Последние новости

ВЕРНАКУЛЯРЫ АНДРЕЯ ИВАНОВА

В московском издании "Слово" вышла в свет новая книга известного архитектора, урбаниста, профессора Международной академии архитектуры, Магистра городского менеджмента и развития (Институт городского развития и жилищных стратегий, Роттердам) Андрея Иванова "Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира". Об этом написал российский сайт gorky.media, в котором сообщается ,что Андрей Иванов написал книгу о вернакулярной архитектуре, т. е. постройках, которые сооружаются без участия профессиональных зодчих и образуют крайне важную часть городской среды.

Из публикуемого фрагмента вступления к этой первой в своем роде российской работе можно узнать, что у городской архитектуры есть два врага: модернистски настроенные архитекторы, с одной стороны, и алчные застройщики - с другой.

АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НЕТ НУЖДЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЕЛЯМ "ГА". Его периодические выступления, репортажи и интервью об острейших проблемах градостроительства украшают наши полосы. На протяжении многих лет Иванов изучает архитектуру Армении. Написал две книги и несколько десятков статей.

Мало кто способен с таким теплом, увлеченностью и волнением говорить о жизни городов, как Андрей Иванов. В новой книге на примерах исторических кварталов городов стран Западной Европы и постсоветского пространства он рассказывает о таком культурном феномене, как архитектурный вернакуляр (застройка, выполненная в местных традициях, но без участия профессиональных архитекторов), противопоставляя его всему государственному, девелоперскому, "спущенному сверху". А также о возможной потере того наследия, что нам осталось, и способах его сохранения.

В беседе с корр." ГА" Андрей Владимирович отметил, что странам, богатым разнообразной вернакулярной архитектурой, невероятно повезло в современном мире. Вернакуляр увеличивает сложность, гетерогенность, полифоничность их культурного ландшафта и, более того, повышает их устойчивость в условиях нарастающей нестабильности.

 Книга Андрея Иванова 'Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира'Иванов приводит в книге примеры живого вернакуляра из Бельгии, Германии, Греции, Португалии, Швеции, Финляндии и упоминает об опыте Австрии, Норвегии, Швейцарии и некоторых других стран, признавших исторический вернакуляр своим национальным достоянием, стратегическим преимуществом и всячески поощряющих его сохранение, воспроизводство и обновление.

По словам автора, это уникальное наследие не осознается как ценность и поддерживается лишь усилиями консервационистов-подвижников, отдельных мастеров и градозащитников. Такое положение дел наблюдается в большинстве государств постсоветского пространства, что подтверждают приведенные в книге примеры из Армении, Грузии, Киргизии, России.

"Властям, многим архитекторам, значительной части населения этих стран изначально присущ либо намеренно внушен агрессивно-антивернакулярный взгляд на город и мир,- говорит А. Иванов.- Понимание архитектуры как высокого, элитарного, демиургического искусства исключает признание каких-либо достоинств за "низким" вернакуляром. В самых разных местах - от Англии, Германии и США до Чили, Индии, Китая, а теперь и Африки - появляется все больше реализованных проектов, вдохновленных вернакуляром".

Отдельный раздел книги, посвящен архитектуре Армении. Приведем фрагмент работы.

"ОТНОШЕНИЕ К ВЕРНАКУЛЯРУ ЗДЕСЬ ОСОБЕННО ДАЛЕКО ОТ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ. Армяне по праву гордятся своими древними храмами (IV, VI, VII веков), советским "розовым" Ереваном (XX век), и это понятная национальная гордость - за то, что стали первым христианским государством, за достойную новую столицу возрожденной страны.

А вот не очень старым городом Гюмри (ранее Александрополь, Ленинакан), застроенным в XIX - начале XX века искусными мастерами-каменщиками практически без участия профессиональных архитекторов, гордятся только немногие его жители. Ереванским вернакулярным районом Конд с застройкой XVIII - начала XXI века не гордится никто. Его скорее стыдятся.

И если согласиться с девизами "чем древнее, тем ценнее" и "чем богаче, тем лучше", то все они правы. Наверное, это действительно трудно - увидеть какое-либо другое ценное помимо ярких наклеек древности, столичности, богатства.

С подобным вѝдением прямо связаны явная антипатия и даже презрение к вернакуляру, и оно имеет глубокие корни. Социум Еревана собран из дальних и ближних культурных и генетических потомков жителей многих империй - от древних Великой Армении и Римской до более поздних Османской, Российской, Советской, - жизнь в которых была пронизана привычкой к контролю сверху и архитектурным шовинизмом по отношению к любым подлинным проявлениям местного.

 Андрей ИвановВ таком контексте особенно интересной видится фигура Александра Таманяна. "Краеугольным камнем" Еревана как новой столицы Армении считается генеральный план, разработанный этим архитектором и утвержденный в 1924 году. Город был радикально перепланирован (сохранены лишь трассы нескольких центральных улиц), а вся его застройка, за исключением церквей и мечетей, подлежала полной замене. Осмелюсь предположить, что во многом именно такое отношение к старому Еревану закрепило приятие в Армении тотальной перестройки исторического города как основного метода, которым в течение десятилетий осуществлялась реализация модернистского таманяновского генплана.

