ВНУТРИ И ЗА ПЕРИМЕТРОМ «ГРАЖДАНСКОГО ДОГОВОРА»
Власть с удовольствием смакует тему раскола в рядах главной силы парламентской оппозиции – блока "Айастан". А как же, такой замечательный повод позлорадствовать! Такая возможность раструбить тему разлада среди оппозиционеров до события вселенского масштаба! Дескать, полюбуйтесь, люди добрые, на ущербный моральный облик и провальную политическую повестку оппозиционеров, бессовестно оспаривающих у революционной команды мандат на управление страной. Срам, да и только…
МЕЖДУ ТЕМ ПРОИСХОДЯЩИЕ ВНУТРИ БЛОКА "АЙАСТАН" процессы отнюдь не апокалиптичны с точки зрения дальнейшей дееспособности оппозиции и возможностей ее влияния на внутриполитические развития. Закрепленная законом и регламентом НС квота допускает замену сложивших мандат депутатов от "Возрождающейся Армении" на идущих следом в списке кандидатов из числа других политических сил или беспартийных. И они, в отличие от своих предшественников, наверняка будут более сговорчивыми в вопросах сотрудничества с главными движущими силами блока.
Более того, пополнение оппозиционных рядов свежими лицами может способствовать в некотором смысле ребрендингу фракции "Айастан" и придаст новый импульс парламентским баталиям с николовским большинством. Они также могут привлечь к себе интерес оппозиционного Пашиняну электората.
Словом, брожения и разлад в стане оппозиции не всегда заканчиваются для нее катастрофой. И это доказывает не только армянская действительность, но и международная практика.
Оставим, однако, самому блоку "Айастан" возможность доказать истинность того или иного утверждения. Обратимся к проблемам партии власти, которая сама увязла во внутренних склоках. И, между прочим, именно в силу этого пытается перевести и с удвоенной силой сфокусировать внимание граждан на проблемах политических соперников, соответственно, давая возможность выплеснуть общественный негатив именно на них. А ведь то, что творится в "Гражданском договоре", на самом деле и есть катастрофа, поскольку, опять же согласно международному политическому опыту, если пребывающие во власти революционеры начинают грызться между собой, значит, в конце концов они-таки загрызут друг друга окончательно, как взбешенные крысы в бочке.
Классика жанра – когда на определенном этапе романтика революционного братства и жертвенности во имя общей идеи наконец изживает себя и уступает место реализму конкурентной борьбы за влияние и ресурсы, весьма ограниченные в сравнении с непомерными амбициями и аппетитами дорвавшейся до государственного пирога революционной босоты. Все бы ничего, если бы эта борьба в иных случаях не трансформировалась из рутинных склок и пошлого интриганства в самый настоящий внутривластный террор. Безусловно, некорректно по определению сравнивать бархатно-шашлычный николовский балаган с Великой Французской или, скажем, большевистской революцией в России, но в том-то и дело, что все они в силу неписанных законов социально-политических процессов схематичны и выкроены объективной реальностью по одним и тем же лекалам.
Пашиняновская партия очень быстро вступила в фазу самопоедания и разложения, поскольку к традиционным корысти и амбициям здесь прибавился фактор страха за содеянные фатальные политические ошибки или, точнее сказать, преступления. Осознание того, что за них рано или поздно придется в прямом смысле отвечать головой, придает ситуации, если можно так выразиться, экзистенциальную остроту.
КОНЕЧНО, МЕЛКИЕ ИНТРИГИ, СКЛОКИ, симптомы зависти в среде николовцев наблюдались уже на ранних стадиях формирования революционного сброда. К примеру, во время марша из Гюмри каждый из пашиняновских соратничков старался, оттеснив других, шагать поближе к "учителю", опередив соседа, преподнести ему бутылку с водой, соревнуясь в лести, попутно наговорить на своих дружков. Но сейчас толкотня вокруг кресла номер 1 и восседающего на нем заветного "тела" приобрела особое ожесточение. Революционный партактив Никола, некогда взбудораживший общество своим романтичным настроем на светлое будущее и внушивший безоговорочное доверие масс к своему образу команды праведников, ныне расползся на самые настоящие мафиозные группировки и кланы, сцепившиеся друг с другом в мерзкой схватке.
