"ШТОРМ НАД КАСПИЕМ": ВСЁ БЛИЖЕ К АРМЕНИИ

Недавняя эскалация военно-политической напряженности армяно-азербайджанском приграничье могла быть в немалой степени обусловлена стремлением Баку привлечь пресловутые "международные миротворческие силы", либо же непосредственно вооружённые формирования под эгидой НАТО для "охраны" (патрулирования) нефте- и газопроводов, проложенных из Азербайджана в Турцию через территорию Грузии.

УКАЗАННЫЙ СЦЕНАРИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАЦИЯХ ПРОРАБАТЫВАЛСЯ как в форматах трёхстороннего турецко-грузино-азербайджанского взаимодействия, так и планом "Шторм над Каспием", разработанным под эгидой Массачусетского технологического института (США) и его профессора Д. Файна ещё в середине 1990-х годов. Суть документа – провоцирование противоречий в Кавказско-Каспийском регионе с их последующим "урегулированием" под военно-политическим патронажем США / НАТО, с перспективой размещения военных баз в ряде стратегически важных районов Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.

В захлестнувшем российские СМИ вихре комментариев и мнений часто звучал недоумённый вопрос – отчего на этот раз эпицентром столкновений стал не Нагорный Карабах (как в 2016 г.) и не армяно-нахичеванская граница (как в 2014 и 2018 гг.), а относительно компактная приграничная полоса не демаркированной границы между армянским Тавушем и азербайджанским Товузом? Конечно, причин множество, и также неоднократно назывались. Годами приграничные армянские сёла находятся в зоне прямого поражения снайперов и артиллерии противника, что делает практически невозможными сельскохозяйственные работы и лишает местных жителей важного источника существования.

Постоянные обстрелы и диверсионно-террористические вылазки хорошо вписываются в более широкую антиармянскую стратегию Баку, которой там никогда не скрывали, более того – всячески гордились. Немаловажным её элементом стала "трубопроводная дипломатия", нацеленная на исключение Армении из трансграничных коммуникационных проектов. Спекулируя на географической приближённости Тавушского марза Армении к району пролегания трубопроводов, некоторые "икорные конспирологи" и анонимные Telegram-болтуны продолжают выискивать в произошедшем "руку Москвы" и "Газпрома", действуя точно по Геббельсу: чем нахальнее и абсурднее ложь – тем охотнее в неё поверит невежественная публика. На это уже ответил представитель Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян: Ереван в состоянии лучше обеспечить безопасность нефте- и газопроводов, проходящих по Азербайджану, чем кто бы то ни было в регионе. Между тем, сценарий внешнего (при этом, безусловно, дружественного официальному Баку) военного контроля над районами пролегания трубопроводов тем более актуален - в связи с резким падением цен на азербайджанские газ и особенно на нефть (что остаётся общемировым трендом) и стагнацией зарубежного спроса на эти виды энергоресурсов Каспийского бассейна, наблюдаемый с конца 2019 года.

ПО ДАННЫМ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА, в рамках недавних договоренностей стран ОПЕК+ эта страна должна сохранить ежедневное производство сырой нефти в мае-июне текущего года на уровне 554 тысячи баррелей, в июле-декабре – 587 тыс. барр., в январе-апреле 2021 года – 620 тысяч баррелей. Эти объемы минимум на 15% ниже уровня нефтедобычи в 2019 году. Что же касается цен на "черное золото", то если в июле 2008 г. они были не ниже 146 долл. за баррель, то в июле 2020 года – около 35 долл./барр. Последствия такого ценового обвала очевидны, в том числе – для социально-политической стабильности в стране. Поэтому самое время "сплотиться для отпора Армении", особенно – вблизи основных экспортных нефте- и газпроводов из Азербайджана…

Пожелания относительно возможного иностранного военного "опекунства" в той или иной форме демонстрировались на днях многими политиками Азербайджана. Так, вице-президент Государственной нефтяной компании (SOCAR) Эльшад Насиров заявил, что, дескать, "...Армения не случайно начала военную операцию против Азербайджана – за три месяца до начала поставок азербайджанского газа в Европу. Сейчас операции проходят не в Нагорном Карабахе, а на армяно-азербайджанской границе. Вся инфраструктура по выводу энергетических ресурсов Азербайджана в западные страны и на мировой рынок находится в этом регионе". При этом Эльшад-бей фактически впрямую призвал США к военному вмешательству: "...Приглашаю наших коллег из Вашингтона и других (Турцию и, в целом, НАТО – Прим. ред.) подумать о том, насколько уязвимы Транскаспийский регион и как обеспечить военную и физическую безопасность коридора, обеспечивающего энергетическую безопасность Европы". Не забыл он и о Трансадриатическом трубовроводе – последнем участке Южного газового коридора, который также включает в себя два других трубопровода, проходящих через Грузию и Турцию, начало работы которого (в сентябре-октябре 2020 года) будет означать уменьшение зависимости Европы от поставок российского газа.

