ВИТРИННЫЙ АРМЯНИН ТУРЕЦКОЙ ПОЛИТИКИ
Вопреки надеждам правящей клики, преподносимый в качестве «беспрецедентного» события «Всемирный армянский саммит» в Ереване получился вялым, дежурным, безликим и безыдейным мероприятием. Иного и не следовало ожидать от затеи, участие в которой по известным причинам категорически исключили оба армянских католикоса, АРФ "Дашнакцутюн" и ряд крупных и влиятельных диаспоральных организаций, как и многие известные политики и общественные деятели в самой Армении.
БЛЕДНОЕ ПОДОБИЕ МАСШТАБНЫХ ОБЩЕАРМЯНСКИХ слетов, на которые при прежних властях в Ереван стекались все деятельные силы Диаспоры и весь политический, финансово-экономический и культурно-интеллектуальный актив мирового армянства, на сей раз бесследно растворилось в хмурой армянской реальности, не вызвав абсолютно никакого резонанса в общественно-политической жизни страны и зарубежного армянства.
Разбитую чашку не склеишь. Чего уж говорить о попранной, поруганной идее триединства Армения–Арцах–Диаспора, разорванных в клочья связях, сожженных мостах и разъединенных скрепах Родины и Спюрка… О разбитой мечте общенационального возрождения, жалкие осколки которой горе-реформаторы подмели в хаотичную кучку непонятных людей, пытаясь выставить форум в качестве судьбоносного мероприятия.
Впрочем, это тема для отдельного материала. В данном случае поговорим об одном из участников «саммита», на первый взгляд – весьма положительной личности, пользующейся достаточно высоким авторитетом в Армении, внезапная активизация которого на армянском политическом поле и расставленные в идеологических тезисах акценты вызвали, мягко говоря, серьезные вопросы. Речь о Гаро (или Каро) Пайлане – единственном участнике форума, привлекшем внимание армянских медиа и общественности.
Господин Пайлан за считанные дни своего пребывания в Армении умудрился развернуть бурную деятельность не только на полях мероприятия, но и вне его рамок. Он успел заскочить в эфир нескольких теле- и интернет-каналов (включая Первый), отметился пространными заявлениями в СМИ, был принят первыми лицами государства, депутатами от правящей партии, а также бывшими политическими лидерами Армении. В частности, Пайлан удостоился аудиенции у Левона Тер-Петросяна и Сержа Саргсяна, как известно, не отличающихся особой общительностью, когда речь идет о деятелях не из их окружения, а уж тем более из чуждой политической среды.
И везде, где бы ни появлялся депутат турецкого парламента армянского происхождения, он активно излагал свое видение тех шагов, которые непременно и неотложно должна предпринять Армения, дабы избежать исходящих от воинственных соседей новых экзистенциальных угроз. На первый взгляд, обеспокоенность Пайлана естественна, как кажутся искренними его порывы помочь советами соотечественникам и привлечь их внимание к кажущимся ему единственно правильными путям выхода из тяжелейшей ситуации. И вроде бы все теми же благими намерениями можно объяснить его неожиданную гиперактивность и интенсивные контакты с армянской политической элитой. Но…
Впрочем, обо всем по порядку.
Нет смысла детально пересказывать здесь все озвученные Пайланом ценные советы и идейные конструкции, при желании все это можно легко найти в Сети. Приведем лишь три наиболее усердно продвигаемых им ключевых тезиса.
Тезис первый: Армения должна стремиться договориться с Турцией, несмотря на максимализм последней и поставленные ею предусловия.
Тезис второй: Армения должна любой ценой договориться о мире с Азербайджаном, дабы не спровоцировать Баку на новую войну.
Тезис третий: властные структуры Армении, оппозиция, общество, а также Диаспора - все без исключения должны консолидироваться вокруг фигуры Никола Пашиняна, дабы общими усилиями спасти страну в этот роковой исторический период.
НАЧНЕМ С ТОГО, ЧТО УКАЗАННЫЙ ПАЙЛАНОМ "спасительный путь" подозрительно совпадает с турецко-азербайджанской концепцией мира, которую пропаганда этих двух стран продвигает с завидной настырностью и даже агрессивностью, и которая давно взята на вооружение якобы пацифистскими, а на деле - пораженческими кругами армянского общества и политических кулуаров. Не будь фамилия Пайлана армянской, нам неизбежно показалось бы, что эти предложения пропагандирует в Армении какой-нибудь проэрдогановский турецкий политик.
