НОВОЕ РОЖДЕНИЕ ЗАКОЛДОВАННОЙ ЛЕБЕДИ
Состоялась премьера балета "Лебединое озеро" П.И.Чайковского на сцене Национального Академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова
Центральным событием начавшегося нового сезона в Театре оперы и балета явилась новая постановка "Лебединого озера" - балета, без которого невозможно представить себе современный музыкальный театр. Это новая классическая версия знаменитого балета в постановке народного артиста РФ Алексея Фадеечева, художественного руководителя постановки и автора либретто народной артистки РФ и РГ Нино Ананиашвили - (либретто по Владимиру Багичеву и Василию Гальцеру.
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля - Карен Дургарян, дирижер Арутюн Арзуманян. Художник постановки и по костюмам - народный художник РФ Вячеслав Окунев.
ПОСТАНОВЩИКИ ОСУЩЕСТВИЛИ СВОЮ РЕДАКЦИЮ "ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА", основываясь на санкт-петербургской постановке балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Авторы спектакля постарались предельно сконцентрировать и обобщить сюжетные линии первоисточника. В результате содержание балета можно истолковать как воплощение одного из вариантов вечной темы борьбы добра со злом, темы всепобеждающей силы любви, противостоящей силам разрушения и смерти.
Обращение к известному балету обогатило классический репертуар театра. "Лебединое озеро" не идет на нашей сцене более тридцати с лишним лет. В ереванском театре балет впервые был воплощен в 1935 году в постановке Ю. Рейнке (дирижер - С. Шатирян), в 1940-м - в постановке В.Литвиненко и дирижера Р. Степаняна, в 55-м - В. Варковицкого и дирижера Д. Шиканяна. В последний раз балет был поставлен знаменитым балетмейстером-постановщиком К. Сергеевым и дирижером Яковом Восканяном в 1971 году.
Надо отдать должное желанию нового руководства театра в лице Карена Дургаряна возродить театр и вывести его на достойное место. Наблюдается в последние годы возрастающий интерес к балетной классике и к произведениям современных авторов. Ведь нельзя не видеть, что армянский балет проникнут духом поиска, стремлением к созданию самобытного репертуара, к развитию творческого почерка. Шире становится репертуар, в самих постановках ощущается стремление к интересной интерпретации, к совершенствованию хореографического языка, технического мастерства исполнителей. Свидетельством тому - балетные спектакли "Щелкунчик" в постановке Георгия Ковтуна, "Ромео и Джульетта" Прокофьева в постановке легендарного балетмейстера Олега Виноградова и, наконец, "Лебединое озеро". Эти спектакли привлекают внимание уверенным мастерством, ясностью эстетических целей и, в хорошем смысле слова, доступностью. Они не рассчитаны на восприятие посвященных, обретают силу и власть, оказывая магическое влияние даже на людей, не искушенных в его секретах.
Премьера балета "Лебединое озеро" показала, что спектакль нашел своих горячих поклонников. Несомненно одно: создан интересный спектакль большой художественной силы, решение которого необычно. И это понятно: наше представление о возможности армянской балетной труппы действительно расширилось. Раздвинулись пределы тематического многообразия, которое вмещает в себя пластическое пространство. Предельно отшлифовалось исполнение - удивительное творческое единство солистов, кордебалета и оркестра - результат высокой требовательности авторов постановки: музыкального руководителя спектакля Карена Дургаряна, художественного руководителя Нино Ананиашвили, легендарной, всемирно известной балерины, поднявшей ныне руководимый ею грузинский балет на новую вершину, опыта известного балетмейстера-постановщика Алексея Фадеечева, ассистентов балетмейстера - Татьяны Расторгуевой и Екатерины Шавлиашвили. Партитура балета дает большую свободу дирижеру. Дургарян, чуткий, талантливый интерпретатор музыки Чайковского, не только глубоко раскрыл эмоционально-поэтический сказочный смысл произведения, не просто точно определил темпы и характер звучания музыки, но и безраздельно подчинил ее власти все происходящее на сцене. Сплачивая разные жанровые пласты музыки балета в единое художественное целое, он проводит спектакль мастерски, вдохновенно и темпераментно. (Автор рецензии присутствовала только на первом спектакле).
Атмосферу возвышенной поэзии подчеркивает оформление спектакля. Здесь Вячеславу Окуневу удалось проникнуть в дух музыки и создать декорации огромной эмоциональной силы и выразительности. Удачным было световое решение. Оно позволяет точно воспроизвести тонкую цветовую гамму и различные оттенки декорации, где загадочный готический дворец и мрачные скалы при смене освещения словно оживают, порождая призрачные видения.
МОЖНО ДОЛГО И ОСНОВАТЕЛЬНО РАЗБИРАТЬ ЭТОТ ИНТЕРЕСНЫЙ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, но хочется сказать о другом. В спектакле расширились технические возможности наших исполнителей. В больших танцевальных ансамблях покоряют культура движений, художественный вкус, сдержанность манеры. Радует сердце красота танца, хрупкость линий ног и стоп при огромной выносливости. Каждое движение исполняется грамотно, ничего приблизительного, никакой небрежности. Бесшумны приземления. Поражает сочетание виртуозности исполнения не только ведущих солистов, но и женского кордебалета, что очень приятно: могут же танцевать как надо, когда с ними хорошо работают! И кордебалет, и солисты всех рангов не ограничиваются синхронным аккуратным танцем, но стараются выглядеть персонажами сказочного действа. Они трогательно переживают эмоции своих героев и старательно подчеркивают детали мимики, движений руки, корпуса.
