Последние новости

АЛЬБОМ "МОЙ ШУШИ" БУДЕТ ПЕРЕИЗДАН

"Боль утрат и победное ликование, безграничность мира и цену Арцахской войны сильнее всего ощущаешь в Шуши. Все это словно отпечатано в облике Шуши - могущественном и еще не залечившем раны. Если кто-то не бывал в этом белоснежном и светлом городе, не вслушивался в таинство звучания воскресной литургии храма Казанчецоц, не бродил здесь по узким, мощеным и самым красивым улицам мира, он многое потерял. Это город, покоряющий изяществом, не влюбиться в который с первого взгляда попросту невозможно. И каким бы израненным, полупустым и словно одиноким он ни был, все равно восхитителен армянский Шуши..."

С ЭТИХ СЛОВ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ-ФОТОАЛЬБОМУ "МОЙ ШУШИ" начинается экскурс в четвертьвековую историю независимого Шуши - одного из прекраснейших городов армянского мира. Книга была издана компанией ART PR в 2017 г. - к 25-летию освобождения Шуши, в количестве 1000 экземпляров. Последний образец, к огромной благодарности, достался мне в дар от автора, директора - основателя ART PR Гаяне Давтян, которая намерена в ближайшее время заняться переизданием фотоальбома "Мой Шуши".

 Гаяне Давтян"1000 экземпляров - для современного книгоиздания высокий показатель. После выхода в свет книга "Мой Шуши" была выставлена на продажу в книжных магазинах Еревана по солидной, "сувенирной" цене. Это не помешало ей привлечь внимание как местных армян, так и соотечественников из-за рубежа: "Мой Шуши" стали активно раскупать, - объяснила Гаяне Давтян и продолжила: - К сожалению, сегодня, после второй войны в Арцахе, мы оказались в иной реальности, потеряв Шуши. Неожиданный всплеск интереса к книге стал не чем иным, как, с одной стороны, желанием людей сохранить память о городе, который мы обязаны вернуть нашим потомкам, а с другой - сигналом, что альбом с графическим изображением храма Казанчецоц на обложке должен всегда украшать полки книжных магазинов. Я поняла: "Мой Шуши" нуждается в переиздании".

Проект книги-фотоальбома, посвященного белоснежной столице Арцаха, родился у Гаяне Давтян не случайно. Журналист по первому образованию и специалист в сфере бизнес-пиара по второму, она в 2014 г. основала компанию ART PR с целью профессионально заняться продвижением и популяризацией творчества деятелей культуры. Не секрет, что в Армении, если художник или скульптор намеревается, к примеру, организовать персональную выставку, он вынужден заниматься не только своим искусством, но и техническими, организационными, издательскими и другими вопросами, связанными с подготовкой экспозиции, оформлением зала, доставкой работ в этот зал, беготней по типографиям для печати буклетов, флаеров, пригласительных билетов и т.д.

"Имея опыт переквалификации за рубежом, могу с уверенностью сказать, что в развитых странах продвижением деятелей искусства, пиаром их творчества, организацией связанных с ним презентаций, издательских работ, выставок и т.д. занимаются отдельные специалисты. Художнику, скульптору или другому творцу остается лишь рисовать, ваять, готовить свои работы для демонстрации, а в Армении бремя подобной работы ложится на самих авторов. Вот я и решила заняться делом, способным помочь продвижению отдельных армянских творцов и армянской культуры в целом", - рассказывает Гаяне Давтян.

 Книга-фотоальбом 'Мой Шуши'ЗАНЯВ СВОБОДНУЮ НИШУ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИАР-МЕНЕДЖМЕНТА, Гаяне Давтян начала активно участвовать в тендерных проектах, выигрывать их, реализовывать один культурный проект за другим. К ней за поддержкой стали обращаться деятели искусства, а она все больше набиралась опыта в этой области. Более того, прекрасно зная сферу культуры, Гаяне нередко сама выступала инициатором идей, находила для них финансирование, реализуя интересные и востребованные проекты. Одним из них стала и книга-фотоальбом "Мой Шуши". Как отметила глава компании ART PR, в преддверии 25-летия освобождения Шуши стало ясно, что об этом чудесном арцахском городе-крепости за четверть века не издано ни одной работы. Да, есть немало научно-исторических, исследовательских трудов, рассматривающих Шуши в разных аспектах, но памятной книги или каталога, связанного с этапом освобождения и возрождения героического города, нет.

