ХИЛЬДА ЧОБОЯН: С КАКОЙ СТАТИ ФРАНЦИИ КРИТИКОВАТЬ ПОЗОРНУЮ ПОЛИТИКУ АРМЕНИИ?

«Я выразил солидарность Франции в ответ на попытки дестабилизировать демократию в Армении. Я также подтвердил нашу поддержку его смелых усилий по установлению мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией» - так прокомментировал вчера свой телефонный разговор с Пашиняном президент Франции Эмманюэль Макрон, для пущей убедительности написав пост на армянском языке. Эти слова вызвали возмущение в армянском обществе, а ряд политиков и экспертов назвали их поддержкой становлению авторитаризма в Армении и вмешательством во внутренние дела страны.

ПО ПРОСЬБЕ «ГА» ЗАЯВЛЕНИЕ МАКРОНА ПРОКОММЕНТИРОВАЛА глава парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ», известный французский общественно-политический деятель Хильда ЧОБОЯН.

«Прежде всего, отмечу, что позиция Запада в отношении происходящих в Армении событий преследует собственные цели. В частности, позиция властей Франции в отношении Азербайджана в последнее время подверглась некоторым изменениям. И тот факт, что посол Франции в этой стране недавно посетила Бердзор и Шуши и выступила там с заявлениями, несет в себе определенный посыл.

Проблемы во взаимоотношениях Парижа и Баку сводятся к ряду факторов. Во-первых, ряд граждан Франции сейчас находится в азербайджанских тюрьмах. Один из них был недавно освобожден, и я предполагаю, что взамен Париж со своей стороны предпринял конкретные шаги. Какие именно – мы еще увидим, но скорее всего поездка и заявления посла составляли часть договоренности.

Во-вторых, это торгово-экономический фактор. Возникшие в двусторонних отношениях проблемы, вызванные деятельностью Баку в Новой Каледонии и других заморских территориях Франции, возможно, нанесли ущерб интересам Парижа в этой сфере. По всей вероятности, обе страны прилагают усилия для нормализации отношений.

Так что не нужно ничему удивляться. В конце концов, почему Франция должна критиковать политику Пашиняна, если этого не делает народ Армении? Если армяне потеряли Арцах, если завтра потеряют юг страны, это не особо беспокоит Францию, у которой были и есть собственные интересы в регионе.

Вопрос тут в другом: армянский народ, по крайней мере значительная его часть, уверен в том, что Франция должна решить все проблемы Армении. Безусловно, Франция – дружественная Армении страна, в первую очередь потому, что здесь проживает порядка 600 000 армян. Но подобное дружественное отношение заканчивается в тот момент, когда происходит столкновения интересов. И Франция, конечно же, не станет воевать вместо армян, если, скажем, тот же «Зангезурский коридор» станет реальностью. 

Очень многие армяне уверены, что Франция – «старший брат» Армении, и что если французы тепло относятся к армянам, то Франция обязана спасти Армению. Это просто недоразумение. Давно пора понять: армянские интересы должно отстаивать отнюдь не французское государство. Франция, как, кстати, и Россия, в первую очередь преследует свои собственные интересы.

Если Армения проводит такую позорную политику, то ни одна страна не станет вопреки своим интересам критиковать эту политику и выступать против нее».

Полностью интервью с Хильдой Чобоян будет опубликовано на нашем сайте в ближайшие дни.