В ЛОГИКЕ ИМПОРТОУСИЛЕНИЯ
Замминистра экономики Арман Ходжоян представил Евразийской экономической комиссии потребности Армении в отдельных видах сельскохозяйственной продукции за 2022 год.
КАК СООБЩАЕТ ПРЕСС-СЛУЖБА МИНЭКОНОМИКИ, в результате обсуждений члены совета ЕАЭС утвердили индикативные балансы Армении относительно предложения и спроса на отдельные сельскохозяйственные товары за текущий год. По информации министерства, согласно прогнозам, в 2022 году объем потребления пшеницы в Армении составит 377 тыс. тонн, и для обеспечения продовольственной безопасности на внутреннем рынке до конца года необходимый объем пшеницы будет пополнен за счет увеличения поставок из РФ до 275 тыс. тонн.
Отмечается, что аналогичная ситуация сложилась и с ячменем и кукурузой, речь идет о поставках соответственно 43 тыс. и 60 тыс. тонн. Спрос на подсолнечное масло в Армении прогнозируется на уровне 27 тыс. тонн. По информации ведомства, до конца года необходимый объем подсолнечного масла будет обеспечен за счет поставок из России, передает Armenia today.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПО СУТИ, ВЫХОДИТ, ЧТО В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ АРМЕНИИ ГОЛОД НЕ ГРОЗИТ, не грозит продовольственный кризис, дефицит основных продуктов питания. И этим мы обязаны исключительно РФ. Спасибо, конечно, российской стороне, которая будет нас кормить. Однако, в то же время очень жаль, что Армения докатилась до такого состояния, что, если не российские поставки, то… продовольственный кризис и голод. Судите сами, одной только пшеницей сегодня Армения обеспечивает себя лишь на четверть от общего спроса. Весь остальной объем приходится докупать. Такой уровень самообеспечения не просто низкий, он вовсе критический.
Да, на фоне происходящих сегодня глобальных процессов можно утешать себя мыслью о том, что в мире есть огромное количество стран, которые уже оказались и точно окажутся в ближайшее время в гораздо худшем положении. Но утешительное действие этого фактора сразу прекращается, когда видишь, что Армения могла бы существенно минимизировать нынешние продовольственные риски, не накрывшись в свое время бархатом.
В цифрах сказанное выглядит впечатляюще. В дореволюционный период например уровень самообеспечения Армении, например, пшеницей составлял около 48%. По сути, половину объема нашего внутреннего потребления мы производили сами. И вот сегодня этот показатель снизился до 26%. Да, в падении этого параметра сыграла большую роль война, потеря территорий в Арцахе со всеми вытекающими последствиями. Но все дело в том, что фактор войны в этом падении был вовсе не определяющим. Если до войны, в 2019 уровень самообеспечения пшеницей составлял чуть более 30%, то сегодня он снизился до 26%. Можно предположить, что война «съела» около 4% нашей собственной пшеницы. Кто же и как «съел» ее до войны, когда с 48% уровень самообеспечения скатился до 30%?
Известно кто – внутренний голос первого бархатного министра юстиции. Напомню, что именно Артак Зейналян представлял новую структуру нового правительства, из которой было выведено министерство сельского хозяйства и расформировано. Экс-министр на полном серьезе утверждал, что ему интуиция подсказала, что подобное преобразование структуры правительства будет эффективным.
Сейчас мало кто уже вспоминает об этом. А зря. Отказавшись от Минсельхоза, правительство фактически провозгласило резкое снижение своего внимания на сельхозсферу в целом и проблему продовольственной безопасности страны, в частности. В итоге мы получили то, что получили – колоссальный рост продовольственной зависимости от внешних источников. Нормальная логика импортозамещения переродилась в политику импортоусиления.
Чтобы по достоинству оценить роль бархатной команды в вопросе снижения уровня продовольственного самообеспечения Армении приведем еще пару цифр. В течение первых лет правления бархатной команды посевные площади основных сельхозкультур сократились на 38%. По сравнению с 2017, например, в 2020-м сократился на 44 тысячи тонн урожай той же пшеницы, на 110 тонн – картофеля, на 169 тысяч тонн – овощей.
По сути, сегодня вся продовольственная надежда Армении возлагается на российские поставки. Конечно, спасибо России, за своего рода «прикорм». Но отдельное «спасибо» надо сказать действующей власти, сделавшей так, что этот самый «прикорм» в разы превышает объем основного питания. Конкретно по пшенице – почти в 4 раза.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-06-28 09:33
Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел в понедельник рабочий завтрак с членами Американской торговой палаты (AmCham) в РА, представляющими компании из различных сфер экономики, передает АРКА. Были обсуждены вопросы экономической политики, в том числе, стимулирование инвестиций, улучшение бизнес-среды, налоговое регулирование и реализуемые реформы, сообщает пресс-служба правительства республики.
-
2025-06-26 09:19
С 1 по 20 июня уже 366 грузовиков, груженных абрикосами, пересекли таможенную границу РФ, сообщил министр экономики Армении Геворг Папоян на своей странице в Facebook. Он отметил, что небольшое число машин было возвращено из‑за проблем с документацией. «В ближайшее время регулярно буду публиковать информацию по этому вопросу», — добавил он, передает Panarmenian.net.
-
2025-06-24 10:24
Изменение радиационного фона на армяно-иранской границе не наблюдаются. Об этом Sputnik Армения сообщили в Центре гидрометеорологии и мониторинга. В ГНКО заверили, что специалисты Центра осуществляют круглосуточный мониторинг на госгранице, а также измеряют дозы фонового гамма-излучения. Таким образом, уровень радиации находится в пределах 14-20 мкР/час, что считается нормальным и безопасным для человека.
-
2025-06-20 09:10
Министр финансов Армении Ваге Ованнисян на пресс-конференции ответил на вопрос - обсуждаются ли в контексте влияния на армянскую экономику сценарии открытия границы с Турцией и мирного урегулирования с Азербайджаном, передает АРКА. "Обсуждения были, в том числе в рамках исследований, которые проводились в Совете безопасности. Но такие сценарии не заложены в основу среднесрочной программы расходов, потому что возможны очень большие отклонения", - сказал Ованнисян. По его словам, власти Армении руководствовались двумя-тремя основными сценариями. "Лично я верю в то, что это произойдет, и не очень поздно, но скорость и поэтапность процесса будут определять уровень его последствий", - сказал Ованнисян, добавив, что ввиду высокой неопределенности возможные развития не учитываются в экономических прогнозах. По его словам, есть несколько исследований, которые связаны со сценариями изменения товаропотока и влияния на экономику. "Это не только финансовый вопрос. Есть общие показатели того, как данное изменение скорости или администрирования повлияет на ВПП. Все зависит от того, какие изменения произойдут после открытия (армяно-турецкой границы - ред.), - сказал Ованнисян. - Будут ли производиться в Армении товары, которые будут экспортироваться в Турцию или Азербайджан или наоборот? Здесь также есть вопросы, на которые трудно ответить на данном этапе".