Давид ТОНОЯН: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ УГРОЖАЕТ НАШЕМУ НАРОДУ
Эксклюзивное интервью бывшего министра обороны Армении Давида Тонояна Медиамакс
- После окончания войны в Армении и за ее пределами обсуждается Ваше известное высказывание «новая война – новые территории». В частности, 18 января его упомянул на пресс-конференции и глава МИД России. Не жалеете об этом заявлении?
- Это заявление, сделанное почти полтора года назад на встрече с армянской общиной США, стало ответом на заявления военно-политического руководства Азербайджана о намерении решить арцахскую проблему военным путем, которые «обосновывались» неэффективностью переговоров.
Сколько бы не твердили Алиев и некоторые армянские политические деятели, данное заявление не могло стать поводом для провала переговоров и начала войны. По той же логике война могла начаться в любой день, поскольку азербайджанское руководство постоянно говорило о военном решении конфликта. Более того, на протяжении десятилетий в мире «не замечают» заявлений Алиева о том, что «Ереван - историческая азербайджанская территория».
Следует четко зафиксировать, что стороной, отказавшейся от мирного политического урегулирования конфликта, был Азербайджан. Инициаторами нарушения переговорного процесса и начала войны стали Ильхам Алиев и подстрекавшая и всячески помогавшая ему Турция.
По моему глубокому убеждению, фортификация позиций, организация боевого дежурства на передовой и оснащение современным вооружением и техникой в условиях географических рубежей, занятых армянскими силами после 1994 года, в долгосрочной перспективе не решали сверхзадачу обеспечения безопасности и экономического развития армян Арцаха.
Какой была конечная цель сохранения занятых рубежей на вышеупомянутых территориях: восстановление исторической справедливости, обеспечение долгосрочной и стабильной безопасности армян Арцаха и Республики Армения, или создание благоприятных условий для переговорного процесса по международному признанию статуса Арцаха взамен на возврат территорий?
Со всей уверенностью могу утверждать, что не первое, не второе и не третье. В нынешних геополитических условиях вопросы долгосрочной и устойчивой безопасности и экономического развития не были бы решены в условиях существующих рубежей и концептуально оборонительной концепции, и провал переговоров рано или поздно привел бы к войне.
Таким образом, проводившаяся в течение 26 лет оборонная и внешняя политика в невоенных условиях обеспечила в рамках имеющихся социальных, демографических и экономических возможностей четвертый вариант - «выгодную» для армянской стороны непрерывность процесса урегулирования.
- Вы говорили, что в случае войны армянская сторона должна перенести военные действия на территорию противника. В частности, Вы сказали, что «в случае необходимости наши специальные подразделения могут создать хаос в тылу противника». Почему этого не произошло?
- Действительно, создание штурмовых подразделений и их подготовка для ведения действий на территории противника, оснащение наших вооруженных сил многофункциональными истребителями, различными БПЛА и сверхточными ракетно-артиллерийскими системами, а также развитие разведывательных возможностей и сил специального назначения в итоге должны были привести к концептуальным переменам.
Однако утвержденная 17 февраля 2018 года президентом Армении «Программа модернизации Вооруженных сил Армении на 2018-2024гг.», отредактированный и вновь принятый Советом безопасности в 2019 году План развития ВС, пересматриваемая правительством «Программа развития вооружений и военной техники», инициированный «Стратегический пересмотр обороны» не были реализованы в полном объеме. Мы не успели подготовиться к «бесконтактной» войне с применением вооружения 5-го поколения.
В своем видении развития приоритетов сферы обороны и ВС, опубликованном 9 июня 2020 года, я отмечал, что начался масштабный процесс перевооружения Вооруженных сил, начиная со стрелкового оружия и заканчивая ракетными системами и боевой многофункциональной авиацией, но мы находимся в начале пути.
Переоснащение было направлено, в частности, на оснащение подразделений ВС таким мобильным, современным и высокоточным оружием, которое могло бы действовать в режиме автоматического управления и обеспечивать децентрализованную независимую работу подразделений. Убежден, что у нас не было альтернативы, кроме как воевать именно в таком формате.
Все заявления делались с учетом предсказуемости возможных действий противника и региональных развитий, однако с недостаточной оценкой рисков непосредственного вовлечения в военные действия Турции, массового привлечения наемников и полной блокировки маршрутов поставок.