Общепризнано, что Таманян "изобретал" столицу советской Армении, руководствуясь концепцией английского города-сада и древнеармянскими архитектурными канонами, но на деле он действовал в полном соответствии с модернистским духом времени, диктовавшим одно: отменить, сделать незначимой для нового дня предшествующую эпоху.

Советский период вживил в сознание ереванцев устойчивую матрицу: жесткое ценностное деление города на правильный таманяновский центр из розового туфа, нейтральные районы новых многоэтажек и места-парии - позорные "трущобы, помойки, крысятники" Конда и других анклавов аутентичного Еревана. В этом ряду вернакулярный район Фирдуси вблизи площади Республики. Медленное разрушение старого города. Гордость неравенством (если ты "наверху") и порядком (на самом деле видимостью порядка) и выученное презрение к тем, кто "внизу", к самоорганизации и свободе - две стороны одной и той же имперской парадигмы отношения к городу.

Постсоветский этап ничего не изменил. Напротив, благодаря такой, ставшей конвенциональной ментальности, продолжающейся антивернакулярной пропаганде властей и большим деньгам новоармянских олигархов старый город разрушают еще более активно".

...ЕСЛИ БЫ НЕ ТИПИЧНО РУССКАЯ ВНЕШНОСТЬ ИВАНОВА, можно было бы подумать, что беседуешь с русскоязычным армянином: при разговоре об Армении у архитектора загораются глаза. Любовь к стране "заставила" любителя путешествий написать две книги об Армении. В книге "Иереван: этюды о местном духе" – ереванская любовь автора, выраженная в виде букв. На вопрос о том, как создавалась книга, Андрей Владимирович с улыбкой поясняет, что так сложилась жизнь: "Я приехал в Ереван, и он мне понравился. Потом приехал снова, а затем еще и еще… Словом, у меня возник интерес, и мне захотелось изучить город. Я открыл для себя Конд. Ведь на самом деле интересно, что в мире именно в центральной части городов имеются такие уникальные кварталы. Я задумывался, как все это было построено, как здесь живут люди. После нескольких статей о Ереване, напечатанных в Москве, в "Голосе Армении", я заметил, что их довольно много и стоит придать им иной вид. Собрал и превратил в книгу. Через несколько лет влюбился и в Гюмри. Так появилась вторая книга - "ГюмрИ. Вернакуляр черного туфа".

Что касается новой книги, то ее презентация состоится в сентябре в Москве. Но Андрей Владимирович обещал провести ее и в Ереване. Будем ждать с нетерпением.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЮБИЛЕЕМ, ДОРОГАЯ МЕРИ АРШАВИРОВНА!
      2024-05-20 10:57

      Легендарному директору школы N55 имени А.П. Чехова, заслуженному учителю РА, отличнику народного просвещения, Ветерану труда Мери Аршавировне Александрян исполнилось 95 лет. На посту директора Мери Аршавировна проработала 25 лет - с 1967 по 1992 годы . За это время был сформирован мощный педагогический коллектив. Чеховская школа всегда занимала одно из лидирующих позиции в столице и республике по уровню образовательных результатов. И это во многом благодаря Мери Аршавировне.

    • 120 ЛЕТ ЛЕГЕНДАРНОЙ ИСТОРИИ
      2024-05-20 10:24

      В ночь с 18 на 19 мая 118 музеев Армении присоединились к акции "Ночь в музее", которая прошла в нынешнем году под девизом "Музеи, образование и исследование". Эта замечательная традиция осуществляется по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции под патронатом Международного совета музеев (ICOM), ЮНЕСКО и Совета Европы с 2005 года. В Армении мероприятие проводится уже в 21-й раз. Музей Армянской железной дороги расположен в здании вокзала и был открыт усилиями ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" 31 июля 2009 года. За годы работы здесь собрана обширная экспозиция, посвященная истории железных дорог Армении, которая берет начало с мая 1895 года.

    • Урик СУРУЗЯН: "ПРИВЕТ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ"
      2024-05-18 12:11

      В Египте экспедиция под руководством всемирно известного археолога, главы Европейской миссии по исследованию "Колоссов Мемнона" и храма в Ком эль-Хеттан доктора исторических наук Урик Сурузян обнаружила три новые колоссальные статуи фараона Аменхотепа Третьего. Об сообщил научный журнал Live Science. Напомним, что в 2014 году археологи на той же территории нашли две статуи, но гораздо меньших размеров.

    • "АРТИС ФУТУРА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ АРМЯНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
      2024-05-13 10:43

      Недавно в ереванском Доме Камерной музыке состоялся концерт стипендиантов Фонда "Артис Футура". Выступали - лауреаты международных конкурсов и фестивалей Микаел Арутюнян, Армен Пучинян, Эдуард Даян,  Анаит Стельмашова, Сергей Мкртычян. За три года существования Международный фонд сохранения и развития культуры и искусства "Артис Футура" разработал и осуществил несколько значимых проектов и программ. О них корр."ГА" попросил рассказать сопредседателя фонда, композитора, продюсера Араксию МУШЕГЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