В БРИТАНИИ ОБНАРУЖЕН СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВШЕГО 2 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД, КОТОРЫЙ МОГ ПРИБЫТЬ С ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ АРМЕНИИ

Как молодой мужчина, родившийся почти 2 тысячи лет назад на территории современной южной России, оказался в английской глубинке?

Эксперты по ДНК проследили его путь и пролили свет на ключевой эпизод в истории римской Британии. Ученые (результаты их исследования опубликованы в издании Current Biology) обнаружили, что скелет, найденный в Кембриджшире (графство на востоке Англии), принадлежит человеку из кочевой группы, известной как сарматы.

ЭТО ПЕРВОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, что эти люди пришли в Британию из самых отдаленных уголков Римской империи, передает BBC.

Останки скелета были обнаружены во время раскопок при строительстве дороги A14 между Кембриджем и Хантингдоном.

Археологи обнаружили целый, хорошо сохранившийся скелет мужчины. Они назвали его Offord Cluny 203645 — это сочетание названия деревни в Кембриджшире, где он был найден, и номера его образца.

Он был погребен один, без каких-либо личных вещей, поэтому установить, кем он был при жизни, крайне затруднительно.

Доктор из Лаборатории древней геномики Института Фрэнсиса Крика в Лондоне Марина Сильва извлекла и расшифровала ДНК Оффорда из крошечной косточки, взятой из внутреннего уха скелета. Она лучше всего сохранилась из остальных частей.

«Это не похоже на анализ ДНК живого человека, — пояснила она. — ДНК очень фрагментирована и повреждена. Однако мы смогли расшифровать достаточное ее количество».

«Первое, что мы увидели, — это то, что генетически он сильно отличался от других романо-британцев, изученных до сих пор», — отметила Марина Сильва.

Новейшие методы анализа древней ДНК теперь позволяют раскрыть человеческие истории, стоящие за событиями, которые до недавнего времени были реконструированы только по документам и археологическим находкам.

В основном речь идет о богатых и влиятельных людях.

Новейшее исследование представляет собой детективную историю, в которой с помощью передовой криминалистики раскрывается тайна обычного человека — молодого мужчины, похороненного в Кембриджшире между 126 и 228 годами нашей эры, во времена когда Британия принадлежала к Римской империи.

Поначалу археологи решили, что Оффорд был мало чем интересным обыкновенным местным жителем. Однако, к их изумлению, анализ ДНК, проведенный лабораторией доктора Сильвы, показал, что он был выходцем с самых дальних окраин Римской империи — из земель, где ныне находятся южная часть России, Украина и Армения.

Анализ показал, что он был сарматом — представителем ираноязычного народа, известного своими навыками верховой езды.

Анализ показал, что до шести лет он ел просо и зерна сорго, известные с научной точки зрения как культуры C4, которых много в регионе, где, как известно, жили сарматы.

Но, по словам профессора Джанет Монтгомери, с течением времени он стал потреблять этих зерен все меньше, а в его рационе появилась пшеница, которая встречается в Западной Европе.

«(Анализ) демонстрирует нам, что он, а не его предки, отправился в Британию. Когда он вырос, он мигрировал на запад, и эти растения исчезли из его рациона», — говорит она.

Исторические сведения указывают на то, что Оффорд мог быть сыном кавалериста или, возможно, его рабом, поскольку как раз в тот период подразделение сарматской кавалерии было включено в состав римской армии и направлено в Британию.

По словам доктора Алекса Смита из компании MOLA Headland Infrastructure, которая проводит археологические работы в рамках крупных инфраструктурных проектов, анализ ДНК подтверждает эту версию.

«Это лучшее подтверждение с точки зрения биологии, — сказал Смит — Технологии анализа ДНК и химического анализа позволяют нам изучать формирование социальных групп и их развитие в Римский период. И я полагаю, что люди в тот период перемещались куда активнее, причем не только в городах, но и в сельской местности».

Доктор Понтус Скоглунд, возглавляющий лабораторию древней геномики в Крике, рассказал, что новая технология меняет наше понимание прошлого.

«Основной результат расшифровки древней ДНК на сегодняшний день — это более четкое понимание картины жизни в каменном и бронзовом веках, но с помощью более совершенных методов мы также начинаем трансформировать наше понимание римского и более поздних периодов».

Новости Армении - NEWS.am