Последние новости

ПОЧЕМУ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ВСПОМНИЛИ О "ТЕРТЕРСКОМ ДЕЛЕ"?

В Азербайджане опять вспомнили о "Тертерском деле", вернее заговорили о нем в ключе, полностью противоречащем прежнему отношению власти к событиям четырехлетней давности. Если же быть еще точнее, азербайджанская власть до последнего времени вообще табуировала всякого рода обсуждение этой темы не только в СМИ и в публичном пространстве, но и предпринимала меры, чтобы о "Тертерском деле" не перешептывались даже на кухнях. А теперь вот дискуссии перетекают из запретных каналов сарафанного радио в широкую прессу, причем, очевидно, не без инициативы все той же власти. Спрашивается: с чего бы?

НАПОМНИМ, ЧТО РЕЧЬ ИДЕТ о событиях мая – июня 2017-го, когда большая группа военнослужащих азербайджанской армии была обвинена в сотрудничестве с армянскими спецслужбами.

Генпрокуратура, Минобороны, Служба госбезопасности и МВД Азербайджана выступили с совместным заявлением о выявлении обширной шпионской сети, якобы собирающей и передающей Еревану секретную информацию о дислокации частей, вооружении и системе оборонительных сооружений вдоль практически всей линии соприкосновения между армянскими и азербайджанскими силами в Карабахе. Естественно, азербайджанская общественность ожидала громкие судебные процессы с разоблачениями армянской агентуры, а пресса потирала руки, предвкушая раскрутку нового витка антиармянской истерии. Однако неожиданно ход уголовного дела о так называемых «тертерских предателях» обрел резкий поворот.

Резонансным должен был уже стать не сам "факт" выявления и задержания шпионской сети в рядах азербайджанской армии, а методы следствия, дознавательные процедуры и акты самосуда следственных органов над подозреваемыми. Об истинных масштабах и деталях творимого беззакония стало известно лишь спустя годы после случившегося, да и то благодаря паре-тройке азербайджанских правозащитников, проводивших свое собственное расследование, в основном из-за границы.

А власть упрямо молчала, жестоко пресекая попытки родственников потерпевших и некоторых дерзких журналистов протащить в поле официальной прессы обсуждения "Тертерского дела". Общественность же, испуганная и оробевшая, тешила любопытство слухами и обменивалась ими лишь шепотом. Но уже тогда граждане Азербайджана знали наверняка, что счет задержанных по шпионскому делу идет на сотни, что из них выбивают показания, применяя изощренные пытки, многих буквально забили до смерти, а родственникам жертв даже не разрешают надлежащим образом похоронить своих усопших.

 Спустя годы, благодаря таким людям, как сбежавший из Азербайджана в Англию адвокат Гурбан Мамедов, стало известно точное число пострадавших лиц, а также детали проводимых в их отношении незаконных действий, места, где их мучили, имена высших должностных лиц, отдававших приказы, а зачастую и лично участвующих в бесчеловечных пытках. В частности, было установлено, что в отношении свыше ста человек – офицеров, рядовых – контрактников и срочников были применены изощренные способы пыток с целью выбить показания против себя и товарищей по службе.

К примеру, мать военнослужащего Салеха Гафарова рассказала, что ее сыну связали руки и ноги, топили его в воде, били током, сломали челюсть, выдирали ногти и, наконец, после всех этих истязаний сбросили на землю со второго этажа. Аналогичные показания давали и другие потерпевшие по делу и их родственники. Со слов одного выжившего солдата, полы помещений, где проводились пытки, сплошь были залиты кровью и скользили под ногами, из разных комнат доносились вопли несчастных, где-то с потолка свисало на веревке обмякшее тело избитого до полусмерти человека, в углу на каталке лежал посиневший труп с полностью выбитыми зубами…

КАК УТВЕРЖДАЕТ ПРАВОЗАЩИТНИК Октай Гюлалыев, из ста задержанных двадцать пять получили длительные сроки, которые были вынесены судами на основании показаний, выбитых из подозреваемых и их сослуживцев посредством принуждения и пыток. Девять из ста были убиты, хотя по другим данным замученных до смерти было не менее одиннадцати. Примечательно, что в отношении пятерых из убитых 9 (либо 11) даже не было возбуждено уголовного дела. Тела убитых передавали семьям с жестоким наказом хоронить ночью за оградой кладбищ и без привлечения к траурным мероприятиям соседей и дальних родственников.