Иные "аналитические умы" идут ещё дальше. Скажем, глава Центра политических и экономических исследований Far Centre Хикмет Гаджизаде считает, что "Азербайджан имеет, согласно Уставу ООН, право на силовую операцию по освобождению своих территорий. С другой стороны, Азербайджан является энергетическим партнером ЕС, альтернативным источником углеводородов для Европы. Отказываясь, скажем, от закупок азербайджанских нефти и газа, Запад нанесет удар по своим же интересам". Более категоричен экс-глава меджлиса партии "Республиканская альтернатива" Азер Гасымлы: "Армения создаёт угрозы проектам, ориентированным на Запад, способствующим интеграции региона (!) в Европу. Несмотря на какое-либо внешнее давление, Баку не остановит боевых действий, пока полностью не возьмет под контроль ситуацию на данном направлении, пока не обеспечит безопасность гражданского населения и военных позиций".

РАЗУМЕЕТСЯ, В АРМЕНИИ ОПРОВЕРГЛИ ДОМЫСЛЫ как азербайджанских горе-аналитиков, так и их российских "коллег", силящихся дискредитировать взаимовыгодное армяно-российское сотрудничество, в том числе в рамках ОДКБ. Между тем, рассуждения "пикейных жилетов" с "бакинского бульвара" подкрепляются вполне осязаемым сотрудничеством режима Алиева с НАТО с западным альянсом. Так, в 2018 году они проводились в условиях горно-лесистой и городской местности, в сложной оперативной обстановке, предполагающей комплексное радиоэлектронное противодействие, применение противником крылатых ракет и авиации. Согласно российским источникам, "проводимый комплекс мероприятий учитывал развертывание коллективных союзных сил, необходимое для стабилизации военно-политического кризиса и гуманитарной обстановки. Указанный спектр задач учитывает специфику последних обострений "карабахского кризиса", а также потенциальные угрозы в ходе дестабилизации Южного Азербайджана". А в момент очередного обострения ситуации на границе Армении с Нахичеваном специалистами сил специальных операций США в составе инструкторской миссии и мониторинговой группы командования сухопутных войск НАТО проводилась комплексная оценка возможностей подразделений военной разведки Азербайджана. Отрабатывалось проведение разведывательно-диверсионных, контрразведывательных мероприятий в сложной тактической обстановке и условном взаимодействии с силами Североатлантического альянса. Полученные мониторинговой миссией данные могли быть учтены в коллективном оборонном планировании НАТО. В том числе (позволим себе высказать такое предположение) – для организации различных провокаций, которые, как показывает опыт бывшей Югославии или Сирии, можно будет использовать в качестве предлога для интернационализации конфликта.

По ряду признаков, Нахичеван – вотчина турецких военных специалистов, плотно интегрированных в структуру дислоцированной здесь отдельной общевойсковой армии Вооружённых Сил Азербайджана. Хорошо известно, Анкара – полностью на стороне "братского" Азербайджана, и, по некоторым данным, распиаренные беспилотники класса "Байркатар" уже прибыли на берега Апшерона. "...Турция своими высказываниями и поведением наносит серьёзный ущерб мирному урегулированию карабахского конфликта, что представляет собой угрозу безопасности Армении", – говорится в заявлении МИД Армении. В Ереване обосновано усматривают в непримиримой позиции западного соседа "не только приверженность оказанию безоговорочной поддержки Азербайджану, но и неприкрытые претензии в отношении Южнокавказского региона, которые президент Турции и вторящие ему прочие официальные лица пытаются обосновать ссылкой на некую "историческую миссию“ Турции в нашем регионе".

НА ПИКЕ КОНФЛИКТА ТУРЕЦКИЕ СМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОППОЗИЦИОННЫЕ режиму Эрдогана, такие, как "Джумхурриет", наперебой обвиняли Россию в нежелании "подвести мирные переговоры к окончательному решению" (очевидно, имеется в виду решение на условиях Баку). Не исключается изданием и вариант с прямым вмешательством в конфликт США и НАТО (в который входит Турция) на стороне Азербайджана: "...конфликтной обстановкой довольны и США. Азербайджан – чуть ли не союзник США. В экономической сфере Азербайджан, прежде всего, сотрудничает с США в целях экспорта своих энергоресурсов на мировые рынки, особенно в Западную Европу". Одновременно в Вашингтоне "...видят и такие возможности, как географическое положение Азербайджана и доступ к Каспийскому морю. Потому США будут продолжать выстраивать стабильные отношения с Азербайджаном, чтобы не потерять важного союзника… США прилагают усилия к тому, чтобы Азербайджану пришлось обратиться к ним за помощью и в военном отношении".

Помимо антироссийского подтекста, эти весьма откровенные рассуждения относительно взаимной приоритетности США и Азербайджана могут быть "медийным" отражением планов наследников Бжезинского вовлечь Баку региональную антииранскую коалицию под предлогом "защиты" экспортных нефте- и газопроводов. Любые военные эксцессы в регионе могут рассматриваться в качестве желанного повода к "миротворческому" вмешательству в рамках пресловутого "Шторма над Каспием". Вряд ли в Америке, несмотря на известный рост противоречий в этой стране в преддверие очередных президентских выборов, забыли о когда-то разработанных прожектах по провоцированию хаоса на своих "дальних" (а для России и Ирана – очень даже ближних) рубежах.

Алексей БАЛИЕВ, Андрей АРЕШЕВ

russia-armenia.info