ВЛАСТЬ, ЗВЕЗДЫ, ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ И ГАРИК ИСРАЕЛЯН

Пока на политической орбите активизировалась оппозиция, далеко от Армении обнаружена система, в которой рождаются новые звезды нашей галактики. Процесс, свидетельствуют астрономы, проходит очень бурно, и тут политологи могли бы найти что-то общее с процессами, которые происходят в общественной жизни.

Есть на что обратить внимание и историкам: изучая процесс рождения новых звезд сегодня, можно понять, как образовывались они в далеком прошлом. Но есть что-то такое, чего не то чтобы понять, вообразить нельзя – насколько далеко от нашей планеты и, соответственно, Армении оно расположено. Отсюда и далее начинаем изумляться.

ОБНАРУЖЕННАЯ НЕДАВНО ЗВЕЗДНАЯ СИСТЕМА, получившая название HD1, находится от нас на расстоянии в тринадцать с половиной миллиардов световых лет. Задумаемся. Световой год, если кто подзабыл, это то расстояние, которое свет, проходит в вакууме за один юлианский год (365,25 дня) и равен 9 460 730 472 580 800 метрам. Умножаем на тринадцать с половиной миллиардов лет (если сможем) и получаем то, что ищем.

Дмитрий Вибе, заведующий отделом физики и эволюции звёзд Института астрономии Российской академии: найти нечто подобное мы ожидали, но когда увиденное совпало с предположениями, поражены были даже мы.

Как увидели то, чему астрофизики поразились? Многочасовыми наблюдениями с помощью наземных телескопов, но наша знаменитая астрофизическая обсерватория в Бюракане, здесь, увы, не при чем. Тот все чаще и чаще повторяющийся случай, когда в науке обходятся без нас.

Гарик Исраелян - основателя международного фестиваля StarmusА ведь совсем недавно, можно сказать еще вчера (по астрономическим меркам - тысячные доли секунды), а на самом деле в 1976 году здесь был установлен один из крупнейших в Европе оптический телескоп диаметром в 2,6 метров. Автор имел удовольствие не только написать об этом в «Известиях», но и посмотреть на небо, правда, ничего примечательного в нем не обнаружив.

Точно так же и с первым в мире гигантским радио-оптическим телескопом, построенном в 1985 году радиофизиком Парисом Геруни на склонах горы Арагац. Геруни нет, его детища, можно сказать, тоже нет. Что было, то прошло, огорчимся и продолжим удивляться дальше.

Оказалось (правда, пока больше гипотетически), что HD1 способна с невероятной быстротой формировать звёзды до ста светящихся небесных тел в год. Во-вторых. Самая первая популяция звёзд, сформировавшихся во Вселенной, была массивнее, ярче и горячее, чем современные звёзды.

И ещё в центре галактики-рекордсмена может находиться чёрная дыра - самая ранняя из всех известных. Она в сто миллионов раз тяжелее Солнца, предположительно образовалась вскоре после Большого взрыва – то есть через триста миллионов лет. По космическим меркам, миг, сущая ерунда, по времени – меньше, чем одна затяжка сигаретой.

Теперь насчет «черной дыры», о которой многие слышали, но все помнят, что она есть. Вот тут с чувством глубокого внутреннего удовлетворения предлагаю мнение нашего соотечественника Гарика Исраеляна из института астрофизики на Канарских Островах, родившегося в Ереване, с отличием окончившего Ереванский университет, основателя международного фестиваля Starmus, о чем чуть ниже.

А пока представим себе, что видим перед собой руку Гарика Исраеляна. Видим мы ее только потому, что свет отражается от руки. У нее есть и инфракрасное излучение, которое не видно нашему глазу, но мы можем почувствовать тепло, которое исходит от руки. У черной дыры нет инфракрасного излучения, и тепла она тоже не излучает. Даже свет отражать не способна, и поэтому мы не можем ее видеть так, как видим другие объекты, – объясняет ученый.

НА САМОМ ДЕЛЕ ЧЕРНАЯ ДЫРА – НИКАКАЯ НЕ ДЫРА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА. Скорее всего, она имеет форму сферы и состоит не из атомов, а нейтронов.

По словам Гарика Исраеляна, черная дыра – это объект, который обладает настолько сильной гравитацией, что засасывает все вокруг. Ничто не может покинуть этот объект – он поглощает абсолютно все, даже свет. Черные дыры - одни из самых загадочных объектов вселенной.

Их в нашей галактике около тридцати, но на самом деле несколько сотен миллионов, однако, мы их не видим, потому что рядом нет звезд, а сами дыры ничего не излучают. Когда мы знаем, сколько звезд рождается и сколько погибает, то можем посчитать, что в нашей галактике наверняка около ста миллионов черных дыр, объясняют ученые.

…Отсюда переходим к музыке, но опять же в тесной связи с космосом. В 2005 году Гарик Исраелян собрал своеобразную библиотеку акустических звуковых волн, образующихся в телах звезд. Уже интересно.

Дальше последовало сотрудничество армянского астрофизика с Брайонэм Мэем, англичанином, тоже астрофизиком, но и доктором философии, а также гитаристом группы Queen. Таким образом звезды сошлись с музыкой и оформились в Международный фестиваль Starmus, посвященный астрономии, исследованию космоса, музыке, искусству и смежным наукам - биологии и химии. Музыкальный праздник приобрел мировую популярность.

…Космологическую модель, объясняющую раннее развитие Вселенной, называют также Большим взрывом. Скачки в развитии общества и природы называют революцией. Современная политология классифицирует их как революцию роз (Грузия), тюльпанов, дынь, (Киргизия), оранжевая (Украина) бархатная (Армения).

Черные дыры, как мы уже знаем, засасывают все вокруг, поглощая даже свет. В этом смысле полезно время от времени смотреть в небо, найти в нем яркую звезду и загадать желание.

• ЧЕГО ЖДАТЬ ПОУЕХАВШИМ?
      2024-04-02 10:10

Когда и если это произойдет, без родины останемся не только мы, старшее поколение, ходившее по своей земле, знавшее, любившее, защищавшее ее. Если и когда это случится, каждый армянин, появившийся на свет после сдачи своей земли, родится безродным.

• КАФЕ «МЕДЕЯ» В ЧАЛТЫРЕ, ДРУГ АРТУР В РОСТОВЕ И СВО
      2024-03-06 10:29

Армянская тема в соединении с грузинской в Ростове-на-Дону то и дело раскрывается в названиях улиц, кафе, ресторанов, магазинов. Если же об отдельно взятом армянстве в виде общины, то она определенно обгоняет все остальные, составляя почти пять процентов населения – сегодня это наибольшая доля армянского этноса во всех российских городах-миллионниках.

• ДОВЕДЕТ ЛИ ЯЗЫК ДО БАКУ?
      2024-02-13 09:51

Пока бьемся лбами и яростно стучим по столу, выясняя, как правильно называть школьный учебник, в Баку чуть ли не десять лет тому назад без шума и пыли издали другой - армянского языка. Три года спустя вслед за ним вышел другой. Исходило ли это из желания соседей найти общий язык с армянами? В некотором смысле – да. Депортируя (очень мягко говоря) карабахцев из одной своей родины как бы в другую, азербайджанские каратели нередко переходили на армянский язык. Получалось неплохо.

• О СПОРТ, ТЫ КТО?
      2024-02-06 06:09

Москва, Екатеринбург – два города, в которых нынешней осенью (15-29 сентября) пройдут Всемирные Игры дружбы. Решение о проведении Игр уже принято, старт дан, работа пошла.