ТО, О ЧЕМ СТОИТ ДУМАТЬ ЛЮБОМУ НАРОДУ В ГОДИНУ ИСПЫТАНИЙ
Завершился фестиваль ARMMONO+, армянский формат Международного театрального фестиваля ARMMONO. Его гостем была театровед и драматург, инициатор, консультант и селектор многих европейских театральных фестивалей, вице-президент Международного форума театра одного актера (ЮНЕСКО) Нина МАЗУР, давний друг ереванского фестиваля. А еще Нина Мазур, уже многие годы живущая в германском Ганновере, - киевлянка, окончившая ГИТИС в Москве и аспирантуру в Санкт-Петербурге... Наш разговор - об армянском шоу-кейсе, и не только.
- Вы снова приехали в Ереван на ARMMONO после нескольких лет люфта. Изменился ли, на ваш взгляд, фестиваль?
- Мне кажется, что в жизни каждого фестиваля, как и в жизни каждого человека, после определенного периода изменения должны быть только к лучшему. Так вот зрелость этого фестиваля уже наступила. А это значит, что качество, глубина, внутреннее наполнение каждого спектакля обладают неким уровнем, ниже которого фестиваль не опускается и уже, я вас уверяю, не опустится никогда. Для меня фестиваль ARMMONO знаковый, и я с особым желанием приехала именно сейчас на армянский шоу-кейс, потому что мне интересно посмотреть на театральные достижения именно этой страны. Конечно, здесь очень большая заслуга команды фестиваля, его директора Марианны Мхитарян, потому что если каких-нибудь 20 лет назад слово "моноспектакль" обозначало нечто выморочное, то, что может интересовать исключительно узкий круг специалистов, то теперь лишний билетик на моноспектакль заранее спрашивают во всем мире. И, будучи здесь, в Ереване, я еще раз убедилась, что это не случайно. Исповедальный характер театра одного актера становится все более востребованным. Уж такой шум и ярость вокруг, столько негативной и страшной информации, что хочется посмотреть человеку в глаза, услышать какой-то очень честный и откровенный разговор. И меня очень радует, что этот жанр так успешно развивается в вашей стране.
- Это взгляд селектора многих фестивалей. А если глазами театрального критика?
- Меня радует, что люди пытаются себя осознать и в моножанр пришли молодые. Ведь прежде этим жанром занимались актеры пожилые, пытаясь компенсировать недостаток ролей. Теперь это не так. И армянские спектакли - яркое тому подтверждение. Теперь это платформа, трибуна, с которой человек, человек молодой, может дать "сердцу высказать себя". А вот что меня огорчает, так это то, что новое поколение, которое теперь высказывается в моножанре, настроено трагично. Спектакли, которые я вижу в мире, - там ситуация еще трагичнее, чем то, что я увидела в Ереване.
В вашей стране в основу моноспектакля в абсолютном большинстве случаев положена хорошая литература, а она, как говорится, вне времени, она решает какие-то несиюминутные вопросы человеческой души. В Европе, где я в основном смотрю, в спектаклях слова не имеют значения - они либо невербальные, либо исключительно поверхностные. И что тогда получается? А вот спектакли, в которых есть добротный текст, какая-то история, они, к сожалению, очень ярко социальны, трагично социальны. Именно молодые создатели моноспектаклей говорят нам, старшим, о кошмаре окружающего их мира. Они этот мир не только не приемлют - они ему ужасаются. И мы не можем не чувствовать нашу ответственность за тот мир, в котором эти молодые живут и в котором им жить дальше.
- Сегодня приходится слышать, что даже самые культовые фестивали переживают кризис. Вы умудрились провести свою традиционную "Видлунью" в Киеве. Каким образом и так уж ли это сегодня нужно? - вопрос, который мы здесь, в Армении, тоже порой себе задаем.
- Кризисы больших фестивалей - это больше вопрос финансовый. Это серьезные деньги, а все меньше места в бюджетах стран занимают культура и искусство. Фестивали малых форм процветают, потому что они основаны на бескорыстии... А "Видлунью" я провожу каждый год и еще ни разу не пропустила, даже сейчас. Просто я его переношу из более опасного региона в относительно более безопасный. Но даже при этом не могу взять на себя ответственность за безопасность иностранных актеров. Поэтому мы нашли такой выход из положения - вживую показываем спектакли украинские, а иностранные идут в хорошей качественной записи, и не онлайн, а на большом экране в зале театра. Об этом мы оповещаем в афише. И залы полны! Я уверена, что меня бы осудили, если бы я сказала, что сейчас не время для фестиваля.
