В СВОИХ ПОЛОТНАХ ОН ВИДЕЛ АРМЕНИЮ
Классики армянской диаспоры
Можно любить или не любить Гарзу (Гарник Зулумян), но он один из величайших представителей искусства двадцатого века, одно его ярких явлений, ставшего вехой в истории культуры не только Франции, Армении, но и всего мира. Его личность выходит за эстетические рамки любого направления.
ТВОРЧЕСКОЕ БЕСПОКОЙСТВО, ВКУС К ПОЛЕМИКЕ, ВЕЧНОЕ ГОРЕНИЕ были неразрывно присущи художнику на всех этапах его творчества. Эти качества позволяли ему создавать уникальные произведения, в которых сделана попытка отразить жизнь – будь то осознанно или подсознательно.
Артистизм, изящество, легкость и особое очарование изобразительных средств – эти качества позволили художнику создать непреходящие полотна. Кто хоть однажды видел его картины, тот без труда узнает его манеру, его «голос». В искусстве Гарзу содержится до такой степени ни на кого не похожее, индивидуальное мировосприятие, что забываешь о привычных подходах, мерках и оценках. Он не подходит ни под какие категории. Живописные полотна, многочисленные литографические листы ярко отражают сущность его ума, его душу, мироощущение.
С 17-и лет Гарзу жил в атмосфере Парижа и был одержим этим городом, где каждый уголок напоминал о рождении живописных шедевров, великих книг, восторженных поэтических строк. На перекрестках улиц манящего всех художников и поэтов города встречались века, эпохи, нравы. Конечно, обрести собственное лицо в такой стране, как Франция, было нелегко. Богатые художественные традиции французского искусства и вдохновляли, и подавляли молодых художников. Что мог противопоставить тогда еще мало кому известный художник величайшим авторитетам европейской живописи? Оказалось, мог. Более полувека имя Гарзу – среди величайших художников XX века, о чем свидетельствует неутихающий интерес к его творчеству и во Франции, и за ее рубежами. Картины его украшают стены музеев многих стран. Его талант от Бога подкреплялся удивительной работоспособностью.
Разумеется, на Гарзу повлияла европейская школа живописи. И не только живописи, но и всей культуры. Однако это не следует понимать прямолинейно. Многое от творчества предшественников было воспринято Гарзу, но его искусство – это прежде всего самое полное выражение внутренней жизни художника, неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим облекалось в творчестве в художественный образ и поднималось на высоту художественного обобщения. У картин Гарзу свои законы, свое кровообращение, своя нервная система. Он стоит вне какого-либо влияния других художников.
Власть его искусства мы испытали еще в далекие 60-е годы прошлого столетия, когда он впервые приехал в Армению уже известным художником. Это стало огромным событием не только для армянских зрителей, перед которыми открывался совершенно новый, самобытный мир, но и для самого художника, который впервые оказался на родине своих предков.
ПО СЛОВАМ ХУДОЖНИКА, ОН РЕШИЛ ЕХАТЬ В ЕРЕВАН ПОЕЗДОМ. «Возможность лететь самолетом меня не прельщала. Хотелось въехать в Армению не сразу, а постепенно. Подобно тому, как постепенно раскрывается занавес в театре и зрители попадают в волшебный мир, передо мной постепенно раскрывался образ страны, которую я мечтал увидеть всю свою жизнь. И у меня создавалось ощущение, что я давно уже знаю Армению, более того, видел Армению в своих произведениях и чувствовал себя армянским художником, прожившим часть жизни в родной стране».
Откликаясь на первую выставку работ Гарзу в Армении, искусствовед Генрих Игитян писал о том, что мы начинаем видеть по Гарзу очертания современных зданий, подъемные краны, железнодорожные пути, строящиеся корпуса заводов, цепкие кустарники, рассыпанные по склонам армянских гор. «Это прежде всего говорит о том, что Гарзу – глубоко современный и национальный художник. Национальное своеобразие определяется не этнографической или фольклорной окраской, а той внутренней жизнью, темпераментом, конструктивным мышлением, которые характеризуют лучшие творения армянской культуры», – подчеркивал Г.Игитян.
