"БУКОВСКИ" - ЖИЗНЬ С МАЛЕНЬКОЙ "Ж"
Актеры, куклы, музыка, танец, видеопроекция - все то, что придает спектаклю театральную красочность и своеобразную остроту. Это называется "современным театром". Таково направление творческих усилий молодой режиссуры, а также конечный результат этих усилий - то, что можно назвать "классно сделанным спектаклем" образца 2023 года...
На Малой сцене Театра кукол им. Ов. Туманяна очень молодой режиссер Мариетта Довлатбекян сделала спектакль "БУКОВСКИ".
ДЕВОЧКАМ НРАВЯТСЯ ПЛОХИЕ ПАРНИ. Хотя автор сценария и режиссер спектакля Мариетта - в миру Марика - Довлатбекян уверена, что дело тут, скорее в возрасте. "Мне кажется, что Буковски нравится всем молодым, если только они знают его творчество и биографию. Меня, если честно, сама его личность привлекает даже больше, чем произведения", - признается она.
Возможно. Три года назад, во время карантина и отсутствия возможности играть на публику театр "Амазгаин" решил осуществить видеопроект, чтобы как-то занять свою молодежь. Их выбор пал на Чарлза Буковски - молодые актеры читали его стихи. Молодым нравятся плохие парни.
Выходец из семьи немецких эммигрантов, американский поэт, прозаик и журналист, представитель так называемого «грязного реализма». Образ скандалиста, бабника и пьяницы, созданный и популяризируемый в стихах и прозе. Жизнь и творчество Буковски стали темой нескольких документальных фильмов. Его проза неоднократно экранизировалась. Вышедший в 1987 году фильм Барбета Шрёдера «Пьянь», снятый по полуавтобиографическому сценарию Буковски, принес писателю мировую известность...
В фокусе внимания Марики Довлатбекян оказалась именно биография писателя, "главными объектами творчества которого были классическая музыка, одиночество, алкоголизм, восхищавшие его авторы, сцены из собственного детства, писательство, вдохновение, безумие, женщины, секс, любовь и скачки". Сюда еще можно добавить безжалостное препарирование себя и собственной души. В фокусе художественного подхода Марики Довлатбекян оказалось утверждение - опереточен любой претендент на величие, любой кандидат в пантеон, любой полубог, любой господин жизни и властитель дум, любые сливки в общепринятой иерархии человеческой известности и человеческой славы.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛУЧИЛСЯ СПЕКТАКЛЬ! Спектакль, сделанный в стилистике того, кому он посвящен. "Буковски" - это легенда и антилегенда, утверждение мифа и его развенчание. История знаменитого писателя и просто история человека, прошедшего многие круги ада, но сохранившего в душе рвущуюся на волю "Синюю птицу" - именно он становится героем этой многопластовой театральной баллады. Достаточно заметить, что кукла, изображающая Буковски, почти лишена портретного сходства - эскизно вылепленное лицо в ореоле взъерошенных волос.
"Сначала художник театра сделала очень крутую куклу, но она оказалась... тяжелой. В том смысле, что по моей задумке голова куклы должна была сливаться с лицом ведущего ее актера. Для этого актер заводит за щеку специальный штырь, и надо не только работать с куклой, но еще и говорить... Словом, этот вариант я сделала сама. Вообще, бюджет этого спектакля настолько мизерный, что смешно произнести вслух. Мы были больше командой энтузиастов", - рассказывает режиссер.
Вот уж не бюджетом единым... Что до ноу-хау Марики в сфере кукловождения, оно, конечно, заметно осложнило жизнь молодой актрисе- кукловоду Мариам Алекян, но и заставило восхищаться ее мастерством. Она не только решает технически сложную задачу - она играет героя и умело формирует отношение к нему не только свое, но всего зрительного зала. Вместе с Нареком Асланяном, который исполняет в спектакле стихи Буковски в полурэповой-полуречитативной манере, они создают галерею образов и - портрет эпохи. Этот портрет становится еще более выразительным не только благодаря музыке, которую Манвел Саргсян написал к текстам Буковски. Песни "за кадром" здесь звучат в манере берлинских кафе 20-ых годов или нью-йоркских 40-ых - негромко, завораживая шарманочным тембром или безумным драйвом, но непременно с ностальгической остротой. И публика слышит отголоски тех дней, когда "потерянное поколение" пришло в жизнь и в литературу, а спектакль начинает бликовать огоньками большой культуры.