Если предложенные мною программные и концептуальные подходы оцениваются как «громогласные», «оторванные от реальности» и «угрожащие», то проявления некомпетентности, слабости и меланхолия некоторых армянских политиков являются угрозой безопасности для нашего народа. Мы уступили в неравном во всех отношениях противостоянии, но это не дает никому права играть с национальным достоинством нашего народа. Следует остановить этот психологически изматывающий политический кошмар и вместо того, чтобы навязывать людям комплекс неполноценности, следует проанализировать ошибки, извлечь уроки и работать. Мы заплатили очень высокую цену, тысячи молодых людей отдали свои жизни за Родину и защиту наших интересов, и пораженческие выступления оскверняют их память.
- Многие утверждают, что, проработав два десятилетия со вторым и третьим президентами Армении, Вы совершили предательство, согласившись войти в состав правительства Никола Пашиняна.
- Согласившись весной 2018 года возглавить министерство обороны, я руководствовался исключительно чувством долга. Я работал во имя Республики Армения, а указанные вами «многие» придерживаются стереотипов о госслужбе, особенно в сфере обороны и безопасности, либо руководствуются другими мотивами и интересами. Я склонен рассматривать версию о других интересах, так как вижу, как старательно и последовательно в армянское медиапространство импортируются сплетни обо мне и моей семье, источниками которых являются азербайджанские телеграм-каналы.
Что касается человеческих взаимоотношений с бывшими и действующими деятелями, то они находятся в сугубо личной плоскости и, получая посторонние оценки, как правило, становятся сплетнями.
- За два с половиной года Вооруженные силы часто получали прямые или скрытые удары от правящей политической силы или связанных с ней неправительственных и других организаций. Почему Вы публично не отвечали на них?
- Я сторонник практичного и гибкого метода управления изменениями. Одним из основных факторов, тормозящих процесс необходимых изменений, является естественная склонность людей к инерции. Люди сопротивляются переменам, потому что они могут причинить им дискомфорт. Мы живем в Армении, где «сохранение лица» играет большую роль в межличностных отношениях, и я предпочитал терпеливо работать со всеми сторонами, ожидая изменения сознания или восприятия как со стороны партнеров во власти, так и представителей НПО.
- Начальник Генштаба ВС Оник Гаспарян сообщил, что 12 июня 2020 году на заседании Совета безопасности Армении он сказал, что «нашим противником является уже не только Азербайджан, но и Турция. Следовательно, Армения не может эффективно сопротивляться совместному военному потенциалу этих стран, и нужно мобилизовать весь политико-дипломатический потенциал, чтобы избежать войны или хотя бы отложить ее». Какой была Ваша позиция на том заседании Совета безопасности?
- На заседании был доложен скоординированный и согласованный подход минобороны и Генштаба.
- В таком случае, насколько адекватной Вы считаете PR-кампанию июльских боев в Тавуше, которая не могла не вызвать дополнительных волнений в Азербайджане и Турции?
- «PR-кампания» и «дополнительная обеспокоенность Азербайджана и Турции» были последними, что интересовало нас - представителей Вооруженных сил. Боевые действия ВС Армении были практически безукоризненными с точки зрения достижения военных целей, но для нас была неожиданной неуравновешенная реакция Алиева и азербайджанской элиты, к которой добавились довольно жесткие «братские» заверения Турции о необходимости наказать Армению за «незнание региональных реалий и дестабилизацию ситуации».
- Оник Гаспарян говорил также, что на 4-й день войны заявил, что необходимо в течение 2-3 дней принять меры, чтобы остановить войну, иначе на каждый следующий день войны у нас будут все более неблагоприятные условия для переговорного процесса. Какова была Ваша позиция?
- Министерство обороны и Вооруженные силы искренне и самоотверженно сделали ради победы больше, чем могли. А анализ, сделанный на основе холодного расчета Генштаба, был согласован со мной.
- Есть много публикаций и свидетельств о том, что в Армии обороны Арцаха царил хаос, в планировании боевых действий принимали участие люди, не имевшие таких полномочий. Как могла возникнуть такая ситуация?
- Убежден, что после стабилизации внутриполитической ситуации будет проведено расследование, и будут даны ответы на все вопросы такого рода.
