УГРОЗА ИЛИ СТЕРЕОТИПЫ?

Турция представляет серьезную угрозу для Армении, сказал во вторник в рамках ежегодной конференции центрального аппарата МИД, дипломатов и сотрудников консульств министр иностранных дел Армении Зограб МНАЦАКАНЯН, передает АРКА.

"Отказ Турции от установления взаимоотношений с Арменией, экономическая блокада страны, продолжение отрицания Геноцида армян и в последнее время оправдание этих действий, безоговорочная и открытая поддержка Азербайджана в контексте карабахского конфликта создают серьезную угрозу безопасности Армении", - сказал Мнацаканян. По его словам, это вызывает постоянное противостояние, что обуславливает политику Армении по обеспечению региональной безопасности, в том числе в контексте внешнеполитических приоритетов страны.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: с этим, конечно же, нельзя не согласиться, как говорится,  на все сто. Другое дело, что в контексте политики и риторики нового правительства Армении данное заявление выглядит чуть ли не уникальным. Или беспрецедентным, как любит называть те или иные явления и события премьер-министр. Заметьте, серьезная угроза  безопасности Армении со стороны Турции, о которой сегодня говорит глава МИД, уже больше года практически напрочь потеряла свое место во внешнеполитической повестке Армении.

За прошедшее после смены власти время премьер-министр, глава МИД, другие армянские чиновники имели массу встреч с зарубежными коллегами, выступали на различных международных площадках, но при этом не припоминаю, чтобы этот ключевой вопрос безопасности Армении где-либо поднимался. Не припомню, чтобы кто-либо из представителей армянской власти где-нибудь говорил о блокаде Армении со стороны Турции, тогда как сам факт блокады является актом агрессии. Не припомню, чтобы кто-то из представителей новой армянской власти где-то говорил о политике отрицания Анкарой факта Геноцида армян. И тут, как бы ни пытались противники "старого режима" очернить все прошлое, не признать очевидного не могут: раньше армянская власть предпринимала последовательные шаги в области привлечения внимания мирового сообщества к деструктивной политике Турции, а со сменой власти этот элемент не просто выпал из списка наших приоритетных внешнеполитических задач, о нем просто забыли.

Пожалуй, в этом плане заявление Мнацаканяна можно считать редким упоминанием одной из важнейших задач обеспечения безопасности Армении. Правда, здесь есть одно "но". Заключается оно в том, что хотелось бы видеть в роли адресатов этого заявления не только представителей дипломатического корпуса Армении. Повторюсь, это тот вопрос, который по идее должен был муссироваться на всех международных площадках, в ходе зарубежных визитов руководства Армении и переговоров с иностранными коллегами. Тем более с союзниками Анкары. В частности, с США.

ПРИМЕРНО ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ глава правительства Армении отправится в Америку. Пока повестка визита Пашиняна, список лиц, с которыми он будет встречаться, не уточнены. По крайней мере об этом заявил на днях  глава МИД Армении. Известно лишь то, что Пашинян примет участие в сессии Генассамблеи ООН. Будет ли поднят в ходе американских встреч вопрос турецкой угрозы, сказать сложно, хотя очевидно, что он (вопрос) - один из самых актуальных для Еревана. В ходе прошлогодней сессии Генассамблеи, например, глава армянского правительства предпочел с трибуны ООН привлечь внимание к более важным  персонально для него вопросам. В частности, говорил он о беспрецедентности "бархатной революции". Может, на сей раз совершит другой беспрецедентный для постреволюционной Армении шаг? Может, заговорит о реальной турецкой угрозе? Она ведь была актуальна и для Армении с прежним "ненавистным режимом" и злободневна для Армении "бархатной".

На самом деле политика Анкары - вызов армянским  государственным и национальным интересам, вызов исторической справедливости, вне зависимости от того, кто сегодня стоит у руля армянской власти. Другое дело, что есть люди, есть силы, предпочитающие называть эти вызовы "историческими стереотипами".

В этом контексте нельзя, конечно, не упомянуть советника президента США Джона Болтона. Напомню, примерно год назад Джон Болтон озвучил версию о необходимости отказа от "исторических  стереотипов", а из внешнеполитической повестки Армении практически полностью исчез элемент турецкой угрозы. Складывается впечатление, что весь этот год Ереван самозабвенно доказывал свое признание "болтоновской" модели и желание отказаться от "стереотипов". В ходе предстоящего визита в США Никол Пашинян имеет возможность или развеять это впечатление, или укрепить. Или заявить о серьезной угрозе Армении со стороны Турции, или промолчать, подставив под стереотипный удар армянские государственные и национальные интересы…

Основная тема:
Теги: