Последние новости

ТУРЕЦКИЙ СЛЕД В КУЛЬТУРНОМ ГЕНОЦИДЕ НА ТЕРРИТОРИИ АРЦАХА

Официальный Баку продолжает бороться с культурным наследием оккупированного Арцаха, развернув армяноненавистническую войну против «камней» – монастырей, церквей, хачкаров, надгробий. Политику планомерного уничтожения армянского наследия на исконно армянской земле Азербайджан перенял у Турции, которая в вопросах культурного геноцида имеет огромный опыт и разработанные методы. Однако, если Турция стирает все армянское с лица земли постепенно, то Азербайджан ведет свою расправу открыто и всевозможными варварскими способами.

Эти постулаты легли в основу встречи ученых, прошедшей в НАН РА в рамках международной конференции «Армения как перекресток цивилизаций: историко-культурные отношения». На заседании, которое вел доктор исторических наук, профессор Гамлет Петросян, выступили ученые, обеспокоенные судьбой армянских памятников культуры, оставшихся как в Западной Армении, так и Арцаха, Нахиджевана. Послушать выступления на тему угрозы в отношении армянского культурного наследия пришли также специалисты из Италии, Египта, США и других стран.

 ТУРЕЦКИЙ СЛЕД В КУЛЬТУРНОМ ГЕНОЦИДЕ НА ТЕРРИТОРИИ АРЦАХАВСТРЕЧУ ОТКРЫЛА ТЮРКОЛОГ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК МЕЛИНЕ АНУМЯН, представив авторское исследование о политике Турции в отношении армянского архитектурного наследия. Она отметила, что статус памятников армянской архитектуры, оставшихся после Геноцида 1915 г. на территории современной Турции, и обязанности Турции в их отношении отмечены в Лозаннском договоре. Однако на протяжении прошлого века государство, пришедшее на смену Османской империи, не только не выполнило условия договора, но, наоборот, шаг за шагом разрушало памятники христианской культуры армян и других изгнанных из этих территорий национальных меньшинств.

«Некоторые памятники древней армянской архитектуры были разрушены в результате землетрясений, однако большая часть стала мишенью политики, разработанной и проводимой в Турции на государственном уровне. На сегодняшний день ситуация с армянским культурным наследием в этой стране весьма плачевна. Памятники, воздвигнутые на территории Западной Армении и в регионах проживания большого числа армян, либо полностью исчезли с лица земли, либо находятся в удручающем состоянии, - заявила Мелине Анумян. – Если еще в начале ХХ века здесь сохранялось около 2000 армянских церквей, то сегодня эта цифра не доходит до 40. Из 38 действующих христианских святынь 22 находятся в Стамбуле, 2 в Диарбекире, по одной в Кесарии, Искендеруне и селе Вакыфлы. То же самое можно сказать и об армянских школах; из сотен действующих еще век назад на территории Западной Армении осталось всего 16 в Стамбуле».

По словам Мелине Анумян, методы уничтожения культурного наследия народов, на протяжении долгих веков населяющих территорию современной Турции, различны. Среди них физическое уничтожение архитектурных строений, имеющих культурологическое значение, под предлогом застройки территории новыми жилыми зданиями, строительство водохранилищ рядом с местами расположения историко-культурных памятников, что приводит к их разрушению и затоплению, откровенное их игнорирование, также приводящее к постепенному разрушению.

«Армянские историко-архитектурные строения нередко реорганизуются в библиотеки или другие очаги уже турецкой культуры или подвергаются исламизации, превращаясь в мечети, что в корне меняет их функциональность, значение и в итоге суть, - продолжила Мелине Анумян. – Турция не остается в стороне и от фальсификаций, умалчивая об армянском происхождении того или иного памятника и приписывая ему новую - турецкую историю - при этом нередко изменяя также исконные названия историко-архитектурных сооружений и выпуская эту информацию в интернет и СМИ. То есть, это государство остается верным своей политике – «нет армянского следа, нет и армян». К сожалению, на данном этапе истории противостоять турецкой политике культурного геноцида довольно сложно, так как, с одной стороны, Турция не выполняет пункты международных договоров и конвенций, а, с другой, ответственные за историко-культурное наследие международные организации, например, ЮНЕСКО, ограничиваются лишь бездейственными лозунгами».