- Мы тоже поражались, когда после войны 2020 года заполняемость залов подскочила невероятно...
- Зачем люди в такой ситуации заполняют зрительный зал? Вообще зачем им театральный фестиваль? Есть несколько ответов на этот вопрос с разных ракурсов. Главный - потому что жизнь у человека одна. И ужасное количество негатива, который присутствует в стране, где все очень не слава богу, - от него хочется хотя бы на минуту забыться. Подбирая репертуар, я выбираю спектакли, которые говорят о вечном, прекрасном, человечном, гуманистическом. На моем фестивале нет жареных фактов или дешевых комедий типа "лишь бы отвлеклись". Но есть то, о чем стоит думать любому народу в годину испытаний. Так что для людей это просто необходимость. Вторая причина - я вижу, до какой степени это нужно актерам.
Что до организаторов - я знаю, для чего это делаю я. Мы же не Людовик, чтобы сказать "после нас хоть потоп!" Рано или поздно заканчиваются все, самые страшные войны. И народ живет дальше. Я не хочу, чтобы принадлежащий стране, государству, народу маленький фестиваль бесславно умер только оттого, что организаторы решили - так нам спокойнее. Это нечестно по отношению к людям и стране, в которой он родился.
- Если возвратиться к АRMMONO+, вы увидели в армянском шоу-кейсе спектакли, которые, на ваш взгляд, достойны быть показаны за пределами Армении?
- Каждый спектакль, который мне сейчас показали, достоин того, чтобы его вывезти, поверьте, это сейчас говорит не любезность гостьи, которую прекрасно приняли. Вопрос только в том, на какой фестиваль их рекомендовать, ведь у каждого своя направленность. Из-за проблем с рейсом я не успела на первый спектакль, смотрела его в записи - "Сны Гамлета", последняя работа очень уважаемого мной Ваге Шахвердяна в исполнении Армена Кушкяна. Это очень сильная работа! Я под впечатлением от "Варечки" - замечательное исполнение Лили Мукучян и отличное решение режиссера Елены Варданян. Но, насколько я понимаю, это спектакли серьезных, состоявшихся людей, которые уже побывали на многих фестивалях. Что касается премьер, практически все они - работы молодых. Удивительно талантливые ребята, главное, каждый по-своему. И дело не только в том, что армянские актеры замечательно работают, что после нескольких лет отсутствия на ARMMONO я убедилась, насколько возрос уровень вашей театральной школы. К сожалению, все чаще и чаще на разных фестивалях мы смотрим спектакли и задаем себе вопрос What For? - для чего мне это показали? Так вот в Ереване я ни разу себе такого вопроса не задала. И это, наверное, самое важное.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-09-27 09:49
После трехлетнего перерыва Международный фестиваль "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛОРИ" вновь взял старт. А посвящается юбилейный, 30-ый фестиваль большому армянскому режиссеру, на протяжении многих лет бывшему художественным руководителем этого театрального форума, народному артисту РА Ваге ШАХВЕРДЯНУ.
-
2024-09-25 14:18
На 30 октября назначено заседание суда, которому предстоит решить вопрос - остается ли собственностью Союза художников Армении здание по адресу ул. Абовяна, 16 или оно "уходит" государству. Заседание - закрытое, точнее "в письменной форме". Состязательность и открытость - а-у-у! Адвокат СХ Карен Меджлумян, которому в таком формате придется явно нелегко, назвал происходящее " то ли попыткой рейдерского захвата, то ли рэкетерским наездом". Так или иначе, с юридическими вопросами оставим разбираться юристам.
-
2024-09-23 13:00
Попытка рейдерского захвата. Маски-шоу, стрельба, брызги крови и вышибленные мозги - как грубо! А ведь есть другой путь - сути не меняющий, но зато гораздо более вегетарианский. Именно им решило пойти Национальное Собрание РА. В нашем бастионе законности стрельбы не требуется - достаточно принять рейдерский закон, и - "Было ваше - стало наше!". Именно так собираются поступить с недвижимостью, принадлежащей не только творческим союзам, по поводу чего одна волна возмущения уже пробежала. Теперь к ним прибавились все общественные организации, обладающие какой-либо собственностью.