Гарзу видел современность в звуках, ощущая ее в ярких, беспокойно-насмешливых красках. И, может быть, поэтому, глядя на его работы, ощущаешь звуки Парижа, сложную полифонию вечно прекрасного города. Он слушал музыку Парижа, улавливал ее в природе, в звуках и красках окружающей действительности и стремился по-новому воплотить все виденное и слышанное. Да, музыка прежде всего. Потому что Гарзу и музыка Парижа навечно слиты. Он словно бог музыки, которая звучит, захватывает зрителя и обостряет наше восприятие его полотен, их сокровенного смысла.
У ГАРЗУ В АРМЕНИИ МНОГО ДРУЗЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ДВЕРИ ЕГО ДОМА в Париже и мастерской всегда были открыты. Среди них и искусствовед, заслуженный деятель искусств РА Шаэн Хачатрян, с которым художника связывала искренняя дружба.
– С выдающимся художником Гарзу я познакомился в 1966 году, когда он впервые приехал на родину с выставкой графических работ, – гравюр и книжных иллюстраций, – рассказывает Ш.Хачатрян. Тогда Гарзу был известен нам лишь одним своим произведением – живописным полотном, которое он прислал в дар нашей картинной галерее в 1963 году. Все работы, составившие экспозицию выставки, художник также подарил родине. Я опубликовал о Гарзу статью и с тех пор неоднократно писал о нем, включал его произведения в свои книги и альбомы. В 1984 году по приглашению Академии художеств и Союза художников СССР я организовал в Москве крупную выставку мастера, и он присутствовал на ее открытии.
Мы много раз встречались в Париже, и всякий раз Гарзу посылал со мной в Ереван несколько новых литографий. В 1989 году, после землетрясения, я попросил его помочь ленинаканским художникам, в одночасье лишившимся мастерских, а часто и средств к существованию. Фонд культуры, где я был тогда исполнительным директором, предполагал устроить выставку-продажу примерно полусотни работ, которые Гарзу не задумываясь передал мне. Выставка-продажа спустя некоторое время состоялась, однако я уже не имел к ней отношения: в Фонде культуры произошли кадровые перестановки. Через непродолжительное время меня немало озадачило, что два десятка литографий, которые я, повторяю, собственноручно привез в Ереван, вдруг обнаружились в США, где их продавали по несравнимо более высокой цене…
Помню, тогда же я попросил, чтобы мастер отозвался на землетрясение не только в качестве гражданина, но и как художник. Прошло несколько месяцев, и я получил от него эскиз картины «Надежда»: из земли, на которой стоит разрушенный город, словно дерево прорастает обнаженная женщина: на ее голове не волосы, а густая поросль молодых цветущих побегов… К сожалению, эту картину Гарзу так и не написал. Армянская тема, точнее, тема Геноцида возникла также во фресках, которыми художник расписал средневековую церковь в городе Маноске на юге Франции…
В середине 90-х мы снова встретились, и мастер пригласил меня пообедать в ресторан, украшенный его фресками. Атмосфера беседы была самая непринужденная, и я счел возможным посетовать, что Национальная галерея все еще располагает лишь одной живописной работой Гарзу. Мы приехали к нему. Жены художника не было дома, и он заговорщически подмигнул: «Выбери несколько работ, только никому об этом здесь не говори»… Из привезенных мной семи десятков работ несколько графических и четыре живописные работы я проиллюстрировал в своей книге «Музейный воин».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-07 10:44
В ряду памятных музыкальных дат нынешнего года одной из самых значительных является 180-летие выдающегося французского композитора, органиста, дирижера, педагога, музыкального критика, музыкально-общественного деятеля Габриеля Форе. Этой дате был посвящен концерт государственного камерного оркестра Армении, который прошел в Большом зале Армфилармонии им. А. Хачатуряна. Программа гала-концерта, целиком состоящая из произведений Форе, завершила Дни Франкофонии в Армении. Инициаторами вечера были Национальный центр камерной музыки, Посольство Франции в РА, МОНКС и Французский институт в Армении.
-
2025-05-03 11:35
Проходят десятилетия, но неизменной остается любовь публики к явлению, которое мы называем "Ованес Бадалян". Легенда народной песни своим неповторимым исполнением вдохнул новую жизнь в армянскую песню. Она, словно магнитом, тянула певца, одаренного голосом редкой красоты, способного петь свободно, словно и труда это никакого не составляло.
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-04-23 10:36
Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.