Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ

В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

В ЗАЛЕ ПОД ЗВУКИ ЛЕЧАЩЕЙ ДУШУ МУЗЫКИ НЕВОЛЬНО ДУМАЕШЬ: вот у нас в миру ради высших каких-то целей меняются эпохи: эпоха больших войн, эпоха малых, стираются с земли целые кварталы, гибнут люди… А тут, в этом зале, все время только одна эпоха - эпоха человека. Потому что здесь постоянно служат ему прекрасной музыкой, творя, несмотря ни на что, любовь и неся в жизнь красоту, которая, по словам Достоевского, призвана спасти мир.

 И сегодня в разладе многие ценностные ориентиры, сместились центры тяжести, трудно жить… Трудно дышать… Все больше поражаешься тому мягкому, праведному свету, который излучает музыка Моцарта, как бы вопреки сумрачным реалиям сегодняшнего бытия.

 Много ли может музыка? Немного та, что развлекает, будоражит смятенный ум, та, что звуковой игрой развлекает ум неищущий. Но многое может, противостоя разладу и потрясениям, защищая и согревая своим теплом озябшие души, воспевающий вечные идеалы жизни, мощный духовный монолит – музыкальный мир Моцарта.

 Реквием Моцарта – одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенная трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным. Интерпретация донесла до слушателей первозданную свежесть восприятия сочинения: казалось, что музыка рождается в импровизационном озарении, во вдохновенном порыве, как подлинное чудо. Энергетика дирижера прямо передается хору, оркестру, солистам, а те в свою очередь, зажигаясь сами, воспламеняют зал своим вдохновенным отношением к исполняемому сочинению, вызывая благодарную реакцию публики. Музыканты оркестра, хор, солисты не просто исполняют произведение – они участвуют в рождении музыки, хотя и написанной несколько веков назад. По-особому раскрылась музыка Реквиема – благородная, исполненная глубокой мысли, драматизма, мощи, ясности, строгости, чистоты.

 Конечно, это произведение не исчерпывается реальным звучанием: след от него остается в памяти надолго, заставляя размышлять иначе, глубже. Полный философской глубины, значительности, серьезности он прозвучал проникновенно, трепетно и свежо в неповторимой манере, с напряженным течением музыкальной мысли, затаенной душевной болью, прорывающейся в трагических кульминациях. Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в трагические и светлые тона, прекрасно были воплощены исполнителями.

 Минорность и какая-то медитативная отрешенность этого исполнения создавали особую атмосферу в зале. Образные пики Реквиема столь полнокровны и взаимосвязаны, что, отзвучав, не уходят, а вбираются памятью, делая услышанное многомерным, неоднозначным. И никакой натуралистичности: трагический взрыв едва намечается, наивысшая точка страдания лишь угадывается, но этот скрытый драматизм оказывает глубокое психологическое воздействие, не подавляя физиологическим импульсом.

 В ТРАКТОВКЕ ДИРИЖЕРА ОЩУТИМЫ МОГУЧАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ СОЗДАТЕЛЯ-АВТОРА, строгая величавость, классическая уравновешенность при поразительном богатстве образов музыкального гиганта. Без остатка отдавались музыканты дирижерской воле, играя с тем горением, которое от них требовалось, проявляя образцы техники, легкости и точности в самых трудных местах, которых было немало. Музыкальные инструменты и человеческие голоса, то перекликаясь, то дополняя друг друга, вели активный диалог, достигая накала невероятной силы.

 Пение хора отличало интонационная чистота, слаженность, невероятная гибкость, разнообразие тембровых и динамических красок звучания. По-настоящему пронзительно была исполнена часть "Kyrie": качественная артикуляция и четкость пропевания слогов придавали особый блеск этой музыке. А как трепетно звучала "Lacrimosa". Скорбные голоса, переходящие на шепот, вбирали в себя весь трагизм сочинения. Коллективы и замечательные солисты слились с дирижером. Оркестр, хор, певцы повиновались каждому жесту дирижера и передавали самые тончайшие нюансы произведения.

