Последние новости

"КУЛЬТУРА - ДОРОГА К ХРАМУ И ПУТЬ К ЧЕЛОВЕКУ"

Уже в пятый раз в Ереван приезжают театральные эксперты, чтобы выбрать спектакль для участия в очередном Международном форуме театральной молодежи, который раз в три года проводит Московская Конфедерация театральных союзов. Возглавляет экспертную группу российский театральный режиссер, автор многочисленных нашумевших спектаклей на авторитетнейших сценах Москвы, профессор Школы-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств РФ Виктор РЫЖАКОВ.

"Конечно, у меня есть уже какое-то представление и притяжение к вашей стране, к ее людям, нежное и бережное отношение", - говорит режиссер. А о его впечатлениях о современном армянском театре - узнаем.

- Виктор Анатольевич, на протяжении вот уже 12 лет вы приезжаете к нам на отбор молодежных спектаклей. Достаточный срок, чтобы определить тенденции, проследить вектор развития, если оно, конечно есть.

- То, что есть, это бесспорно. Конечно же, в жизни мира и конкретно Армении это очень серьезные 12 лет. Театр - дело живое, существующее во времени. Молодой армянский театр существует именно в контексте сегодняшнего времени, он не стал чем-то оторванным от того, что происходит сегодня, это самое важное. Еще в Древней Греции театр был очень важным социальным институтом, в котором формировалось будущее человека, говорилось о каких-то настоящих, безусловных ценностях. Но самое главное, что мы здесь получаем и получили, - это родство душ и общность пути, по которому мы идем. Мы существуем в одном поле, в одном пространстве - это исторические, культурные, христианские ценности, которые нас связывают.

 Конечно, театр изменился за эти 12 лет. У молодых больше права на эксперимент, и это право они сами себе добыли. Очень приятно наблюдать, что в армянском театре существует доверие старшего поколения к молодым, существует понимание, что театр должен принадлежать молодым, об этом говорил еще Станиславский. "Молодым" не только в смысле возраста. Театр - дело людей, которые могут сохранить кипучую энергию, хулиганство, потребность экспериментировать и искать что-то новое. В молодых художниках это существует. Сегодня в Ереване мы увидели палитру спектаклей молодых режиссеров, в каждом из которых существует эта потребность движения, процесса. Ведь спектакль не должен быть совершенным. Главное - намерение. Намерение разобраться в самом себе, что-то постичь. То, как какая-то молодая кампания пытается найти свой театральный язык - мне кажется, это и есть влияние времени.

12 лет назад мы видели здесь послушных учеников своих учителей. Но опять же Станиславский говорил - хорош тот ученик, который опровергает своего учителя. И вот все эти годы мы наблюдали, как шаг за шагом молодое поколение этим занималось, искало свои пути. А сегодня в Армении есть такие звезды, как Нарине Григорян, Гор Маркарян, Самсон Мовсисян, Зара Антонян - это те, кого я знаю. Они стали зрелыми художниками, за которыми сегодняшний день и, безусловно, будущее армянского театра.

- Звучит оптимистично. Но что делать театру, и не только армянскому, вообще культуре, когда грядущее иль пусто, иль темно?

- Продолжать этим заниматься! Это единственное спасение. Ведь это все наши иллюзии, что существует другая жизнь, кроме духовной. Ее не существует. Ведь жив человек только потребностью любить - а это качество духовное. Во всем остальном - выжить, поесть, размножиться - мы ничем не отличаемся от животного мира. Великое достояние человека - это то пространство, которое создает культура. Она дает человеку возможность проживать другую жизнь, развиваться, совершенствоваться и, может быть, понять, где она, эта дорога к храму, путь к человеку.

Будущее театра в руках молодых людей. Мне кажется, что и Конфедерация театральных союзов, и Чеховский фестиваль собирают форум, чтобы создать соответствующую среду. И уникальный талант Валерия Ивановича Шадрина, мотора всего этого дела, состоит в том, что он всегда говорит - какие бы времена ни были, наша связь не должна прерываться. Художник театра - это человек мира. Мы должны существовать в этом контексте, обмениваясь богатством своих культур. И конечно Молодежный форум, объединяющий театры разных национальностей, дает возможность увидеть, что мы не только многообразны и многокультурны с точки зрения своих домов, но мы еще и единое пространство. Это пространство может предложить модель будущего театра, в котором главное место занимает человек.