Впрочем, в сущности так оно и есть, ибо Гаро Пайлан прежде всего гражданин Турции, турецкий политик и деятель, представляющий турецкое государство. И лишь во вторую очередь он - армянин по происхождению и представитель Диаспоры. А вовсе не наоборот, как наивно принято считать в Армении. В этом нашем априори ошибочном восприятии фигуры и личности этого политика и кроется весь подвох, безусловно, заранее заготовленный силами, стоящими за его спиной и за его миссией на «всеармянском саммите», об истинной цели которой, возможно, не догадывается и сам Пайлан. А если догадывается, значит, сознательно позволяет манипулировать собой.
Тезисы Пайлана один в один повторяют стратегию Анкары и Баку по принуждению Еревана к миру на своих условиях. В ряде интервью он продвигает мысль о том, что Армении следует смириться с агрессивным поведением Турции, ибо трехмиллионная страна не имеет никаких шансов бороться на равных с превосходящим ее по силе в десятки раз государством. Дескать, нужно быть очень осторожными с турками в вопросе реанимации процесса международного признания Геноцида, поскольку это только злит Анкару и не приносит пользы армянам.
По мнению Пайлана, до сих пор армяне не извлекли никаких выгод от признания Геноцида даже такими государствами, как США или Франция, и лишь вынудили турецкие политические круги хуже относиться к самой Армении и к турецким армянам. Считая Турцию геноцидальным государством, мы лишь заставляем турок называть Армению и армян врагами, желающими уничтожить турок и, согласно официальной пропаганде, неоднократно делавших это на разных отрезках истории.
Пайлан допускает продуктивность идеи признания Геноцида лишь в том случае, если это сделает сама Турция. Именно последняя, в его понимании, должна признать Геноцид и покаяться, и только тогда с турецких и армянских плеч спадет тяжелый камень прошлого. Однако для этого следует перестать разговаривать с Анкарой на языке агрессии, наоборот, надо терпеливо и последовательно работать с ней.
С учетом внутриполитической ориентации Эрдогана на националистов и исламистов, Армении не следует ждать от Анкары смягчения позиции по Геноциду и армянской проблематике в целом, это может случиться лишь в случае прихода к власти в Турции истинных демократов. Они–то и будут готовы разговаривать с армянами на тему признания Геноцида и взаимного прощения исторической вражды.
НО ВОТ КОГДА ИМЕННО ДЕМОКРАТЫ придут к власти – об этом Гаро Пайлян не говорит, как, впрочем, и не приводит ни единого вразумительного аргумента в пользу того, почему "истинные турецкие демократы" могут признать Геноцид, и какая, собственно, польза нам от этого будет. Тем не менее, он настоятельно требует от армянских властей закрыть глаза на капризы Турции и практически полностью отказаться от территориальных или каких- либо иных материальных претензий к ней. А также закрыть глаза на факт того, что Анкара выдвигает условием нормализации двусторонних отношений заключение мира с Баку.
Армения, согласно Пайлану, должна, не мешкая, найти точки соприкосновения с Азербайджаном и в кратчайшие сроки уладить с ним все споры. Об Арцахе Пайлан предпочитает не говорить вообще, видимо, считая, что любые разговоры о его дальнейшей судьбе лишь препятствуют миру в регионе. А в контексте "мира любой ценой" турецкий депутат, по всей вероятности, считает приемлемыми для Еревана азербайджанские условия, и прежде всего - признание Арцаха азербайджанским, естественно, с окончательным упразднением второй армянской республики.
Вообще, на тему армяно-азербайджанских отношений, Арцахского вопроса и последствий 44-дневной войны Гаро Пайлан предпочитает особо не распространяться. Возможно даже, что он не очень-то осведомлен в этих вопросах, Зато сей деятель с большим удовольствием рассуждает об идее, которую мы квалифицировали выше как его третий тезис. А именно: усиленно муссирует мысль о необходимости консолидации нации вокруг фигуры Пашиняна, за которым он не видит фатальных исторических ошибок, не говоря уже о предательстве.
Наоборот, согласно турецкому депутату-армянину, Пашинян - патриотичный лидер, которому просто не повезло с международной обстановкой и ошибочными расчетами прежних властей. Согласно Пайлану, Никол вполне в состоянии вывести Армению из кризисной ситуации, но в этом ему должны помочь все политические силы и весь армянский народ, чего, однако, к прискорбию нашего соотечественника из Анкары, не происходит. Он убежден, что иного выхода, кроме как обрести силу в единении вокруг действующей власти, у Армении нет.