 Поражали удивительная легкость в преодолении исполнительских трудностей, необычайно широкая амплитуда нюансовых и штриховых контрастов. Здесь и тревожные вибрации звука, и мощные взрывы хорового тутти, и тончайшие, воздушные пиано и интонации, подобные вздоху, чуткая, уверенно вылепленная форма, исключающая какие-либо исполнительские вольности.

 Что же касается солистов, то по крайне мере с тремя из них - с сопрано Анной Аглатовой, тенором Тиграном Мелконяном и меццо-сопрано Софьей Туманян - наша публика хорошо знакома по их выступлениям на ереванских сценах. К тому же Софья Туманян и Тигран Мелконян - солисты Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. А бас Милан Сильянов менее известен в Армении.

 За свою карьеру Милан Сильянов в Баварской государственной опере Мюнхена исполнил партии Лепорелло («Дон Жуан»), Дулькамары («Эликсир любви»), Шонара («Богема»), Доннера («Золото Рейна»), Петера («Гензель и Гретель»), Монтано («Отелло»), Харашты («Маленькая русская Ренарда») и Килиана («Русское возрождение»)… Он стал победителем конкурса вокалистов Wigmore Hall 2015 года, выиграл приз зрительских симпатий и вторую премию на Международном вокальном конкурсе ARD в 2018 году и стал финалистом конкурса Монюшко в Варшаве в 2019 году…

 Анна Аглатова выступала на таких концертных площадках, как Линкольн-центр в Нью-Йорке, концертный зал Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Сеульский центр искусств, зал Мегарон в Афинах, Национальный Дворец культуры в Софии. Гастролировала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Италии, Латвии, Эстонии, Греции. Постоянно сотрудничает с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Владимир Спиваков, Эвелино Пидо, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Грэм Вик, Валерий Фокин, Пьер-Луиджи Пицци, Энрике Маццола и др. Выступала с Дмитрием Хворостовским, Хосе Каррерасом, Рене Папе, Карло Лепоре, Дэвидом Хансеном.

Самые эффектные и запоминающиеся части в Реквиеме отданы хору и солистам. Яркое впечатление произвели сопрано Анна Аглатова, исполнитель басовой партии Милан Сильянов, меццо-сопрано София Туманян и тенор Тигран Мелконян. Нельзя не отметить особенно выразительно прозвучавшую "Confutatis", где мужская половина хора своими драматическими возгласами противостояла женской, по-видимому, символизируя пение ангелов.

…Сегодня, как и каждый год, память о самой чудовищной трагедии нашего народа поведет тысячи армян по крутой дороге к холму Цицернакаберд, где воздвигнут памятник жертвам Геноцида…

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ГРОМКАЯ ПРЕМЬЕРА В КОНЦЕ СЕЗОНА
    2025-07-31 10:07

    Под самый занавес сезона Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представил на своей сцене громкую премьеру – одноактные балеты "Пробуждение Фавна" на музыку Клода Дебюсси, "Болеро X" Мориса Равеля и "Весна священная" Игоря Стравинского, композитора-новатора, который, как никто в XX веке, умел быть современным вне злободневности, сумевший "не устареть" до глубокой старости. Хореографическое воплощение осуществили истинные личности: "Пробуждение Фавна" и "Болеро X" поставил талантливый израильский исполнитель и хореограф Шахар Биньямини, а "Весну священную" - известный словенский балетмейстер Эдвард Клюг. Инициатор постановок балетов – руководство Национального театра в лице Карена Дургаряна, он же и дирижер спектаклей, одно присутствие которого за пультом оркестра уже гарантирует успех. В спектакле заняты артисты балетной труппы театра.

  • ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗБРЕЖЕН
    2025-07-26 10:26

    Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.

  • ПОЭЗИЯ ПАРАДОКСА
    2025-07-16 10:37

    Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.

  • У НЕГО БЫЛО АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ
    2025-07-14 10:01

    К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