"Я поняла: нужен именно фотоальбом, - объясняет Гаяне Давтян. - Современники легче и быстрее воспринимают фотографии, нежели длинные тексты. Текстовых трудов о Шуши написано не мало. Я решила собрать в одном альбоме работы фотографов - участников первой Карабахской войны, задокументировавших события, связанные с освобождением Шуши, буднями армянских воинов-освободителей и самого города, сгоревшего чуть ли не дотла, но не сдавшегося врагу. К проекту предполагалось подключить и фотографов, снимавших расправляющий спину и возрождающийся после 2000 года Шуши".

После просмотра огромных фотоархивов Гаяне Давтян остановила свой выбор на шести авторах. Это фотожурналисты Рубен Мангасарян, Макс Сиваслян, Акоп Берберян, Акоп Погосян, Мушег Гаспарян и Ваагн Григорян. Их работы представлены в книге отдельно, каждый авторский раздел отделен от другого высказываниями о Шуши видных армянских общественно-политических и культурных деятелей. "...Еще 50, 500, 5000 лет. Шуши навеки будет армянским" - эта фраза национального героя Армении, Героя Арцаха, видного военно-политического деятеля, Спарапета Вазгена Саркисяна задает тон всей книге, просмотровая часть которой начинается с фотоснимков Рубена Мангасаряна. Его работы сменяются фотографиями Акопа Погосяна и фразой писателя-публициста Алвард Петросян. Затем свой взгляд, свое восприятие, свою боль и гордость за Шуши выражают посредством фотографий остальные участники проекта.

 Книга-фотоальбом 'Мой Шуши'КНИГА НАЧИНАЕТСЯ С ПРЕДИСЛОВИЯ ГАЯНЕ ДАВТЯН, в котором наряду с объяснением идеи проекта она делится своей безграничной любовью к Шуши, призывая арцахцев и армян всего мира вернуться на родную землю, чтобы приумножить ее достижения и противостоять врагу. К сожалению, призыв Гаяне не был до конца услышан... В книге "Мой Шуши" также размещена статья историка, писателя-публициста Ваге Лоренца, представляющая летопись города, важные ее вехи, знаменитую "Свадьбу в горах". Перелистывая страницы фотоальбома, невольно проникаешься историей борьбы за свободу Родины, за которую сражались армянские воины в начале 1990-х, дальнейшей борьбы за возрождение города-крепости, олицетворяющего свободный Арцах. Боль утраты сменяется гордостью, переживание - уважением, кадры победоносного шествия перемежаются кадрами возрождения, а запечатленные в фотографиях красоты природы, архитектуры, истории армянского Шуши, его уникальных музеев - безграничной любовью и сжимающей сердце тоской в связи с потерей Шуши сегодня.

"Книга издана на двух языках - армянском и английском, при спонсорстве Риты Саргсян, Рубена Айрапетяна и при поддержке Ерванда Захаряна, Артака Алексаняна. Обложку с графическим изображением символа Шуши - храма Христа Всеспасителя "Казанчецоц" - выполнила художница Наира Агаронян, - отметила Гаяне Давтян. - Презентация проходила в разных городах - в Шуши, Ереване, Гюмри, Бейруте и в других, сопровождалась выставкой вошедших в альбом фотографий. Люди с огромным интересом рассматривали экспонаты выставки, каждый находил что-то близкое сердцу. Дольше всего стояли у фотографии, сделанной Максом Сивасляном в дни первой Карабахской войны. В кадре поникший солдат с окровавленной военной формой в руках. История снимка такова: армянскому воину только что передали одежду погибшего друга; растерявшись, он присел, став объектом внимания фотографа. Мне также нравится фотография Сивасляна, на которой женщина, присев на корточки в разгромленном храме Казанчецоц, зажигает свечи, молясь за мужчин, Шуши, за победу. В новой, переизданной книге "Мой Шуши" я намерена дать информацию о нынешнем статусе оккупированного Шуши и в то же время хочу сделать ключевыми слова Вазгена Саркисяна о том, что Шуши будет армянским - в последующие 50, 500, 5000 лет и навеки. К этому должны стремиться мы и наши потомки".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.

    • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
      2024-04-19 11:15

      Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.

    • КНИГА ДУШИ БАБКЕНА СИМОНЯНА
      2023-08-14 10:46

      Держу в руках поэтический сборник с сине-белой обложкой, где синий – это цвет бесконечного мирного неба, а белый – седовласой горы Арарат. Казалось, оба цвета содержат в себе некий холодок, вызывая ассоциации с небесной прохладой и заснеженными вершинами. Но нет. Бумажная «шкатулка» буквально искрится теплом, которое передается сердцу, а от него разуму. И это не случайно. Книга полна любви и, в первую очередь, к Родине, каждый уголок, камень, памятник архитектуры или горсть земли которой дорога автору, как жизнь.