НА ГРАНИЦАХ СТРОЯТ КРЕПОСТИ, А НЕ МОНАСТЫРИ

Перестройка коммуникаций в Тавуше – это не только потеря земель

Азербайджан в 2021-2022гг. оккупировал по самым скромным подсчетам около 220 кв.км территории Армении в Вайоц Дзоре, Сюнике и Гегаркунике. Однако занимающий кресло премьер-министра Армении Никол Пашинян, так называемый, сторонник суверенитета и территориальной целостности страны площадью в 29,8 тыс. кв. км (уже меньше), объявил о том, что не исключает начало делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном именно с Тавуша. Не с Сюника, не с Вайоц Дзора и не Гегаркуника. А именно с Тавуша.

«ЭТОГО, ВИДИМО, ТРЕБУЕТ АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СТОРОНА. А почему они должны были захотеть начать, скажем, с Сюника, чтобы мы потом еще и сказали: вот вы зашли на нашу территорию, а теперь обратно уходите? Понятно, что азербайджанцев как раз устраивает Тавуш. Но мы же могли не согласиться и сказать, чтобы процесс делимитации начался с самой северной части, а после метр за метром, уточняя, дошли бы к конечному результату. Но – нет, мы готовы согласиться с тем, чего требует азербайджанская сторона», - говорит в беседе с нами бывший министр транспорта и связи Генрих КОЧИНЯН.

Итак, судя по заявлениям Н.Пашиняна, действующие власти планируют построить в Тавуше новые участки дорог, которые выходят за пределы границ Армянской ССР.

Речь, в частности, о межгосударственной дороге Иджеван-Ноемберян, ведущей к границе с Грузией, которая, пояснил экс-министр транспорта и связи, изначально, еще в советские годы была построена армянской стороной. Плюс, все расходы на ее содержание, ремонт и эксплуатацию несла именно Армения.

«Мы ее построили, и мы эксплуатировали. И с момента строительства дороги вплоть до сегодняшнего дня мы же и осуществляли все расходы на ремонт и содержание трассы», - пояснил наш собеседник.

Что касается заявлений Пашиняна о важности перестройки коммуникаций в тех районах Тавуша, которые де-юре расположены за пределами Армении, чтобы предотвратить возможные проблемы, то, по мнению экс-министра, такой расклад, наоборот, приведет к более чем серьезным проблемам для армянской стороны.

«Начиная с села Севкар до села Джуджеван дорога на этих участках очень близка к азербайджанской границе. И если перестроить коммуникации, отодвинув дорогу на этом отрезке назад, то определенные земельные территории у нас останутся необработанными, поскольку сельчане не рискнут обрабатывать свои участки в непосредственной близости к азербайджанским постам. Это относится к селам Воскепар, Баганис, Киранц, Ачаркут. Также там может возникнуть другая проблема, о которой никто сейчас не думает. Существует республиканская дорога, которая после села Баганис дальше идет к селам Воскеван, Коти и Барекамаван. Так вот, эта дорога в случае перестройки коммуникаций попросту примкнет к азербайджанской границе, создав серьезную проблему безопасности для жителей этих трех сел», - объяснил Г.Кочинян.

По его словам, и сегодня около 3-4 км дороги после Воскепара мы практически не используем, объезжая эту часть непосредственно через село. А если и в других частях дорога будет отодвинута назад, то получится, что ныне используемая основная дорога более не будет эксплуатироваться и придется построить и ездить по новой.

«Альтернативная дорога будет пролегать через лес. То есть, из Ноемберяна в Иджеван, по правой части дороги придется углубиться в лес и построить там новую дорогу, содержание которой впоследствии будет крайне сложным процессом из-за природно-климатических условий», - рассказал о последствиях запланированной властями перестройки коммуникаций в Тавуше наш собеседник.

 НА ГРАНИЦАХ СТРОЯТ КРЕПОСТИ, А НЕ МОНАСТЫРИИНЫМИ СЛОВАМИ, НЕ ФАКТ, ЧТО АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ДОРОГУ СМОЖЕМ НОРМАЛЬНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ. Но даже, если предположить, что она будет служить своей цели, обеспечив в том числе безопасный проезд для нас, возникнет другая проблема - уже экономического характера. К примеру, на сегодня в таких крупных селах Тавуша, как Кохб и Бердаван, значительную часть приватизированных пахотных земель сельчане не могут использовать, потому что они находятся под обстрелом азербайджанцев.

«Как только пшеница созреет на полях, они оттуда начинают поджог полей. И вот люди посеяли, но урожай собрать не смогли. Второй год то же самое. На третий они, естественно, перестали использовать поля. То же самое произойдет с другими селами, если межгосударственную дорогу отодвинут вглубь. Земли, оставшиеся по ту сторону дороги никто не будет больше использовать, и мы понесем огромные экономические потери. Взять, например, село Барекамаван, расположенное после Коти. Если дорога, ведущая туда, станет опасной, то никто в селе не останется. Казалось бы, территория эта будет нашей, но при этом абсолютно безлюдной. Ведь вопрос не только в потере стольких-то километров, а еще и в том, сможем ли мы использовать оставшиеся под нашим контролем земли», - изложил суть дела экс-министр транспорта и связи.

Тем временем глава армянского правительства пугает нас новой войной. На днях, общаясь с жителями приграничных сел в Тавуше, Пашинян отметил, что, если Ереван не выполнит требования Баку о передаче Азербайджану ряда приграничных сел, то начнется война. То есть армянский премьер полагает, что эти села принадлежат азербайджанцам. И его абсолютно не смущает тот факт, что недалеко от села Киранц есть два средневековых монастыря - монастырь Киранц 8-го века и монастырь Аракелоц 13-го века.

«Как вы думаете, армяне построили бы на границе монастырь? На границах крепости строят, а не монастыри. Или же другая наша средневековая церковь, которую можно увидеть, проезжая со стороны Иджевана к Ноемберяну, по правую сторону дороги. Эту территорию азербайджанцы называют своей. Это что, получается, что в 10-м веке армяне решили на территории Азербайджана построить армянскую церковь? Мы многое можем доказать, основываясь на исторических фактах. Ведь все это были армянские земли, и каждый метр сегодня надо отстаивать. Вся наша общественность должна сейчас выступить, все ученые, историки, картографы, представители церкви, имеющие соответствующие архивные документы. Но, увы, безразличие охватило наш народ. Очень плохо, когда ты становишься безучастным не только к судьбе чужих людей, но и к своей собственной, более того – к будущему твоей Родины. Еще немного безразличия, и случится необратимое», - заключил наш собеседник.