Композиторская партитура, хореографическая концепция постановщика, художественное оформление… Несомненно, все эти части, спаянные между собой, составляют единое величественное целое балетного спектакля. И тем не менее в балете надо прежде всего хорошо, выразительно танцевать. Лишь при этом условии все названные компоненты наполняются смыслом, волнуют и восхищают зрителя. При плохом исполнении танца сценические средства бессильны что-либо поправить.
Труппа балета сегодня располагает несколькими сильными солистами, которые в своей работе стремятся к решению сложных художественных задач. Для многих танцовщиков - участников балета спектакль явился экзаменом на творческую зрелость, помог раскрыть свою индивидуальность. Естественно, что творческие принципы, установленные в процессе работы балетмейстером-постановщиком, обладающим волей, энергией, собственным творческим кредо, помогают и формированию единого стиля, единой танцевальной традиции.
Особым вниманием публики пользовались выступившие в главных партиях: в партии Одетты-Одиллии - заслуженная артистка республики РА Мэри Ованнисян в первый день премьеры (в остальные дни заняты Анаит Василян, Мария Погосян) и в роли принца Зигфрида - заслуженный артист РА Рубен Мурадян (Севак Аветисян, Раффи Галстян, Размик Марукян), в роли Ротбарта - злого гения - Григор Григорян (Милитон Киракосян, Юра Мартиросян).
ПЫЛКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ДУШЕВНОГО МИРА - ТАКОВЫ ЧЕРТЫ РУБЕНА МУРАДЯНА. Его внешний облик, грация, рыцарская осанка и трогательно-нежное отношение к Одетте сразу поражают ее воображение. Его Зигфрид одинаково восторженно клянется в любви и Одетте, и Одиллии, то устремляясь к поэтическому идеалу и духовному совершенству, то прельстившись блестящим фейерверком пьянящих наслаждений, не замечает притворства и обмана. Страсть управляет героем танцовщика, не встречая доводов рассудка, он совершает ошибку. Принц с упоением танцует среди сверстников, не подозревая, что может стать чьей-то жертвой, но, увидев Одетту из окна, Зигфрид понимает что стал жертвой обмана. Несчастный принц в отчаянии спешит к озеру. Но побеждает не он, побеждает Одетта. В финале, в разгар неравного поединка со злым гением Ротбартом, роль которого замечательно исполняет мастер характерного танца Григор Григорян, Одетта вмешивается в схватку, заслоняет возлюбленного - и зло отступает. Таким образом, романтический мотив веры в силу любви возвращается в спектакль.
Роли Одетты-Одиллии - крупная удача талантливой балерины Мэри Ованнисян. В этих партиях ярко раскрылись дарование артистки, ее удивительная певучая пластика, артистизм, обаяние женственности. Замечательна пластическая характеристика девушки-птицы, свободный рисунок рук-крыльев, медленный, как бы плывущий ход. Реальность и фантастика, соединяясь, помогают проникнуть в глубокую внутреннюю жизнь образа.
Сегодня ереванская балетная труппа обладает немалыми возможностями. Поздравляя коллектив балета с успехом и выражая огромную благодарность авторам постановки, хочется пожелать им новой радостной работы и творческих достижений.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-14 11:40
1932 год. Это дата образования Союза художников Армении. За этой датой – годы плодотворного труда, стремительного взлета армянского изобразительного искусства, успехи на международной арене. Это, конечно, не означает, что со времени образования творческой организации все в ней шло гладко. Были и просчеты, и потери, порой сказывалось идеологическое давление. Тем не менее, расцвет армянского изобразительного искусства был налицо.
-
2024-09-11 12:43
Начало сезона в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова было ознаменовано гастролями выдающейся певицы, одной из самых ярких звезд мировой сцены Марии Гулегиной. В день ее выступления в театре был аншлаг, как обычно происходит во время премьер. Но спектакль "Турандот" - последний оперный шедевр Пуччини - у нас идет уже второй год, и подобный аншлаг в зале приятно удивил. Чрезвычайный интерес был вызван участием в спектакле Марии Гулегиной, чьи выступления в Армении ждут с особым волнением. Публика Армении давно открыла для себя мастера высочайшей профессиональной культуры, художника с прекрасным и богатым миром.
-
2024-09-10 09:07
Начало нового концертного сезона – это всегда ожидание новой встречи с интересной музыкой, новыми программами, новыми исполнителями. Казалось бы, режут слух слова «имидж», «промоушн», когда мы говорим об искусстве, эстетике, но в отношении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна они вполне применимы. Ведь он современный и необычный оркестр. Ясно, что любое общество может хорошо развиваться, если властная сильная государственная вертикаль, сильная государственность - с одной стороны, и сильное гражданское общество – с другой, находятся в гармонии. Нет этого – страна испытывает дисгармонию. И вот в этой нашей слишком явно дискомфортной среде действует оркестр, который свободно парит в культурном пространстве – ярко, звучно, свежо.
-
2024-09-09 10:12
8 сентября – день рождения выдающегося дирижера, народного артиста Армении Огана Дуряна. На фоне светящегося ряда фамилий армянских дирижеров – лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. Оган Дурян – среди них. Сколько бы времени ни прошло со дня его ухода, его имя не сотрется из нашей памяти. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно светло. Это драгоценное чувство передано нам художником, которому был дан божественный дар общения с духом музыки и людскими душами.