Апогеем этой борьбы и стала история с подтасованными выборами нового правления.
В целом же, создается ощущение, что ни общество, ни СМИ и эксперты, ни даже оппозиция пока еще не осознают всего значения последних событий внутри ГД. А ведь произошедшее наглядно вскрывает факт глубочайшего кризиса в рядах партии, свидетельствующего о начале процесса самоуничтожения. Самое же интересное заключается в резком ускорении этого процесса сразу после того, как радикальная оппозиция ослабила давление на власть и в парламенте, и на улице. То есть относительная консолидация сил гэдэшникам удается лишь в условиях активизации внешнего на них давления, и это давление лишь помогает продлить их власть. Есть о чем подумать оппозиции…
Сам же Пашинян, исходя из личных страхов и особенностей мышления, очевидно, не препятствует принципу «тайфовости» в рядах своей партии, вероятно, считая ее необходимой системой сдержек и противовесов, но только при одном железном условии: по внешнему периметру партия должна сохранить единство. Никакого плюрализма мнений в вопросе политических взаимоотношений с внешним миром ни при каких условиях в ГД быть не должно. А группировки внутри периметра нужны Николу ради подавления конкуренции кого-либо с собой, любимым, и недопущения, чтобы кто-то дышал ему в затылок.
Опять же вырисовывается классическая картина из политистории, когда революционная власть пытается контролировать объективный процесс саморазложения, ошибочно считая, что ей под силу внутренними манипуляциями, подковерными интригами и авторитарностью остановить или замедлить собственную деградацию, продлив тем самым срок своего правления.
Так или иначе, процесс распада внутри периметра заметно ускорился, и в ближайшее время мы станем свидетелями новых развитий, как бы ни старались николовцы замаскировать наступившее начало своего конца. Вопрос лишь в том, чем все это кончится для государства: диктатурой и террором от одного лица, как у большевиков, или нескончаемой чередой смены форматов власти, заставившей когда-то полвека лихорадить Францию? А может, нам повезет больше?..
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-26 10:25
21 апреля в своей резиденции в возрасте 88 лет умер Папа Франциск, известный в миру под именем Хорхе Марио Бергольо. Его кончина вновь натолкнула на размышления в связи с неоднозначной позицией Святого Престола по многим наболевшим темам международной повестки, религиозных вопросов и внутренних проблем христианского сообщества.
-
2025-04-23 10:19
Еще свежо в памяти, как вся республика фонтанировала радостью в 2018-м, предвкушая долгожданный конец эпохи "бандитизма и произвола привилегированных и стоящих близко к власти бывших персон". Выше всех закидывали чепчики жители Вагаршапата, осчастливленные закатом эры генерала Манвела. А когда после позорного цирка с тушенками бравые эсэнбешники надели на него наручники и показательно грубо втолкнули в автозак, духовная столица страны и вовсе пустилась в пляс, накрыла праздничные столы, и даже отгрохала салюты.
-
2025-04-23 09:42
Лицо, представляющееся главой государства, нашло новую жвачку демагогических измышлений, которую оно еще долго не выплюнет. Выяснилось, что все наши проблемы и беды происходят из-за того, что во власти нет квалифицированных кадров, и что представители этой власти отстали по жизни на семь классов.
-
2025-04-15 09:44
Внешние силы, в свое время организовавшие позорную для истории Армении «бархатную революцию», ныне сильно засуетились. Агент «Шакал» (поговаривают, что под такой агентурной кличкой фигурирует Никол в документации западных спецслужб) сдает позиции. Кресло под ним сильно зашаталось, и удерживать его на одних только полицейских штыках не представляется возможным.