"МАТЕРНАЛИЗАЦИИ" АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ВЛАСТИ НЕ БЫТЬ
Заметили ли вы, как после осенней войны резко сократилась интенсивность появления Мехрибан Алиевой в медиапространстве? Точнее, первая леди Азербайджана и по совместительству второе по значимости должностное лицо государства никуда не делось в смысле физического присутствия, но вот в плане политической самодостаточности оно как будто вышло из игры. К примеру, Алиеву можно было практически всегда видеть рядом с мужем во время нескольких поездок на отвоеванные у Арцаха территории, однако, как правило, она исполняла там роль статистки-жены, аполитичной особы, ничем не примечательной, кроме чисто женской привычки эпатировать публику внешним видом, в данном случае - длиннющими ногами в камуфляже.
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА словно намеренно отошла в тень, затаилась за имиджем супруга, дабы подчеркнуть его "харизму и политическую значимость". Выражаясь аллегорически, Мехрибан Алиева плавно вернулась в "тихую гавань" первой леди, прервав на полпути заплыв в бурное море политики. Мехрибановская ипостась вице-президентши явно меркнет перед аватаром супруги, повсюду покорно следующей за мужем, смахивающей с его плеч пылинки и хлопочущей дома над кутабами для семейного ужина.
По сути, это свидетельствует об изменении планов политической элиты Азербайджана относительно будущей персонификации высшей должности в республике. Помнится, сразу после назначения Алиевой вице-президентом в 2017-м многие эксперты как в самом Азербайджане, так и за его пределами заговорили о намерениях Ильхама Алиева оставить президентскую должность. Тогда это объяснялось неуклонным падением рейтинга действующего президента внутри страны и на внешней арене, непопулярностью автократического характера его власти и бросающейся в глаза усталостью Алиева от постоянной критики, давления и ответственности.
Очевидно, что внезапное назначение Мехрибан-ханум на новоучрежденную должность первого вице-президента было продиктовано необходимостью спешно застраховать семью от политического форс-мажора, поскольку над головой Алиевых действительно сгущались тучи. Правящая семья хотела опередить события и произвести внутреннюю рокировку во власти до возможных потрясений, тем самым разрядив наэлектризованную обстановку в Азербайджане. Однако ценой этой комбинации должно было быть не только самовольное отстранение Ильхама Алиева от дел, но и смена кланов у властного руля страны.
И действительно, уже начиная с 2017-го позиции пашаевцев - представителей большого семейства Мехрибан и приближенных к ним финансово-политических кругов начали стремительно крепнуть, в то время как так называемые нахиджеванцы, особенно представители старой гвардии Гейдара Алиева, резко растратили политический вес и даже впали в опалу. Казалось, альтернативы плану по, скажем так, внутрисемейному транзиту власти в Азербайджане не было, тем более что эта комбинация, по некоторым данным, уже была согласована с основными на тот момент внешнеполитическими партнерами Баку.
Однако все кардинально изменилось после войны 2020-го, результаты которой полностью перетасовали расклад политической ситуации и, соответственно, взгляды властной элиты на свое будущее. Прежде всего, на первый план в качестве основного внешнего партнера Азербайджана выдвинулась Турция. И это объективно, поскольку турки своим инициированием и прямым вмешательством в боевые действия в Арцахе буквально смели из бакинской внешнеполитической повестки последние остатки того, что называется "считаться с мнением Москвы и Запада" . Сейчас только Анкара может с позиций своего резко возросшего влияния излагать азербайджанской элите свои видения будущего президентской власти в этой стране, как, впрочем, и других важных вопросов. Баку в этом деле сейчас считается только с Анкарой, ибо исключительно ей обязан Алиев благоприятным (пока!) для себя исходом карабахской авантюры 2020-го.
АНКАРА ЖЕ ЯВНО КАТЕГОРИЧЕСКИ против передачи президентской власти Мехрибан Алиевой (по крайней мере в ближайшей перспективе). На то есть несколько причин: и традиционно многоплановая связь пашаевского клана с Москвой, и явное недовольство эрдогановского неоисламского режима стремительной секуляризацией Азербайджана, символом которой всегда выступала именно Мехрибан-ханум, и явное отсутствие у первой леди каких-либо признаков воодушевления политикой тюркского единения. Иное дело - Ильхам Алиев, который отныне в вечном долгу перед Турцией, покорен ей, можно сказать, беспрекословно и очень удобен в качестве управляемого или по меньшей мере предсказуемого сателлита.
