Последние новости

ТАЙНЫ ПРОСТОЙ МЕЛОДИИ

Программы выступлений Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна отличаются определенной направленностью - временной, жанрово-монографической, национально-характерной. Популярные произведения соседствуют в них с незаслуженно забытыми или впервые исполняемыми.

ПРОГРАММА НЕДАВНЕГО ВЕЧЕРА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ФИЛАРМОНИИ им. А. Хачатуряна особых откровений не обещала: звучали одно из самых популярных произведений всех времен, "Времена года" Вивальди (у каждого слушателя эта музыка на слуху), и "Времена года в Буэнос- Айресе" известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, которому в этом году исполнилось 100 лет. Концерт посвящался юбилею композитора.

"Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы - это не времена года в классическом понимании (как смена сезонов). В названии автор указывает, что речь идет о разных периодах жизни жителей пригорода Буэнос-Айреса. Композитор сочетает различные музыкальные традиции: классическую, джазовую, афро-испанскую, с помощью которых возникает богемный образ Буэнос-Айреса, его души. В оригинальной авторской версии солирующим инструментом является бандонеон - инструмент, который используется в аргентинском танго. Свободную транскрипцию "Времен года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра в конце XX века осуществил композитор Леонид Десятников. В каждую часть этого цикла он включил несколько цитат из "Времен года" Вивальди, учитывая различия сезонов в северном и южном полушариях.

 Как видим, программа была сформирована по принципу контраста, что само по себе не может вызывать возражений. Что же касается самого исполнения, то следует отметить его высокий уровень. Концерт вызвал восторженный прием многочисленной публики, заполнившей Большой зал филармонии. Во многом успех концерта был вызван участием в нем в качестве дирижера и солиста-скрипача популярного в мире музыканта Федора Рудина, лауреата многих международных конкурсов, в том числе и конкурса им. Арама Хачатуряна.

Известно, потенциал оркестра, как бы ни был велик, еще не гарантирует успеха. Особенно если речь идет об аккомпанементе, в котором необходим постоянный живой контакт дирижера с исполнителем солирующей партии. Хорошо известно и то, что далеко не каждый дирижер, даже пользующийся славой солидного мастера, способен сохранить эту репутацию, становясь за пульт в качестве ансамблиста. К счастью, это удалось солирующему скрипачу Ф.Рудину, дирижировавшему струнным составом Армянского симфонического оркестра. К тому же артист пленил слушателей завидной целеустремленностью, глубиной постижения авторского текста, умением целиком погружаться в музыку, отдаваться эмоциональному порыву. Рудин - сама музыка, поэзия и мягкая обволакивающая и увлекающая сила. Источник его воздействия - всепокоряющая доброта, обаяние таланта, соединенные со вдохновенной отдачей музыке всего существа. Как солист, он покорил аудиторию темпераментом, многокрасочностью звучания инструмента, неповторимой индивидуальностью трактовок, творческим горением, неизбежно передававшимися оркестрантам.

 Дирижер и солист-скрипач Федор РудинНАПОМНИМ, ЧТО РОДИЛСЯ ФЕДОР РУДИН В МОСКВЕ, в семье музыкантов. (Дед - композитор Эдисон Денисов, отец - виолончелист и дирижер Алексей Рудин). Начальное образование он получил в Париже, затем окончил Высшую школу музыки в Кельне, где обучался в классе Захара Брона. Свое образование он продолжил в Зальцбурге, а аспирантуру - в Университете музыки и театра в Граце. Дирижированию он обучается в Венском университете музыки и исполнительского искусства.

С неизменным успехом Федор выступает как солист в таких залах, как Стерн Аудиториум Карнеги-холл в Нью-Йорке, Кадоган-холл в Лондоне, Концертхаус в Берлине, Парижская филармония, Дом музыки в Москве, зал Тонхалле в Дюссельдорфе, Музикферайн в Вене и Тонхалле в Цюрихе. Федор Рудин играл под руководством таких дирижеров, как М.Венгеров, Д.Энг, В.Альтшулер, К.Поппен, И.Карабчевский, Д.Бойко и К.ван Альфен. Федор также стал одним из создателей Fratres Trio, названное прессой "новым измерением классической музыки" из-за его нетипичной инструментальной комбинации: скрипка, саксофон и фортепиано. Ансамбль - лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в городе Мюлуз (Франция) и конкурса Fnapec в Париже, также обладатель награды Supersonic Award от люксембургского Pizzicato Magazine за свой первый диск Couleurs d’un rêve. Рудин выступал и как дирижер, стоял за пультом многих оркестров начиная с 2012 года.

Было ощущение, что свободнее всего Рудин чувствовал себя в Ереване. В ереванском концерте ярко выраженная роль "вожака" была особенно уместна в связи с особенностями игры оркестра. По крайней мере она способствовала целостности впечатления. Рудин покорил аудиторию высокой одухотворенностью вивальдиевской музыки и страстно-темпераментным исполнением Пьяццоллы. Огромная внутренняя сила и насыщенность звучания, великолепное владение "крупным планом", проявившиеся в игре этого музыканта, как нельзя более, соответствовали характеру прозвучавшей музыки. Главным достоинством исполнения были удивительная простота, ясность, та особая (не по годам) мудрость, которая заставляет слышать существо музыки и расставляет в этом смысле все по своим местам. Как-то не хочется думать - с блеском ли был сыгран тот самый "штрих", лучше или хуже получился какой-нибудь виртуозный пассаж, забываешь иной раз и о самом исполнителе, который тем самым заставил вас полностью сосредоточиться на музыке.

Безупречная интонация, очарование инструментального бельканто, все, что привлекает публику в игре Рудина-скрипача, было продемонстрировано в этот вечер как бы в многократном увеличении в сочетании с тончайшим ансамблем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА СКРЯБИНА В ЗВУКЕ И ЦВЕТЕ
      2023-06-23 15:31

      Молодая пианистка Гаянэ Асланян широко известна в кругу любителей классической музыки. Лауреат республиканских и международных музыкальных конкурсов, сегодня она привлекает внимание широкой аудитории слушателей, а ее выступления удостаиваются высокой оценки опытных музыкантов и горячих аплодисментов публики.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».