ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ МАРИАМ ХАЧАТРЯН
С тех пор, как наука основательно изменила взаимоотношения между человеком и миром, под угрозой оказалась устойчивость бытия, усложнились отношения между человеком и материальным миром. Все развивается и меняется слишком быстро и противоречиво. В результате искусство больше не могло оставаться в рамках прежних критериев. Оно постепенно начало отказываться от реалистического изображения мира.
ПОЭТАПНО ОБРАЗ ТЯГОТЕЕТ К УСЛОВНОСТИ, материальный мир рушится, активизируя этим абстрагированные, субъективные и духовные инстанции и переживания.
Непостоянная и враждебная человеку действительность больше не вызывает доверия и не обещает ничего, становится нежеланной и чуждой. Абстракция же разрушает внешнюю форму.
На огромной неупорядоченной поверхности холста абстрагированные цветовые пятна создают множество смыслов, которые созвучны восприятию зрителя.
До сей поры в любой сфере профессиональное образование воспринималось как нечто обязательное, но особенно в искусстве этот стереотип неактуален, поскольку львиная доля здесь принадлежит таланту. Рассмотрим в этом контексте абстракции юношеского периода архитектора Мариам Хачатрян.
В момент создания своих картин юная художница не была профессионально обучена рисованию, а самым интригующим то, что картины довольно похожи на лирические абстракции русского художника Василия Кандинского .Поэтому возникает необходимость в обосновании и доказательстве творческой самостоятельности автора и объективной оценке ее работ.
Известно, что советский тоталитарный режим имел четкие ограничения, которые влияли в большей части и на искусство. Основы соцреализма должны были быть непоколебимы, не допускали проникновения каких-либо иных идей, любая нежелательная информация держалась в тайне, под контролем.
Период творчества юной Мариам совпадает с развалом Советского Союза и первой войной в Нагорном Карабахе.
Велика вероятность, что в момент создания картин Мариам не была знакома с искусством великого абстракциониста, об этом утверждает и сама художница. Если даже предположить, что девочка могла бы подражать В. Кандинскому, то это маловероятно, поскольку при отсутствии серьезного художественного опыта повторение было бы трудным и неинтересным занятием. В 15 лет без наличия таланта невозможно организовать сосуществование цветовых пятен так, чтобы они убедительно воздействовали на зрителя. Опираясь лишь на свое воображение и талант, Мариам свободно выразила искренние чувства. Вполне естественно, что в трудное военное время подросток стремится к художественно-красочным абстракциям.
Наделенная чистотой юношеского восприятия мира эстетика палитры воздействует столь непринужденно, что все выглядит легко и красиво, цветовые сочетания подчиняются своеобразной композиционной логике; все эти качества, безусловно, признак таланта.
В наиболее ранних работах Мариам имеются картины с графическим подходом, где очевидно, что автор прекрасно владеет линией. Фактически, она отказывается от рисунка намеренно, поскольку ее восприятие тяготеет к абстрактной условности.
Для эмоциональной 15-летней девочки абстракция - наиболее подходящий метод для изображения самых искренних скрытых чувств: любовь, страх, восхищение, сомнение. Все это можно изобразить и избежать критики, так как такой живописный подход позволяет представить проблему самым компромиссным и гуманным способом.
СМЕЛАЯ ИГРА С ЦВЕТОМ И ПОВЕРХНОСТЬЮ ПРЕВРАЩАЕТСЯ в прекрасный способ самовыражения. Почти всегда на картинах одновременно присутствует вся палитра, что должно бы внести однообразие, но именно наличие таланта заставляет краски каждый раз взаимодействовать по-иному, создавая новое живописное пространство. Даже если цветовые пятна иногда намекают на некий образ, то это выглядеть неоднозначно (ненавязчиво) и позволяет зрителю получать несколько вариантов восприятия. Стоит отметить также, что в некоторых работах Мариам цвета настолько сгущаются, а линия становится настолько напряженной и экспрессивной, что явно приближается к границам экспрессионизма.
В живописных произведениях выбор красок существенно влияет на выразительность работы. Все картины Мариам исполнены акварелью, техника которой довольно сложна и требует серьезного мастерства. Акварель моментально расходится и, смешиваясь, меняет цвет. Чтобы получить чистые, яркие цвета, необходимо большое терпение, но когда технические преграды преодолены, прозрачная и многозначная плоскость завораживает.
Искусство, возможно, единственная форма выражения, где необычное мышление и талант важнее профессионализма. Интеллект, талант и искренность могут обеспечить успех произведения, и в истории искусства немало подобных примеров.
Татевик АМБАРЦУМЯН, искусствовед
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-22 12:23
«Лишение свободы и похищение властями Азербайджана лидеров, общественных деятелей, военнослужащих Арцаха являются открыто незаконными и абсолютно произвольными, преступными деяниями», - написал в Facebook экс-омбудсмен Армении, глава Фонда «Татоян» Арман Татоян.
-
2024-04-22 11:55
Соглашение между вице-премьерами Армении и Азербайджана, согласно которому "делимитация" между странами начинается якобы с Тавушского марза, фактически, дезавуировано Баку. МИД страны, с которой Пашинян якобы строит "мир", заявил, что "Армения согласилась вернуть 4 оккупированных села". Ни слова о дальнейшей делимитации или начале переговоров.
-
2024-04-22 11:48
Выступление члена делегации НС РА в ПАСЕ А. Геворгяна во время дебатов по ситуации на Ближнем Востоке, Страсбург, 18 апреля 2024 г. Уважаемые коллеги, Армения является самой близкой из стран Совета к Ближнему Востоку, поэтому все, что происходит и может произойти там, критически важно и имеет влияние на мою страну. Наша обеспокоенность обусловлена еще и тем, что в странах региона проживают сотни тысяч армян.
-
2024-04-21 22:55
Договоренности, достигнутые в результате встречи 19 апреля 2024 года комиссий по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, свидетельствуют о том, что власти Армении под угрозой применения силы продолжают свою капитулянтскую политику, которая ставит под вопрос безопасность и само существование нашей страны.