Мы не станем и дальше тиражировать размышления Гаро Пайлана, ибо все сказанное уже убедительно демонстрирует абсолютный унисон его тезисов с планами матерой турецкой дипломатии и политики. Полное впечатление, что устами Пайлана вещает, скажем, Сердар Кылыч, который в приватной обстановке делится с Рубеном Рубиняном откровениями о том, что Турции нужно от Армении для полного счастья, а тот в ответ с пониманием кивает головой...
Возможно, именно так поддакивали Пайлану и его «миролюбивым» лекциям господа Пашинян, Симонян, Тер-Петросян и другие наши горе-пацифисты. Примечательно, однако, и весьма отрадно, что среди его собеседников нашлись и такие, кто посоветовал миролюбцу из Анкары выбросить из головы избыточные ожидания грядущей армяно-турецкой любви, а также надежды на объединение нации вокруг Пашиняна. Как сообщили некоторые СМИ со ссылкой на достоверные источники, Серж Саргсян в резких тонах заявил Пайлану, что общенациональная консолидация вокруг пораженца и капитулянта невозможна. И что вообще вокруг подлости, лжи и предательства нормальные нации не консолидируются. Благо, нашлось кому остудить пыл новоявленного миротворца…
ЧТО И ГОВОРИТЬ, ГОСПОДИН ПАЙЛАН нам глубоко симпатичен как интеллигентный человек и обаятельная личность, как соотечественник, сохранивший армянский язык, национальную идентичность и облик в условиях ярко выраженных антиармянских реалий государства, которое он представляет, и которое, кстати, очень любит как свою родину, имея на то полное право. Мы также не хотим ставить под сомнение его искренность в желании установить мир и согласие в отношениях двух народов, дав им возможность избавиться, наконец, от груза прошлого и зажить по-соседски… Речь совершенно не о том.
Возможно, мы "поступаем неумно", как квалифицировал однажды сам Пайлан предвзятое отношение армян к турецкой политике мира, однако позволим себе утверждать, что турецкая дипломатия настолько коварна, что готова использовать в своих кровожадных интересах даже собственного гражданина-депутата и его чистые помыслы.
Так что, г-н Пайлан, при всем уважении, вы для нас - классический турецкий политик, орудие турецкой дипломатии, проводник турецких интересов и геополитической стратегии. Ваша оппозиционность турецкой власти не есть ваше личное достоинство или свидетельство турецкой демократии, это не более, чем политический трюк. Ваша свобода выражения и грызня с правительством за демократические права и ценности - всего лишь игра официальной Анкары на западных партнеров.
Ваша безопасность в этой стране – показная заслуга "новой и гуманной Турции", якобы избавившейся от варварских обычаев прошлого и авторитаризма, от традиций убийства таких, как Грант Динк, и затыкания голосов нацменьшинств. Вы просто выставленная напоказ красивая игрушка. Витринный армянин Великого Национального собрания Турции…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-14 10:56
С целью чисто умозрительного эксперимента предположим, что «Зангезурский коридор» все же стал реальностью и заработал в той самой логике, которую спят и видят инициаторы идеи.
-
2024-09-13 09:25
На днях омбудсмен, или омбудсвумен, а может, омбудсвуменша Анаит Манасян высказала свою озабоченность по поводу детского насилия в Армении. Дескать, число таких случаев выросло, и происходит это прежде всего в семьях.
-
2024-09-06 10:11
У авторитарной власти есть два способа внушить к себе благоговение черни, на недалекость которой она обычно опирается. Один, изобретенный еще со времен египетских фараонов, предполагает иллюзию недосягаемости властвующих особ, сакральности их жизни, некоего полубожественного, заоблачного их естества. Другой способ, который первыми начали практиковать греки, представляет собой иллюзию сошествия власти в народ и показательного разделения его чаяний, жизни и быта. Несмотря на диаметрально противоположные методы реализации власти, оба эти способа призваны завладеть сердцами масс и внушить им покорность и смирение перед установленным порядком вещей.
-
2024-08-27 09:38
Гигантомания - удел маленьких, обиженных и слабых. Это психологический комплекс как индивидуального уровня, так и социального, общественного, и наконец, даже государственного. Cледствие осознания или восприятия своей ущербности, отсталости и даже ничтожности. Самые большие флаги, как правило, развеваются не в самых успешных странах. Самые большие здания строятся не в самых развитых государствах. Самые большие торты и пиццы пекутся не в самых сытых регионах. Это симптоматично.