разбирать не имеет смысла, кто, что, когда сказал, после чего начались нешуточные разборки. Как не имеет смысла и перечислять, на какие слова теперь руководство НС наложит табу. Понятно ведь, что этот список будет расширяться, точно так же, как увеличивается давление на СМИ вообще и расширяются рамки ограничений для освещающих работу парламента журналистов. Задача номер раз оппозиции сегодня в том, чтобы не скатиться на уровень представителей фракции власти, постоянно провоцирующих ложью, манипуляциями, нападками, стремлением списать с себя вину, а то и свалить ее на оппозицию. Что, следует заметить, весьма сложная задача. Даже для таких заседающих сегодня в НС опытных политиков, как дашнакцаканы. И не всегда оппозиции удается с ней справиться. Очередным доказательством чему стал вчерашний инцидент, от которого осталось мерзопакостное впечатление. Причем, судя по откликам в сети, у сторонников и власти, и тем более оппозиции. Очевидно, что не постоянного бултыхания в прошлом и не беспрестанного ощущения дежавю ожидали те, кто отдал голоса оппозиции. Да, миссия оппозиции в НС, как утверждают ее "отцы", - во имя интересов нации и государства приблизить крах власти. Но с поведением, которое явно не тянет на тактику и раздражает даже сторонников оппозиции, сделать это не удастся.

КАЗАЛОСЬ БЫ, В ОТСУТСТВИЕ У ВЛАСТИ НАЦЕЛЕННЫХ НА БУДУЩЕЕ программ (сколь бы она ни утверждала, что будущее есть) оппозиции будет чем заняться в парламенте. Но пока… Пока этот затянувшийся марафон по выборам председателей парламентских комиссий, марафон ни о чем, демонстрирует обратное. Возможно, картина изменится, когда руководящий состав, комиссии НС будут сформированы и парламент наконец перейдет к работе, к разрешению проблем, которых на самом деле непочатый край. Во всяком случае очень хочется на это надеяться…

А пока налицо кризис политического дискурса. Тот, что был до выборов, исчерпал себя, считает политолог Степан Даниелян, поясняя: "Революционеры" лишились возможности свалить вину за свою бездеятельность на "прежних", а "контрреволюционеры" - своего главного козыря, что смена власти, мол, общественное требование. Таким образом политический дискурс Армении после выборов исчерпал себя. Теперь создалась новая ситуация, где должны сформироваться новая политическая лексика, новые "белые и черные", новые цели и новые недовольства. Действующая власть и оппозиция оказались в интеллектуальной пустоте. В интеллектуальной пустоте оказалась также общественность.

Идейная несостоятельность - самое плохое, что может случиться с политическими игроками: в этих условиях политический смысл их существования исчезает, однако они "по должности" обязаны в парламенте что-то говорить, о чем-то спорить или хотя бы создать иллюзию политической борьбы. Из-за отсутствия политического дискурса политическая система существовать не может, а формирование нового дискурса предполагает создание нового политического поля и новых игроков, -.считает Даниелян, с сомнением заключая: - Получится это или нет, покажет время".

Основная тема:
Теги: