Андраник ЧАВУШЯН: "КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОРОГУ НАЗАД, ДОМОЙ"

Село Ариаван, известное старым названием Ахавно, бросается в глаза сразу при въезде на территорию Республики Арцах. Выстроенные в несколько рядов светло-песочные дома с крышами разных оттенков красного невозможно не заметить с трассы Горис - Степанакерт.

 Андраник ЧАВУШЯН: 'КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОРОГУ НАЗАД, ДОМОЙ'НО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ АККУРАТНАЯ ТАБЛИЧКА с названием села - Ариаван, что в переводе с армянского означает "поселение мужественных людей". И оно оправданно, ведь Ариаван - единственный населенный пункт, который местные жители, удерживая в своих руках в дни последней Карабахской войны, не сдали и после подписания злосчастного заявления от 9 ноября 2020 г. Произошло это благодаря стойкости сельского старосты Андраника Чавушяна и ариаванцев, не покинувших родную землю и свои дома, несмотря на многочисленные угрозы азербайджанских военных и разъяснительную работу миротворцев. В итоге, как с улыбкой говорят сельчане, Андраник, не владея русским языком, смог найти общий язык с миротворцами. Сегодня они охраняют от посягательств село Ариаван, а староста делает все возможное, чтобы возродить здесь жизнь.

"Откуда вы?" - спросила я Андраника, услышав его западноармянскую речь. Староста Чавушян, вперив в меня взгляд, гордо произнес: "Из Сасуна, где появился знаменитый эпос о Давиде Сасунци. Моих предков турки вынудили бежать с родины в период Геноцида. Я сам родился в Сирии, но с ранних лет перебрался с родителями в Ливан, где получил образование, приступил к работе, начал карьеру. Однажды я с благотворительной миссией приехал в Армению, а оттуда - в Арцах и понял: мои дети должны родиться здесь. Мы не "керибы"-скитальцы, как пытаются представить нас, армян Спюрка, турки, укравшие у нас родину. Мы - древний народ с богатейшим наследием, борющийся за историческую справедливость и свое законное право жить на земле предков".

Андраник Чавушян перебрался в Арцах 7 лет назад. Его решение не удивило маму, тикин Кнар, которая, несмотря на возраст и нежелание вновь переезжать, в глубине души приняла решение сына.

"Если мы ценой крови тысяч армян освободили Арцах - часть нашей Великой Армении, мы обязаны жить там, на земле предков, чтобы помочь ее процветанию. Ведь земля прочна, когда ты на ней живешь, возделываешь ее, пускаешь корни" - этот довод Андраника для тикин Кнар поставил точку в решении переселиться в Арцах. К тому времени Андраник нашел себе жену, красавицу Кристине из Армении. Молодая семья пожила немного в Бейруте, затем переехала в Ереван, где родилась их дочь Кнарик, а сыновья Аветис, Ишхан, Аспет и Ваан появились на свет уже в Арцахе - на земле предков Кристине.

Жизнь поначалу была нелегкой: семья Чавушян обосновалась в одном из ущелий Бердзора, куда не заезжали машины, Андраник работал на ГЭС, занимался ее сооружением. Жили они в небольшом домике с протекающей крышей, зачастую без воды, но Андраник неустанно повторял: "Наш народ пролил кровь за эту землю, и мы обязаны ее обжить. Потерпите пару лет - и жизнь наладится, я обещаю". И выполнил обещание.

 Андраник ЧАВУШЯН: 'КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОРОГУ НАЗАД, ДОМОЙ'В 2017 г. АНДРАНИК ЧАВУШЯН ПЕРЕЕХАЛ С СЕМЪЕЙ В АХАВНО - АРИАВАН. В селе было всего 20 домов, но вскоре по его инициативе была реализована инвестиционная программа благотворительной организации Artsakh Roots Investment (ARI). Число домов в селе перевалило за 60. Число жителей Ариавана постепенно росло, в том числе и за счет репатриантов из Спюрка. Андраник был назанчен сельским старостой и вместе с односельчанами начал поднимать свою ариаванскую целину.

Село развивалось, жизнь налаживалась, однако 44-дневная война разрушила все, вынудив мирное население взять в руки оружие. Сопротивляться врагу было сложно: некоторые мужчины погибли, защищая Родину, часть жителей выехала в Армению, Андраник остался с небольшой группой мужчин, женщинами и детьми. С утра, как только раздавался первый выстрел, староста эвакуировал женщин и детей в соседнее село Тех (в Ариаване нет убежища) и быстро возвращался на позиции, а с наступлением вечера возвращал сельчан в свои дома. И так все 44 дня войны.

Часть хранящихся на складе продуктов он отправил в Бердзор, чтобы уберечь от вражеского снаряда и поддержать бердзорцев, заминировал окрестности села, чтобы преградить подступ азербайджано-турецким войскам и наемникам, по ночам ходил по лесам, стреляя в воздух, чтобы создать впечатление присутствия вокруг села защитников-армян. Враг дважды пытался войти в село, но, как говорит Андраник, "туркам не повезло: оба раза я был на месте".

Мужественный Ариаван выстоял, но оказался вне карты политических решений. Статус села сегодня под вопросом. В чью территорию оно входит? Ответ старосты Чавушяна ясен: здесь издревле жили армяне, Карабах не оккупирован, а освобожден армянами, здесь он, Андраник, и остальные соотечественники построили дома, посадили деревья, родили детей и пустили свежие корни.

