АРХЕОЛОГИ НАШЛИ САМОЕ ДРЕВНЕЕ В ЕВРАЗИИ УКРАШЕНИЕ

Ученые определили возраст подвески из кости мамонта, обнаруженной в пещере Стайня в Польше – 41500 лет. На сегодняшний день это самый древний предмет декоративного искусства, созданный человеком на территории Евразии, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Scientific Reports.

ЛЮДИ СОВРЕМЕННОГО ВИДА начали расселение по Центральной и Западной Европе около 42000 лет назад. Примерно к этому же времени относятся самые ранние находки артефактов из кости мамонта с нанесенными на них штрихами или геометрическими мотивами. Однако до сих пор большинство этих изделий трудно было однозначно отнести к украшениям, возникали вопросы с их точной датировкой.

Авторы исследования, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, Болонского университета в Италии, Вроцлавского университета в Польше, Польского геологического института и Института систематики и эволюции Польской академии наук, приводят доказательства того, что найденный в 2010 году небольшой овальный предмет, выточенный из мамонтовой кости, – это древнейшее в Евразии личное украшение, которым пользовался один из первых представителей Homo sapiens на континенте.

"Определение точного возраста украшения было основополагающим для идентификации его культурной принадлежности, и мы очень довольны результатом", – приводятся в пресс-релизе Института эволюционной антропологии Макса Планка слова первого автора статьи Сахра Таламо, директора радиоуглеродной лаборатории Болонского университета.

Декор кулона включает более 50 точек, организованных в виде неправильной петлевой кривой. Аналогичные узоры в виде выровненных линий точек археологи находили на артефактах из горного массива Швабская Юра на юго-западе Франции, также относящихся к раннему периоду расселения Homo sapiens по Европе.

"Это украшение демонстрирует большой творческий потенциал и необычайно развитые ручные навыки членов группы Homo sapiens, которые занимали это место. Толщина пластины составляет около 3,7 миллиметра, что свидетельствует о поразительной точности вырезания углублений и двух отверстий для ее ношения", - говорит еще один автор исследования Виолетта Новачевска из Вроцлавского университета.

Ученые предполагают, что узор углублений, подобный более поздним украшениям, найденным в других частях Европы, мог представлять собой охотничьи списки, где отмечалось количество убитых животных, или обозначения, соответствующие месячному циклу Луны или Солнца.

Sputnik Армения