 ТУРЕЦКИЙ СЛЕД В КУЛЬТУРНОМ ГЕНОЦИДЕ НА ТЕРРИТОРИИ АРЦАХААРХЕОЛОГ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ВАРДГЕС САФАРЯН РАССКАЗАЛ о работе по проведению раскопок, обнаружению и очистке памятников армянской истории и культуры на территории Арцаха после 44-дневной войны 2020 г. Даже в этих сложнейших условиях научная мысль в Арцахе продолжала работать, а специалисты, сконцентрировавшись в Степанакерте и его округе постоянно собирались и продолжали свою миссию по выявлению скрытых в лесах и оставшихся за долгие века под насыпью следов армянской исторической и духовной архитектуры. Вардгес Сафарян представил результаты некоторых раскопок, в их числе проведенных на территории церковного комплекса Кармир (село Цоватех), известного также как усыпальница Мелик-Пашаянов и в свое время описанного в трудах М.Бархударяна, Е.Лалаяна, Е.Джалаянца, и монастыря Мецараниц, или Акобаванк (у села Колатак). Ученый рассказал, как во время садоводческих работ в местности под названием Хачин Тап в селе Астхашен был обнаружен некрополь  эллинистического периода.

«Только за период после осенней войны 2020 г. и исхода армян из Арцаха осенью 2023 г. нами было обнаружено около 100 церквей, хачкаров, надгробий, надписей, кладбищ. К сожалению, сегодня под угрозой судьба и этих памятников», - подытожил Вардгес Сафарян.

СОТРУДНИЦА ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ ЕГУ АНУШ САФАРЯН ПОДГОТОВИЛА ДОКЛАД «Памятники независимости Арцаха в контексте армяно-азербайджанского противостояния», представив архитектурно-культурное наследие новейшей истории республики и вандализм, который азербайджанцы проявляют в его отношении с первых дней войны 2020 г., разрушая, ломая и просто стирая с лица земли хачкары, надгробия, мемориалы и т.д. По ее мнению, ситуация выходит за рамки этнического и религиозного конфликта, становясь цивилизационной борьбой.

 Тюрколог, кандидат исторических наук Мелине АнумянКавказовед Овик Аванесов из Арцаха затронул одну из сторон антиармянской политики Азербайджана в отношении армянского наследия – проблему албанизации и присвоения  памятников, созданных нашими предками сто и даже тысячи лет назад, их уничтожения. Он подчеркнул, что культурный геноцид на территории Арцаха проводится официальным Баку на государственном уровне и имеет несколько составляющих: политическую, научную, образовательную и пропагандистскую. Овик Аванесов предложил конкретные механизмы для противостояния антиармянской политике Азербайджана, которые необходимо разрабатывать и проводить на академическом, информационном, пропагандистском, дипломатическом и юридическом уровнях.

«Если первые три уровня мы в определенном смысле обеспечиваем, то в сфере дипломатии, за исключением деятельности отдельных послов Армении за рубежом, не проводится практически никакой серьезной работы. Что касается юридической сферы, то после войны 2020 г. у нас сформировалась объемная база правонарушений со стороны Азербайджана, которую мы должны использовать против политики культурного геноцида историко-культурного наследия Арцаха» , - подчеркнул кавказовед.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СПАСЕННОЕ ИСКУССТВО АРКАДИЯ МКРТЧЯНА
      2024-05-01 11:48

      Известный арцахский художник и скульптор Аркадий Мкртчян постоянно откладывал организацию персональной выставки своих работ, занимавших практически все пространство его мастерской в Степанакерте. Предложения представить свое творчество публике он получал многократно, причем как в Арцахе, так и в других странах, но каждый раз думал, что пока не готов к этому ответственному событию, так как может нарисовать и изваять больше хороших картин и скульптур.

    • ФОНД ВИВА – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
      2024-04-29 12:17

      С раннего утра в зеленой зоне ереванского арт-центра Common Ground Bools & Spirits царил ажиотаж. Сюда стекались люди разных национальностей, чтобы сдать кровь, которая пополнит Банк крови Армении. С этой акцией, проведенной в рамках проекта "Осознанное донорство", началось празднование 8-летия благотворительного фонда ВИВА (Врачи И Волонтеры - Армении), который даже в этот знаменательный день не остался в стороне от людских проблем и забот.

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