С другой стороны, пролонгация президентства Ильхама и сворачивание планов по сдаче кабинета номер один Мехрибан связаны также с психоэмоциональным состоянием самого действующего президента, из которого тот никак не может выбраться. Алиев уже длительное время пребывает в эйфории от военной победы, которая новыми ощущениями обогатила вкус власти, уже было утерянный им в не очень далеком прошлом. Ныне Алиев наслаждается у себя в стране славой "освободителя" , которая негласно дает ему мандат на отсечение неугодных оппозиционных голов, развязное поведение с мировыми лидерами и ничем не ограниченный диктат.
Алиев упивается самим собой, своей "священной" миссией и "незаменимой" ролью в истории Азербайджана. Более того, невозможно не заметить, что азерпроп постепенно начинает дозировать десятилетиями насаждаемый в обществе культ Гейдара Алиева. Налицо, казалось бы, немыслимая в Азербайджане тенденция: за последние 18 лет впервые упоминания об Алиеве - отце в прессе, иных медиаресурсах и из уст местных политиков резко сократились. Взамен набирает обороты кампания по прославлению Алиева-сына. В Азербайджане наблюдается корректирование насаждаемого культа, а вернее, корректирование его персонификации: исторический титул "лидера нации" может перейти к Ильхаму Алиеву.
На этом фоне было бы нелогично ожидать завершения процесса матернализации высшей политической власти в Азербайджане. Кстати, если кто заметил, наряду с Мехрибан-ханум из фокуса общественно-политического внимания выпала еще одна, не менее одиозная представительница правящей семьи - Лейла Алиева. Очевидно, ей тоже настоятельно рекомендовано оставаться исключительно в отцовской тени и ни в коем случае не пресыщать политической активностью образ папиной дочки.
Одним словом, очевидно, что Ильхам Алиев передумал с транзитом власти, в чем его горячо поддержали анкарские братья. Во всяком случае в обозримой перспективе изменений не предвидится до тех пор, пока не подрастет основной претендент на алиевский трон: Гейдар-младший. А к тому времени Мехрибан-ханум просто сохранит за собой пост вице-президента - в качестве подстраховки, на случай непредвиденных обстоятельств и.. продолжит в ипостаси первой леди смиренно печь кутабы на кухне президента.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-16 09:45
Итак, конклав в Ватикане избрал нового Папу Римского. Мировая общественность уже досконально изучила по открытым источникам биографию и характер кардинала Роберта Превоста, однако никто не может пока прогнозировать, каким будет папство Льва XIV. Ибо опыт подсказывает, что зачастую есть огромная разница в том, чем отметился человек в малиновой кардинальской мантии, и какими делами он же запомнился после облачения в белую папскую сутану.
-
2025-05-08 09:34
В Азербайджане сильно разочарованы президентом США, который, как оказалось, не склонен дружить с Алиевым. Возможно, лично Трамп был бы не прочь установить близкие и доверительные отношения с азербайджанским лидером, однако опытные дипломаты в его окружении предусмотрительно приняли меры, чтобы тот сторонился токсичного алиевского режима. Мало ли что может произойти... Зачем авансом награждать диктатора своим благосклонностью, если пока еще непонятно, что с ним делать в будущем?
-
2025-05-01 10:28
Реверансы Москвы перед Баку давно уже перешагнули грань услужливости. Это уже не лезет ни в какие ворота. И когда какой-нибудь российский политик говорит о "партнерских взаимоотношениях России и Азербайджана на основе равноправия и взаимоуважения", хочется рассмеяться. Когда какой-нибудь российский аналитик несет откровенную чушь на предмет того, что, мол, Москва в состоянии в любой момент поставить на место зарвавшегося выскочку Алиева, возникает желание швырнуть тапком в телеэкран.
-
2025-04-29 10:13
Не перестаешь удивляться неустанной тяге белорусского президента Александра Лукашенко к политическим авантюрам, обернутым благими намерениями. Новость об очередной такой авантюре появилась в ленте 11 апреля.