- Что Вы считаете своим наибольшим личным упущением во время войны?
- Мне не удалось преодолеть нечеткость в организации командной вертикали премьер-министр - минобороны - Генштаб во время войны и возникающие вследствие этого препятствия. В частности, в тех вопросах, который касались мобилизации, роли и функций Совета безопасности, функций и должностных отношений между Вооруженными силами Армении, Армией обороны и президентом Арцаха, организацией самообороны в Арцахе и эвакуацией населения.
Согласно новой Конституции, принятой в 2015 году, во время войны министр обороны фактически исключается из процесса планирования и ведения боевых действий, поскольку эти полномочия возлашаются на главнокомандующего и начальника Генерального штаба. После внесения поправок в Конституцию была предпринята попытка решить эту нечеткость посредством «Закона об обороне», чего, как показала жизнь, оказалось недостаточно.
Тем не менее, как я уже говорил в своем послании от 20 ноября, я готов нести свою долю ответственности.
- Как во время войны, так и в послевоенный период широко обсуждался и обсуждается вопрос о том, поддержала ли Россия своего союзника Армению, или нет? Какова Ваша оценка?
- На протяжении всей войны я был в постоянном контакте с министром обороны России Сергеем Шойгу. Были дни, когда мы разговаривали по телефону несколько раз в день. По понятным причинам я не буду раскрывать все скобки, но могу однозначно сказать, что в условиях развернутой войны Россия сделала максимум для выполнения своих союзнических обязательств. Более того, помимо сугубо оборонной тематики, благодаря постоянной рабочей связи с министром обороны РФ, удалось решить ряд других важных вопросов.
С Давидом Тонояном беседовал Ара ТАДЕВОСЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2021-02-25 21:57345
В пресс-релизах о телефонном разговоре между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом России Владимиром Путиным, размещенных на сайтах лидеров двух стран, прослеживается явное несоответствие.
-
2021-02-25 21:54308
Сегодня некоторые чиновники охарактеризовали заявление непосредственного руководства Вооруженными силами Армении как попытку вооруженного переворота. Однако это не так. Об этом в ходе эфира на своей странице в Facebook заявил председатель Палаты адвокатов Армении Ара Зограбян. "Что должны были сделать Вооруженные силы, если, например, узнали бы, что высокопоставленные чиновники Армении своим поведением представляют для Республики военную угрозу? Хорошо известно, что статья 14 Конституции Армении возлагает на Вооруженные силы обязанность защищать границы и безопасность Армении, а согласно статье 15 закона "Об обороне", на Вооруженные силы возложена задача выявлять военные угрозы и противостоять им.
-
2021-02-25 21:42342
Армянская диаспора как один поддерживают Оника Гаспаряна , Генштаб и нашу доблестную армию. Подписывайте и распространяйте. Мы все против предателей нации и за воинов-львов!
-
2021-02-25 21:13314
Выражаю солидарность и поддержку требованию Генерального штаба Вооруженных сил Армении и руководства воинских частей об отставке Никола Пашиняна и Правительства.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-02-18 11:53545
Бывший посол Республики Армения при Святом Престоле, в Португалии и Суверенном мальтийском ордене, кандидат исторических наук Микаел Минасян в своем телеграмм-канале пишет:
-
2021-02-17 11:312970
Ճակընդըղեն ճիթերավ մարինադ (маринованная свекольная ботва), կյարմուր տախտեղի սալաթ (салат из красного перца), գյավալա, բռնու, կլուբնիկավ, սերկևիլավ վարենի (варенье из сливы, тыквы, клубники, айвы) - консервированные продукты с этими и другими названиями на карабахском диалекте армянского языка уже не новость в столичных супермаркетах. Более того, однажды отведавшие эти продукты ереванцы оценили их так высоко, что обеспечили им повышенный спрос.
-
2021-02-17 10:551760
"Алиев победил бездарную власть" "Я 30 лет не уходил из большой политики", - заявил третий президент Серж САРГСЯН, отвечая на вопрос телеведущего канала "Армньюз" о планах по возвращению в большую политику.
-
2021-02-16 19:04729
Бывший руководитель аппарата Конституционного суда, бывший посол в Польше Эдгар Казарян пишет: