Последние новости

ОН ЛЮБИЛ СВОЮ АРМЕНИЮ. ОНИ ПРОДАЮТ ЕЕ ЧУЖИМ

Во времена, когда сложилась эта семейная пара, интернета еще не было и молодые находили друг друга самостоятельно. Дальше, как и сегодня, получалось по-разному, а у этой пары сложилось наилучшим образом - вместе прожили больше полувека.

ОКАЗАВШИСЬ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ИЩЕШЬ СВОИХ. Армян в Мичигане относительно немного - это не Калифорния, где родная речь звучит чуть ли не на каждом шагу. Но худа без добра не бывает: лингвистическая особенность Мичигана подстегивает освоение нового языка, что эмигрантам только на пользу.

При всем при том армянская община Детройта живет, здравствует, а временами даже процветает, и мне повезло познакомиться с двумя ее представителями - Тиграном и Анаит Тумаджянами.

История этой обосновавшейся на американском Севере семьи не лишена некоторого романтизма. Тигран приехал поступать в Ереванский университет давно, более полувека назад - изучал армянскую филологию. Начал, как водится, с подготовительных курсов, позволивших, помимо прочего, довольно сносно изъясняться на русском. Затем полный курс обучения на филфаке, далее – аспирантура. Общий стаж пребывания никак не тихого американца на земле своих предков составил девять лет, что позволило ему получить всестороннее представление об Армении образца семидесятых годов прошлого, само собой, столетия.

Тумаджян по-доброму вспоминает своих именитых наставников: академиков Эдварда Джрбашяна, Ваче Налбандяна, Геворка Джаукяна. Интересны его рассказы о нравах нашего города тех, уже забытых многими времен.

Чем интересны воспоминания Тумаджяна? Как и каждый нормальный молодой человек, он не только грыз гранит науки, но и пил водку, общался с ереванской богемой, посещал всякого рода вечеринки и не лишал себя других удовольствий студенческой жизни.

Тот факт, что молодой американец пренебрег студенческим общежитием, а жил гостинице «Ереван», вызвало интерес компетентных органов, пытавшихся выяснить: что бы это значило? Однако, как вскоре выяснилось, кроме финансовых возможностей Тумаджяна, ничего другого это не означало, и до поры до времени его оставили в покое.

Следующий всплеск интереса к необычному аспиранту проявился после того, как, познакомившись с очаровательной Анаит, Тигран сделал ей предложение. В регистрации брака жениху вначале отказали. На том основании, что не может же советская власть отдавать своих девушек кому попало, а потому Тиграну надо бы доказать, что никаких уголовно наказуемых действий за ним не числится, а также снять подозрения в возможном многоженстве.

 Но даже после того, как непорочность Тумаджяна была документально подтверждена, Анаит было предложено еще раз задуматься о своем выборе. Тем не менее свадьбу сыграли, а вскоре в Ереване родился и первенец семьи. Обо всем минувшем супруги говорят без обид, с добрым юмором, как в счастливых семьях обычно вспоминают дела давно минувших дней.

АНАИТ, УРОЖЕНКА СЕЛА МРГАШЕН АРТИКСКОГО РАЙОНА, и поныне сохранила присущие жителям Ширака домовитость и хлебосольство. Радушная хозяйка любит угощать разносолами собственного изготовления, забавно видеть на типично американском газончике грядки с тархуном, помидорами и другой родственной армянской душе растительностью.

Анаит преподает в армянской школе Детройта. В школе более пятисот учеников, из них примерно восемьдесят процентов - армяне. Помимо чисто образовательной задачи, учебное заведение выполняет еще и роль культурно-просветительского центра армянской общины Детройта.

Здесь при активном участии Тумаджянов организуются всякого рода мероприятия, сюда же привозят гостей из Армении, до недавнего времени издавали и свой журнал. Школа, церковь, один из корпусов университета «Вейн Стейт», да и многое другое, что имеет отношение к армянству, построено на деньги Алека Манукяна – в свое время одного из самых богатых людей Америки.

Манукян прожил на белом свете девяносто пять лет, и семьдесят пять из них – в Детройте. Тумаджяны считают его великим армянином, и это не просто слова. Миллионер был действительно мудрым человеком, его меценатство отличалось точной избирательностью: Алек Манукян прежде всего вкладывал деньги в то, что составляет непреходящие духовные ценности. В том же университете, где преподает Тигран Тумаджян, можно увидеть отделанные в национальном стиле польскую, арабскую, литовскую, индийскую и другие аудитории, но армянская, как мне показалось, лучшая.

Тигран Тумаджян с удовольствием показывает своим гостям все связанные с Арменией достопримечательности Мичигана, к которым в известном смысле можно отнести и его дом, где все напоминает о Армении.

P.S. «Говорит», «Показывает», «Вспоминает»… О Тумаджяне написалось в настоящем времени невольно, само по себе, хотя с начала лета его уже нет в живых. Еще одним настоящим патриотом в нашей диаспоре стало меньше, жаль. Единственное утешение – Тигран не уже не увидит как кучка предателей сдает его родину.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ПЕРВЫЕ ЛИЦА, ПЕРВЫЕ ЛЕДИ, ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
    2025-06-25 10:03

    Присутствие в парламенте и других эшелонах власти случайных людей, набранных как из телефонной книги, в Армении связывают с чрезмерной активностью жены Никола Пашиняна, которая, якобы, обнимая супруга за горло, диктует что, как и когда надо делать.  Фрагмент из фильма Данелия «Не горюй!». Отставной солдат царской армии спрашивает грузинского обывателя. - А тебя дома бьют? - Бьют!- с вызывающим достоинством отвечает собеседник. Запомнилось. Почему вспомнилось?

  • СОЛО НА ТЕЛЕФОНЕ
    2025-06-11 09:48

    В дни, когда каждый (политическая партия, общественное движение, отдельно взятое лицо) тянут в свою сторону и избегают объединения, невольно вспоминаешь о том, что помогало выходить из, казалось бы, безвыходных положений. У каждого на этот счет своя история. Есть она и у меня.

  • МЕДАЛЬ «ЗА ОБОРОНУ КАВКАЗА», ФРОНТОВИК ЗАКАР ЗАКАРЯН И ХЛЕБ РАННИХ ЛЕТ
    2025-06-03 09:22

    Как ни пытаются армянские пустословы выбить из памяти потомков воспоминания о предках, забивая головы трухой о высосанной из пальца «реальной» Армении, ничего у них не получается. Смартфоны смартфонами (не говоря о более продвинутых научно-технических достижениях), но запретить внукам и правнукам узнавать о своих дедах и прадедах, изумляться и восторгаться их делам, пашиняновский агитпроп бессилен. В семьях, в которых о старшем поколении вспоминают не только в дни посещения кладбища, а таких у армян пока подавляющее большинство, память о предках неистребима.

  • БЕРЛИН 45-го. «КОЧАРИ» СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
    2025-05-09 10:09

    Как песни военных лет приближали Победу и помогали советскому народу строить и жить после нее Своих песен о Великой Отечественной у армян не слишком много – сегодня пели и поют то же, что и в России, но если говорить о самой главной, о «День победы» Давида Тухманова, то без армян не обошлось и тут. Как объясняет всезнайка-Википедия: «Отец Давида Тухманова, Федор Давидович Тухманов, по национальности - армянин. Его настоящая нерусифицированная фамилия - Туманян. Происхождением был из донских армян, родился и вырос в Ростове-на-Дону». Вот так, и ничего тут не сделаешь.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