Последние новости

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КОНЦЕРТ

В начале марта этого года отметил свое 60-летие Государственный камерный оркестр Армении. В творческом облике коллектива неразрывно слились традиции, заложенные в прежние годы основателем и руководителем этого коллектива Зарэ Саакянцем, и другими дирижерами – Константином Багдасаряном, Завеном Варданяном, Рубеном Агароняном, Эмином Хачатряном, Арамом Карабекяном, а нынешний опыт - с концертной деятельностью Ваана Мартиросяна.

Несколько месяцев назад главным приглашенным дирижером назначен наш соотечественник, ныне работающий в Германии Рубен Казарян – художник мощной и неповторимой индивидуальности, яростного и дерзкого дирижерского дара. И не понадобилось ровно никакого времени на то, чтобы дирижер и коллектив поняли друг друга, творчески договорились между собой. Сразу что-то стронулось, закипела работа, оживился общественный интерес. Об этом наглядно свидетельствовали концерты, особенно последний из них.

ЭТОТ ВЕЧЕР В ДОМЕ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ ПРИВЛЕК ВНИМАНИЕ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ И ЯРКОСТЬЮ ПРОГРАММЫ. Прозвучали "Хачатуриана" для струнного оркестра Рубена Алтуняна, Концерт для альта соль-мажор Телеманна, "Lachrymae" для альта и оркестра Бенджамина Бриттена и Симфония для литавр и струнного оркестра Эдварда Мирзояна – партитура оригинальная, с милой сердцу национальной, "почвенной" интонацией.

Концерт был овеян особым праздничным настроением. Такие музыкальные праздники, глубинная суть которых обретение света и покоя, гармония и красота, нужны каждому из нас. Особенно сегодня, когда размазываются границы между искусством и неискусством и когда каждый чувствует себя незащищенным.

Зал Дома камерной музыки был переполнен, взволнованные лица слушателей. За дирижерским пультом оркестра - маэстро Рубен Казарян. В интерпретации маэстро произведение Алтуняна берет за живое, откликается в слушательском сознании ощущением красоты и искренности. Главное в этом процессе - синтез внутренней напряженной экспрессии и объективно необходимой меры. Вот где раскрывается природа казаряновской артистической сдержанности, охраняющей музыку от каких бы то ни было эмоциональных случайностей. Оркестр исполнил "Хачатуриану" блестяще, с захватывающим темпераментом. Дирижер заострил контрасты, присущие сочинению, сопоставив piano и forte, соло и тутти, медленного и быстрого движений. Но в обилии разножанрового материала, постоянной смене красок, настроений Р. Казарян великолепно нашел ту неуловимую нить – живой импульс музыки, благодаря которой череда танцев, различных эпизодов сложилась в одну праздничную, сверкающую картину. Секрет здесь, наверное, в особой темповой драматургии, создающей сопряжение эпизодов, настроений, энергии.

НЕ ВХОДИЛО В СПИСОК "ДЕЖУРНОЙ КЛАССИКИ" И СЛЕДУЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ – Концерт для альта соль-мажор Телеманна – одно из самых известных и до сих пор регулярно исполняемых произведений композитора. Это крупный концерт в стиле барокко. Он состоит из четырех частей с чередованием тутти и сольных секций.

 НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КОНЦЕРТИсполняется этот концерт на нашей сцене не очень часто. В качестве солиста выступил известный альтист из Великобритании Константин Боярский - обладатель многих крупных наград. В настоящее время музыкант работает в Лондоне в качестве ведущего альтиста Королевского оперного театра Ковент-Гарден, а также дает сольные и камерные концерты в Англии и большинстве европейских стран и на международных площадках в Азии, США. Как солист и камерный музыкант он сотрудничал с Иегуди Менухиным, Гидоном Кремером, Юрием Башметом, Натальей Гутман, Ланг Лангом и многими другими, а среди дирижеров следует отметить такие известные имена, как Бернард Хайтинг, Лорин Маазель, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, Антонио Паппано и другие.

На счету альтиста ряд инструментальных композиций и аранжировок для альта и других инструментов, а также два балета и лирическая опера "Пушкин" в двух действиях, премьера которой состоялась сначала в Москве, а затем и в Великобритании.

Вряд ли стоит объяснять столь накаленную атмосферу зала. Константин Боярский, аккумулировавший в своем творчестве сложнейшие поиски исполнительского искусства, один из самых ярких музыкантов своего времени. Рубен Казарян - дирижер, чье имя связано со многими оркестрами, оперными также. Для этих артистов открыты многие сцены мира. Лишенные каких-либо атрибутов власти, они безраздельно властвуют над слушателями. Неслыханный успех Константина Боярского у любой аудитории коренится в доверии к лучшим сторонам человеческой души. Как музыканту ему свойственны глубокий самоанализ, диалог с самим собой, не имеющие себе равных магнетизм и аристократичность стиля. К тому же, музыкант как бы находится во власти того стиля, с которым соприкоснулся. Им руководит сама музыка. Чутко услышанная, пропущенная через богатый духовный мир и бережно "оживленная", она придает его игре неповторимый синтез подлинности и новизны.

Было что-то невероятное и в его исполнении "Lachrymae" Бенджамина Бриттена для альта и струнных. Безупречное исполнительское мастерство придает его игре скульптурную завершенность как в целом, так и в деталях. У Боярского свой метод правильно выявить мелодии, ее выразительность, причем выразительность, контролируемую духом. Очень темпераментно звучал оркестр под управлением маэстро Казаряна. Звучание оркестра отличала та мера сыгранности, устойчивости, за которой стоят тщательная работа и богатый опыт. Все музыканты оркестра отличались замечательной игрой, увлеченностью. Но особенно выделялась своим исполнением в сольных партиях первая скрипка оркестра Астхик Варданян - блестящий музыкант, - темпераментный и одухотворенный. Потенциал ее безбрежен, нельзя не восхититься ее виртуозной техникой, поразительным совершенством игры!

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИКОМ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО Симфонии для литавр и камерного оркестра Эдварда Мирзояна. Это одно из лучших произведений композитора, которое он очень любил, потому что его исполнение было связано с именем незабываемого уникального дирижера Давида Ханджяна. Впервые оно было исполнено в 1962 году на Третьем всесоюзном съезде композиторов в Москве. По словам самого Мирзояна, исполнение Ханджяна (к сожалению, единственное), "отличалось не только высочайшим уровнем, но и своеобразием трактовки, в особенности 1-й, 2-й и 3-й частей. Никто так своеобразно не интерпретировал эту музыку, придавая ей подчас совершенно иной смысл, чем задумал автор. Так, во 2-й части была подчеркнута острота звучания и музыка неожиданно обрела характер гротеска. Очень сожалею, что это исполнение не было записано хотя бы по трансляции".

Впоследствии Симфония Мирзояна звучала в исполнении других дирижеров, в том числе и Арама Карабекяна.

Уверена, композитор по достоинству оценил бы и нынешнее исполнение своей симфонии, если б услышал ее в тот вечер в Доме камерной музыки. В исполнении маэстро Казаряна и Государственного камерного оркестра выделялось не только единство четко поставленных дирижером задач и их реализации. Более всего, может быть, привлекал живой ток музыки, эмоциональная сопряженность с аудиторией. Но эта вновь открытая для большинства слушателей музыка не оставила зал равнодушным.

И приятно, что несмотря на все сложности нашего беспокойного времени, музыка продолжает жить. И один из примеров служения ей - деятельность замечательного оркестра и его дирижера.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