В целом, картина тех событий вырисовывается ужасающая, они не идут, по словам свидетелей происшедшего, ни в какое сравнение с репрессиями 30-ых, которые тоже были инициированы под лозунгом борьбы с предателями и врагами народа. С одной стороны, «Тертерское дело» показывает, как неумолимо жесток алиевский режим в отношении своих граждан и сколь низок уровень правовой ответственности и правового функционирования всей системы азербайджанской государственности. С другой же стороны, случившееся в новом свете вскрывает степень армянофобии в этой стране, поскольку именно параноидальная и всепоглощающая ненависть к армянам явилась стимулом для массовых расправ над людьми, едва ли имеющими какое-либо отношение к армянским спецслужбам.

Казалось бы, высшее руководство Азербайджана должно было и впредь продолжать замалчивать эту скандальную тему, поскольку даже младенцам в этой стране поянтно, что президентская администрация не могла не быть в курсе творимых беззаконий. Между тем, будучи главным покрывателем дела о "тертерских репрессиях", алиевский режим по прошествии 4 с лишним лет почему-то решил постепенно ввести общественность в курс дела и якобы распутать клубок тех "загадочных событий". Однако создается ощущение, что Алиев делает это не с императивной целью докопаться до правды и выявить истинных инициаторов и исполнителей преступлений, а стремясь назначить стрелочников и свалить вину за содеянное на людей, более не угодных режиму.

На это заключение наталкивают некоторые события, не характерные для азербайджанской действительности. Например, на днях во время какого-то брифинга азербайджанские журналисты, в том числе представляющие провластную прессу, в буквальном смысле набросились на военного прокурора АР Ханлара Велиева с расспросами о перспективе раскрытия и представления общественности исчерпывающей информации о "Тертерском деле". На памяти азербайджанского обывателя такого еще не было, чтобы прокурора засыпали вопросами, на которые он априори не собирался отвечать.

А здесь, судя по поведению Велиева, он был загнан в угол, предельно раздражен, пытался оправдываться и твердил, что военная прокуратура под его руководством сделала все что было в ее силах для установления виновных. Дескать, следственные органы и суды давно уже поставили точку в этом деле, привлекли к ответственности и всех обоснованно подозреваемых в сотрудничестве с армянскими спецслужбами, и людей, применявших пытки в отношений этих самых подозреваемых.

Обвинения «широкой общественности» в фейковом характере официальной информации о "Тертерском деле" Ханлар Велиев, как и ожидалось, опять связал с происками армянской агентуры в Азербайджане. Мол, все тот же адвокат Гурбан Мамедов, который вводит в заблуждение азербайджанский народ говоря, что истинные заказчики и исполнители "тертерских репрессий" разгуливают на свободе и по-прежнему облечены регалиями власти, на самом деле является "армянским прихвостнем" и выполняет заказ врагов по сеянию смуты в азербайджанском обществе. "Гурбан Мамедов и такие, как он, сегодня все еще являются инструментом в руках армян… Гурбан Мамедов сам является юристом и прекрасно знает, что в каждой стране, в том числе в Азербайджанской Республике, имеющей современное законодательство, все решается законом…", - утверждал военный прокурор.

ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, ВЕЛИЕВА особо раздражает то обстоятельство, что Мамедов и остальные обвиняют его самого, а также его зама Шафахата Имранова и заместителя Генерального прокурора республики Рустама Усубова не только в сокрытии фактов пыток и осуществлявших их оиц, но и в личном участии в истязаниях. И действительно, едва ли можно представить, чтобы подозреваемых в сотрудничестве с армянами допрашивали с применением пыток при полном неведении военного прокурора республики или в отсутствие его представителей. Этого не может быть по определению, ибо противоречит самой природе азербайджанской власти.

