В РЕЖИМЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
Возможно, когда-нибудь будет оценен весь масштаб ущерба, нанесенного бархатной властью Армении, но уже сегодня очевидно, что он астрономический. В данном случае речь не о войне и ее последствиях, не о потерях тысяч человеческих жизней и огромных территорий, не о продолжающейся капитулянтской политике и утрате безопасности страны. Речь о локальных бедах, принесенных бархатом армянскому государству. А точнее об одной беде, красноречиво иллюстрирующей вредоносную сущность "рожденной революцией" власти.
ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ "РЕВОЛЮЦИОННЫХ" ИНИЦИАТИВ Пашиняна стала реформа структуры правительства, по итогам которой было упразднено, в частности, министерство сельского хозяйства. Конечно, глядя на то, как другие сохранившиеся министерства якобы регулируют сферы, за которые несут ответственность, можно сказать, что от наличия или отсутствия минсельхоза в составе пашиняновского правительства мало что может зависеть. Тем не менее, факт в том, что сфера перешла в режим свободного падения после 2018-го и продолжает падать.
Критериями такого падения могут служить статданные, недавно опубликованные Статистическим комитетом РА. Приведем некоторые из них. Прежде всего стоит отметить: если до наступления бархата (в 2017-м) посевные площади основных сельскохозяйственных культур составляли 353,4 тысяч га, то в 2020-м эти территории сократились до 222,7 тысяч га. Сокращение колоссальное – на 38%. Всего за три года.
Разумеется, это не могло не найти негативного отражения на показателе валового урожая. И вот выясняется, что за указанный период (2017-2020) валовый урожай пшеницы с 176 тысяч тонн снизился до 132 тысяч, картофеля – с 547 тысяч до 437 тысяч тонн, овощей – с 861 тысячи до 692 тысяч, бахчевых культур – с 215 до 126 тысяч, плодов и ягод – с 361 тысячи до 274 тысяч. Рост урожая есть только по части винограда. По всем остальным параметрам зафиксирован более чем серьезный спад.
Чуть лучше обстоят дела в области животноводства. По крайней мере поголовье крупного рогатого скота за указанный период сократилось не столь радикально - примерно на 1000 голов. На пару тысяч увеличилось количество овец и коз. Птицы стало чуть меньше, а свиней – больше. Словом, по животноводству картина не столь мрачная. Тем не менее надо отметить, что производство сельхозпродукции животного происхождения за указанный период сократилось. Если в 2017-м этот показатель составлял 192 тысячи тонн, то в 2020-м уже 189 тысяч тонн.
Наряду с упадком в сфере сельского хозяйства за последние годы стали расти объемы импорта сельхозпродукции из-за рубежа. Причем, рост отмечен довольно внушительный практически по всем основным товарным группам. Так, на 38 тысяч тонн вырос импорт пшеницы, на тысячу тонн вырос импорт муки, почти вдвое вырос импорт сахара, на 4 тысячи тонн вырос импорт растительного масла, вырос на тысячу тонн импорт говядины, на 2 тысячи вырос импорт молока, почти в два раз увеличился импорт овощей, фруктов, даже сыра стали больше импортировать.
Таким образом можно констатировать следующее. С одной стороны - отечественный аграрный сектор в течение последних трех лет стремительно терял свой объем, с другой – рос объем импорта сельхозпродукции. А это кроме всего прочего является мощнейшим ударом по продовольственной безопасности страны.
Можно, конечно, во всем этом усмотреть результат дилетантизма, неопытности, невежества представителей пашиняновской команды. Но с учетом масштаба вредительства в отношении отдельно взятой сферы, символичным стартом которого стало вполне осознанное упразднение минсельхоза, все-таки более убедительной выглядит версия о целенаправленном процессе. Впрочем, это не столь важно. Гораздо важнее то, что в плане продовольственного обеспечения Армения постепенно подсаживается на импортную иглу, с которой слезть будет очень сложно. Тем более, если учесть, что таких планов (слезть с импортной иглы) у правительства нет. Заметьте, на фоне снижения уровня продовольственного самообеспечения власти Армении планируют развивать сельское хозяйство страны путем стимулирования выращивания конопли. И этот план зафиксировали в стратегии экономического развития до 2024-го года.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-06-28 09:33
Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел в понедельник рабочий завтрак с членами Американской торговой палаты (AmCham) в РА, представляющими компании из различных сфер экономики, передает АРКА. Были обсуждены вопросы экономической политики, в том числе, стимулирование инвестиций, улучшение бизнес-среды, налоговое регулирование и реализуемые реформы, сообщает пресс-служба правительства республики.
-
2025-06-26 09:19
С 1 по 20 июня уже 366 грузовиков, груженных абрикосами, пересекли таможенную границу РФ, сообщил министр экономики Армении Геворг Папоян на своей странице в Facebook. Он отметил, что небольшое число машин было возвращено из‑за проблем с документацией. «В ближайшее время регулярно буду публиковать информацию по этому вопросу», — добавил он, передает Panarmenian.net.
-
2025-06-24 10:24
Изменение радиационного фона на армяно-иранской границе не наблюдаются. Об этом Sputnik Армения сообщили в Центре гидрометеорологии и мониторинга. В ГНКО заверили, что специалисты Центра осуществляют круглосуточный мониторинг на госгранице, а также измеряют дозы фонового гамма-излучения. Таким образом, уровень радиации находится в пределах 14-20 мкР/час, что считается нормальным и безопасным для человека.
-
2025-06-20 09:10
Министр финансов Армении Ваге Ованнисян на пресс-конференции ответил на вопрос - обсуждаются ли в контексте влияния на армянскую экономику сценарии открытия границы с Турцией и мирного урегулирования с Азербайджаном, передает АРКА. "Обсуждения были, в том числе в рамках исследований, которые проводились в Совете безопасности. Но такие сценарии не заложены в основу среднесрочной программы расходов, потому что возможны очень большие отклонения", - сказал Ованнисян. По его словам, власти Армении руководствовались двумя-тремя основными сценариями. "Лично я верю в то, что это произойдет, и не очень поздно, но скорость и поэтапность процесса будут определять уровень его последствий", - сказал Ованнисян, добавив, что ввиду высокой неопределенности возможные развития не учитываются в экономических прогнозах. По его словам, есть несколько исследований, которые связаны со сценариями изменения товаропотока и влияния на экономику. "Это не только финансовый вопрос. Есть общие показатели того, как данное изменение скорости или администрирования повлияет на ВПП. Все зависит от того, какие изменения произойдут после открытия (армяно-турецкой границы - ред.), - сказал Ованнисян. - Будут ли производиться в Армении товары, которые будут экспортироваться в Турцию или Азербайджан или наоборот? Здесь также есть вопросы, на которые трудно ответить на данном этапе".