- Откровенно говоря, нынешняя сложная ситуация в России и западный остракизм русской культуры сыграли нам на руку. В Ереван приехали крутые арт-специалисты самых разных мастей, рождаются контакты, коллаборации...

- Ну да - не было счастья, да несчастье помогло. Европейский театр, который был к нам развернут, сегодня в какой-то мере для нас закрыт. Мне кажется, настало то время, когда народы, веками проживающие вместе, могут поделиться своим культурным опытом. Мы можем спокойно использовать это время, пытаясь обогащать театральную культуру друг друга.

Вот вы говорите, приехали какие-то театральные люди, специалисты. Но и ведь для нас в этом ценность! Никогда не видишь то, что рядом - всегда кажется где-то там лучше. Я уверен, что та атмосфера доброжелательности и тепла, которую ощущаешь на улицах Еревана, внимание людей, нас соединяют. Армения, пережившая за последние годы большое количество трагедий, как никто, может услышать сегодняшнюю боль России и тяжесть всего происходящего. А энергия боли - это и есть энергия любого искусства. Человек, почувствовавший эту боль, может создать что-то совершенное, найти какую-то интонацию, которую услышат другие. Человек с предчувствием трагедии находит какие-то слова, чтобы донести ее людям. И тогда они задумаются, а не просто продолжат проживать жизнь, думая, что их это никогда не коснется. Ведь люди мира - это одна экосистема. Если где-то здесь нарушается звено, значит завтра это отзовется в совершенно другой точке мира. А мы должны вместе сохранять этот мир.

За эти ереванские дни в разговорах с коллегами родилась мысль объединить усилия и провести российско-армянскую летнюю театральную школу. Думаю, усилия двух таких серьезных театральных школ - армянской и российской - помогут нам найти новые пути. Речь о совместном проекте ваших студентов ЕрГИТиК-а и моих, актерского и режиссерского курсов школы-студии МХАТ. Найти финансовую возможность через Конфедерацию и Союз театральных деятелей Армении, чтобы они совершили такую исследовательскую поездку по Армении. Важная задача - что-то вместе открыть, найти. Ереван - европейский город, где можно приятно расслабляться в кафе. Но искать следует не здесь. Мне кажется, надо поехать, пообщаться с теми, кто живет, не потребляя цивилизацию в том качестве, в каком это делают городские люди - именно из них можно что-то понять о сегодняшнем мире. Чтобы открыть для себя сокровенную красоту вашей страны, надо совершить такое паломничество. Тем более, в древней Армении большое количество очень мощных точек культурного притяжения. Через историю страны и истории людей, через фольклор можно услышать что-то очень важное. Надо использовать это время. Время само нас сводит, дает возможность реализовать то, что было не до конца реализовано.

- Вам было сделано конкретное предложение сделать постановку в театре "Амазгаин", у которого скоро будет новое здание. Приедете?

- Нарине так неожиданно все это сказала! Конечно, у меня есть уже какое-то представление и притяжение к вашей стране, к ее людям, нежное и бережное отношение. Может, мне удастся разглядеть то, что не видит взгляд, привычный к этому месту. Почему нет? Парадокс в том, что никогда об этом не думал - Армения в этом плане страна самодостаточная...

- Ничуть! Просто у наших театров нет возможности платить гонорар режиссерам вашего класса.

- Ну, не деньгами же все определяется! Тем более все то, что мы делаем сегодня - я имею в виду подготовительную работу к форуму - никак не про деньги. Про гораздо большее! Идея Шадрина - это какая-то серьезная миссия. И очень приятно, что СТД Армении, его председатель Акоп Казанчян последовательно ее поддерживает и реализует. Потому что все чувствуют, что будущее не за сепаратизмом и высокомерием по отношению друг к другу, а в объединении усилий.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