Уместить в одном недлинном спектакле одну грандиозную биографию - задача не из простых, но Марика Довлатбекян справилась прекрасно, сведя ее к итоговым формулам, сформировавшим личность и жизнь героя. "Мое детство - это роман ужасов"... "Я понял, что полюблю пьянство навсегда, оно отвлекало от реальности»... "Проиграть сотню долларов на бегах - большая подмога искусству"... Каждому из этих тезисов режиссер дает один, но подробно разработанный эпизод, находит для их характеристики неповторимые подробности, острые и яркие детали.
ДЕТСТВО - "РОМАН УЖАСОВ" И ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ТВОРЧЕСТВА, встречи с издателями, пьянство и лошади, большой секс и большая любовь - режиссер употребила невероятную театральную изобретательность и невероятное остроумие и даже сарказм для того, чтобы, отсмеявшись, зритель услышал в душе звенящую лирическую ноту. И это, пожалуй, главная заслуга Марики Довлатбекян - ведь увлекшись игрой формами, увлекшись поиском нетривиальных вариантов стилистической травести, недолго забыть об эмоции и потребности зрительского сопереживания. "Буковски" же - спектакль, в котором почти в равной пропорции намешаны насмешка и печаль, анализ неизживаемых комплексов и берущее за душу тепло.
Ну и, конечно, не стоит забывать о культуртреггерской функции. "Мне кажется, что Буковски нравится всем молодым, если только они знают его творчество и биографию"... Осмелимся допустить, что знают немногие, и что после спектакля хотя бы у немногих возникнет желание прочесть если не романы, так хотя бы стихи - это дело недлинное.
Отвечая на вопрос о центральной теме своего творчества, Буковски говорил: «Жизнь - с маленькой "ж“». Эту жизнь с маленькой "ж" на сцене Театра кукол совсем молодой режиссер Марика Довлатбекян и команда ее единомышленников продемонстрировали не только с большим профессионализмом и владением инструментария современного театра, но с большой любовью к своему герою. Да и вообще - к человеку. Особенно такому, который прошел многие круги ада, но сохранил в душе рвущуюся на волю "Синюю птицу".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-29 10:52
Уже в 23-й раз открыл свою очередную сессию Ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO. Де-факто ее стоило бы назвать весенним приливом энергии, ибо армянский монофорум выпускает спектакли, организовывает показы, читки, дискуссии в столице и за ее пределами практически в режиме нон-стоп. И это, пожалуй, главная фишка ARMMONO как фишка весеннего выпуска - солидная международная программа. То, что фестиваль оказался в списке арт-проектов, удостоившихся гранта Министерства… и культуры - результат не везения, а огромной работы, которую невозможно не заметить даже через сильно затемненный очки.
-
2025-04-25 14:25
Литературные чтения и кинофильмы, концерты, мировые премьеры, перформансы - широкомасштабный арт-проект, посвященный 110-летию Геноцида армян в Османской империи, который (стоит ли удивляться?) проходит не в Ереване... 24 апреля в столице Германии, в преддверии 7-го Берлинского фестиваля RE-IMAGINE! - ПЕРЕОСМЫСЛИТЕ!, в «Maxim Gorki Theater» взял старт мегапроект "100 + 10 ARMENIAN ALLEGORIES", который станет целой декадой.
-
2025-04-24 09:41
"Вот уже 110 лет подряд продолжается Геноцид армянского народа, истоки которого можно обнаружить еще в веке 19-ом. Начиная с 1915 года в Турции уничтожали курдов, езидов, ассирийцев, алавитов, но стремление к полному Геноциду армян продолжается по сей день", - говорил швейцарский журналист, фоторепортер, публицист, автор книги "Раненый орел" о 44-дневной войне в Арцахе Демир Сьюнмез.
-
2025-04-23 10:57
...Там, в проеме распахнутой двери совсем иная жизнь, которая остается за торжественно-зловещими рядами пустых кресел, тонущими в полумраке ложами, внезапно выхваченным светом балконом - пространство театра, особое, магическое место. На этом таинственном и манящем фоне мечется по сцене во фрачной паре и все же взъерошенный человек, мечтающий о славе... На сцене Драматического театра Аштарака - "Люсьен Люк", поставленный Гором МАРКАРЯНОМ по пьесе Марселя Митуа "Аккомпаниатор".