Одним словом, Ханлара Велиева действительно загнали в угол и вряд ли собираются оттуда выпускать "целым". А в Азербайджане все знают, что без санкции из президентской администрации такого случиться не могло. Однако наивная часть азербайджанского общества совершенно напрасно надеется, что президент Алиев решил распутать "Тертерское дело", руководствуясь побуждениями справедливого и честного государственного лидера, от которого, мол, в свое время Велиев и подобные ему нечистоплотные чиновники скрыли правду.

На самом деле, речь идет о внутриклановых разборках, логика процесса которых предполагает, что некие мощные силы пытаются наконец выбить из кресла (Велиев сидит в нем более четверти века) и политически уничтожить военного прокурора вместе с лагерем, представителем которого он является. Такого же мнения придерживаются известные азербайджанские правозащитники Лейла Юнус и Зардушт Ализаде, считающие, что возвращение "Тертерского дела" в общественно-политическую повестку Азербайджана следует рассматривать исключительно в контексте продолжения клановой борьбы в военном крыле  власти. Дескать, это дело нельзя анализировать в отрыве от войны кланов, некогда возглавляемых в азербайджанской армии министром Гасановым и начальником Генштаба Садыковым.

Последнего, как помнят читатели, сместили с должности по требованию турецких генералов прямо в ходе 44-дневной войны. С тех пор азербайджанская армия претерпела много крупных чисток и рокировок в высшем командном составе, что свидетельствует об основательном вмешательстве турок в ход клановой войны и использовании этих склок с целью установления полного контроля над вооруженными силами Азербайджана. Этот процесс продолжается уже целый год и неслучайно, что Ханлар Велиев в беседе с журналистами отметил, что эксплуатация темы "Тертерского дела" в СМИ и обществе началась сразу после "отечественной войны", то есть после прямого и неприкрытого вмешательства турецких “братьев" в дела военного, да и политического крыльев азербайджанской власти.

Следовательно, высшие звенья военно-политического руководства Азербайджана ожидает еще не одна шоковая встряска. Турецкое великодержавное участие в жизни страны обеспечит азербайджанскому обществу еще много зрелищ и, возможно, роковых событий…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АЛИЕВ ЗАВОЛОК АЗЕРБАЙДЖАН В АНТИИРАНСКУЮ АФЕРУ
      2024-04-23 10:44

      Последние события на Ближнем Востоке наглядно продемонстрировали тот факт, что Азербайджан является полновесным участником текущих событий и ожидаемых развитий ирано-израильского противостояния, а вовсе не наблюдателем, тем более - нейтральным. Впрочем, Ильхам Алиев дал бы многое, чтобы оказаться в роли стороннего, насколько это возможно, зрителя. Однако уже поздно, совсем поздно соскакивать с поезда.

    • ПОЧЕМУ АЛИЕВ НЕ ХОЧЕТ МИРА С АРМЕНИЕЙ?
      2024-04-10 11:13

      Ильхаму Аливу срочно нужна война против Армении. Она ему необходима позарез. Причем война не широкомасштабная, с непредсказуемыми потерями и приобретениями для него, к тому же чреватая возможным вмешательством «неудобных» Баку акторов, а локальная, вялотекущая и постоянно тлеющая.

    • ИРАН НЕ ПОВЕДЕТСЯ НА ПРИМИТИВНУЮ НАЖИВКУ
      2024-04-08 09:37

      Как и ожидалось, Израиль предпринял шаги по эвакуации или ограничению численности персоналов своих диппредставительств в десятках стран мира. К вечеру 4 апреля стало известно, что не работают посольства и консульства этой страны в 28 государствах. На первый взгляд, это экзистенциально необходимые меры, учитывая угрозы Тегерана отомстить Тель-Авиву за удар по иранскому консульству в Дамаске. Однако в том–то и дело, что только на первый взгляд.

    • ИЗРАИЛЬ ПРОВОЦИРУЕТ ИРАН НА ОТВЕТНЫЙ ТЕРРОР
      2024-04-04 10:40

      Вечером 1 апреля израильские силы нанесли ракетный удар по Дамаску, в ходе которого также было поражено посольство и консульство ИРИ в сирийской столице. По данным источников, в результате атаки погибли семь военных консультантов, в числе которых был бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад-Рза Захеди. Уже ночью иранские силовики распространили заявление, что после случившегося «все посольства Израиля в мире отныне являются легитимной целью для атак возмездия».






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