"Исторически и фактически это армянская земля, и мы, ариаванцы, не намерены ее отдавать врагу. Мы - мирный народ, наши герои воюют за Родину, защищают своих женщин и детей, а не режут головы юношам и старикам, не рубят топором спящих людей. Мы не сафаровы, мы - армяне, ценящие мир и истинную дружбу. Но кто придет к нам с мечом, от меча и погибнет, - говорит староста, указывая на решение о 5-летнем присутствии в Лачинском коридоре российских миротворцев: - Уже прошел год, но еще 4 года здесь останутся миротворцы, и мы, думаю, можем жить спокойно. А что произойдет за это время, известно одному Богу. Может, Эрдоган отойдет к своему Аллаху, а раздираемый внутренними противоречиями Азербайджан лопнет... Хотят отдать нас Азербайджану? Пусть отдают. Мы все равно из села не выйдем. Ариаван - армянская земля".

ПОСЛЕ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ АНДРАНИК ЧАВУШЯН ПРИСТУПИЛ к восстановлению села, и первым делом - школы, в которую с 1 сентября пошли не только местные дети, но и школьники из Бердзора, чьи родители пожелали воспитывать своих детей в мужественном духе Ариавана. В Ариаван-Ахавно приехала из Степанакерта и учительница английского языка, чтобы жить с учениками одной общиной и заниматься их образованием. Открылся медпункт, который может обслуживать и стоящих у подступов к селу миротворцев. Часть жителей вернулась обратно, других сельский староста ждет, надеясь на их патриотизм. Друзья оказывают селу гуманитарную помощь, но Андраник против подобного решения насущных проблем. Он хочет развить в Ариаване малые бизнесы, например, открыть пошивочную артель, опыт организации которой имеет его жена Кристине, экономист по специальности.

"Для начала можно шить рабочие перчатки, жилеты, предметы одежды и обихода первой необходимости, вывозить их в близлежащие города и села Арцаха и Армении. Я хочу основать в Ариаване небольшую пекарню для выпечки хлеба и лаваша, которые сам готов вывозить в Тех и Горис. Мы сможем обеспечить хлебом наше население, а прибыль с продажи пустить на закуп муки и выдачу зарплат пекарям. Нам надо научиться самоокупаемости, а дальше жизнь покажет", - говорит Андраник Чавушян.

При поддержке Комитета Красного Креста село получило семена и скоро готовится собирать урожай. Наш соотечественник из США Арсен Ширванян передал Ариавану цыплят, и сегодня село обеспечено курами и яйцами. Поначалу были серьезные проблемы с водой, но староста умудрялся через личные связи привозить воду бочками. Селу нужен детский сад - число детей позволяет на официальном уровне иметь дошкольное учреждение. Сегодня здесь проживают 45 семей, в большинстве многодетных. Андраник с верными ариаванцами пытается решить и вопрос внутреннего ремонта части домов, находящихся на балансе правительства Арцаха, чтобы заселить их вынужденными переселенцами из оккупированных регионов страны, открыть магазин, но пока не все дается ему легко.

ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ о статусе Ариавана-Ахавно остаются нерешенными многие вопросы. Староста Чавушян обратился в правительство за поддержкой в вопросах водоснабжения, организации убежищ, открытия детсада хотя бы на базе одного из пустующих жилых домов. Согласие пока пришло лишь по первому пункту. Что касается артели и пекарни, то тут нужны средства, но пока не решен вопрос статуса Ариавана, не решается и вопрос инвестиций.

"Нам нужно развивать сельское хозяйство. Если народ будет привязан к своей земле, он никогда ее не покинет. А я хочу, чтобы мы, армяне, жили в Ариаване всегда и не покидали село, - рассуждает Андраник. - Сегодня правительство выдает в помощь арцахцам, вынужденно переселившимся в Армению, субсидии на развитие сельского хозяйства. А ведь было бы верно финансировать и тех соотечественников, кто остался в Арцахе и кто скоро, я уверен, вернется в свои дома".

Андраник Чавушян сохраняет в Ариаване традиции. 11 июля он организовал здесь празднование Вардавара с участием гостей из Степанакерта и других населенных пунктов Арцаха. Раз в неделю, к воскресенью, староста относит письмо миротворцам с просьбой разрешить сельчанам посещение церкви на холме прямо за блокпостом. Российские военные отвечают добром, и ариаванцы от мала до велика проводят в церкви молебен, зажигают свечи... Андраник готовится и к другому христианскому обряду, который станет большим сюрпризом для сельчан.

"Когда я уезжал из Бейрута, где занимался ювелирным делом, мне все говорили: "У тебя хорошая зарплата, ты на пути к карьере, у тебя дом и спокойная жизнь. Зачем тебе ехать в Арцах?" Я объяснял, что дело не в деньгах и карьере, а в любви к Родине, вере в то, что наши предки, убитые во время Геноцида, и воины, погибшие на фронтах Арцаха, будут с гордостью смотреть на нас с небес, зная, что мы возрождаем родную землю. Неверно сжигать свои дома и оставлять села. Дома должны прочно стоять на земле, чтобы каждый знал свою дорогу домой".

Фото Айка Папикяна

Ереван - Ариаван - Ереван

Основная тема:
Теги: