КОНЦЕРТ В МИНОРЕ
Памяти Гегама ГРИГОРЯНА
В День театра на сцене Национального академического театра оперы и балета был исполнен «Реквием» В.А. Моцарта – одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Творцу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.
В исполнении участвовали оперный симфонический оркестр под управлением итальянского дирижера Алессандро Бонато, приглашенного в эти дни дирекцией театра, мощный хор (Академическая капелла Армении под управлением Оганеса Чекиджяна) и солисты – Ирина Закян (сопрано), Кристина Саакян (меццо-сопрано), Тигран Оганян (тенор), Айк Тигранян (бас). Концерт был посвящен памяти выдающегося певца Гегама Григоряна, чей несравненный голос, казалось, навсегда поселился в стенах этого зала. Но разве только этого зала? Певец редчайшего дарования нашел путь к сердцам людей многих стран планеты.
ПОЛНЫЙ ФИЛОСОФСКОЙ ГЛУБИНЫ, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ, СЕРЬЕЗНОСТИ РЕКВИЕМ прозвучал проникновенно, трепетно и свежо в неповторимой манере, с напряженным течением музыкальной мысли, затаенной душевной болью, прорывающейся в трагических кульминациях. Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в трагические и светлые тона, прекрасно были воплощены исполнителями.
Минорность и какая-то медитативная отрешенность этого исполнения создавали особую атмосферу в зале. Образные пики Реквиема столь полнокровны и взаимосвязаны, что, отзвучав, не уходят, а вбираются памятью, делая услышанное многомерным, неоднозначным. И никакой натуралистичности: трагический взрыв едва намечается, наивысшая точка страдания лишь угадывается, но этот скрытый драматизм оказывает глубокое психологическое воздействие, не подавляя физиологическим импульсом.
Успех гениального творения Моцарта во многом зависел и от искусства дирижера Алессандро Бонато, духовный аппарат которого тонок и чуток. Он весь отдался музыке, которая захлестнула все его существо. В этот день даже аллегро звучало с какой-то особой воздушной камерностью, деликатностью и теплотой, своеобразной редуцированностью траурных акцентов. Оркестр хорошо передавал классицисткую ясность, возвышенную лирику и катарсис. Четко ощущалось сопоставление грозной, неумолимой карающей силы и смятенного, страдающего человечества. Дирижер также молниеносно реагировал на малейшие вибрации в интонации той или иной части хора.
Как всегда, великолепна была Академическая капелла Армении. Участие ее в исполнении «Реквиема» по-настоящему украсило вечер. Не умаляя стараний дирижера Алессандро Бонато, отметим все же, что главная заслуга здесь художественного руководителя капеллы, Маэстро Оганеса Чекиджяна, тонко и глубоко чувствующего природу пения. Пение хора отличало интонационная чистота, слаженность, невероятная гибкость, разнообразие тембровых и динамических красок звучания. По-настоящему пронзительно была исполнена часть "Kyrie": качественная артикуляция и четкость пропевания слогов придавали особый блеск этой музыке. А как трепетно звучала "Lacrimosa". Скорбные голоса, переходящие на шепот, вбирали в себя весь трагизм сочинения. Коллективы и замечательные солисты слились с дирижером. Оркестр, хор, певцы повиновались каждому жесту дирижера и передавали самые тончайшие нюансы произведения.
ПОРАЖАЛИ УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛЕГКОСТЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ, необычайно широкая амплитуда нюансовых и штриховых контрастов. Здесь и тревожные вибрации звука, и мощные взрывы хорового тутти, и тончайшие, воздушные пиано и интонации, подобные вздоху, чуткая, уверенно вылепленная форма, исключающая какие-либо исполнительские вольности.
Самые эффектные и запоминающиеся части отданы хору и солистам. Яркое впечатление произвели сопрано Ирина Закян, исполнитель басовой партии Айк Тигранян, меццо сопрано Кристина Саакян и молодой тенор Тигран Оганян. Нельзя не отметить особенно выразительно прозвучавшую "Confutatis", где мужская половина хора своими драматическими возгласами противостояла женской, по-видимому, символизируя пение ангелов. Лидером всего концерта оставалась бесподобная Академическая капелла.
«Реквием» Моцарта звучал не только в память о Гегаме Григоряне. Это был реквием по всем незабываемым именам – дирижеров, певцов, сценографов, хореографов, которые на протяжении всей истории Армянского оперного театра составляли ее славу.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.