ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая.
О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
- Кажется, такой пролонгированности у ARMMONO не было еще ни разу. Если учитывать, что фестиваль всегда в развитии и всегда старается иметь какие-то главные акценты, чего ждать от нынешнего выпуска?
- Фестиваль действительно будет идти больше 20 дней, и это для нас своеобразный рекорд.
Что касается векторов, по которым мы пошли в нынешнй фестивальной редакции... Начну с франкофонии, которая сегодня в Армении актуальна, как никогда, а наш фестиваль не может оставаться вне трендов. Так что, совместно с Государственным институтом театра и кино мы подготовили большую программу в этом формате. ARMMONO откроется спектаклем из Франции "Гедда" в исполнении Лена Погам - очень эмоциональная, яркая актриса. Кстати, замечу, это спектакль "для взрослых".
Кроме того, благодаря Лусине Абгарян, координатору французской программы нашего фестиваля, в него вошли несколько спектаклей, поставленных нашими молодыми режиссерами и актерами по французской драматургии. Хочу обратить особое внимание на то, что это не классические Ануй и Мрожек, Сартр и Камю, а именно актуальные современные тексты. Мне кажется, молодым деятелям театра очень полезно их осваивать, это и новые подходы в чисто театральном смысле, и возможность более глубокого проникновения в иную культуру, понимания, на что она сегодня откликается. Например, лично меня буквально растрогала до глубины души работа молодого актера и режиссера Саркиса Шогунца "Дикарь". Еще одна яркая работа в этом формате - спектакль "В Канаду - с двумя чемоданами" с очаровательной молодой актрисой Асмик Геворгян. Потрясающая копна ее рыжих волос ассоциируется не с Канадой, Арменией и Францией, а, скорее, с Ирландией...
"Настает рассвет - я люблю тебя" - это поэтический спектакль. Студенты ГИТиК-а, которые не читают, а именно играют французских авторов на армянском языке и армянскую поэзию во французских переводах. А еще один из ведущих наших режиссеров, Гор Маркарян поставил в руководимом им и недавно открывшемся театре Аштарака "Люсьена Люка" - большой и эстетный моноспектакль.
Как вы знаете, у фестиваля ARMMONO уже много лет существуют весенний и осенний выпуски. И если традиционно ARMMONO + состоял исключительно из армянских спектаклей, то в нынешнем году - так уж сложилось - он тоже будет международным. Соответственно, наш франкофонский вектор протянется и на осень.
- С франкофонией разобрались. Есть еще что-то концептуальное?
- Русская программа. Это спектакли из Санкт-Петербурга, победители международного фестиваля "Монокль". Должна сказать, что наш фестиваль очень омолодился в смысле участников, но это никак не отражается на их профессионализме. Я каждый раз убеждаюсь, что даже в очень молодом возрасте представители нового театрального поколения - это суперпрофессионалы. Вот Николай Балобан со спектаклем "Фауст" - именно про это. Уверена, что публика оценит эту работу по заслугам - потрясающее миксование текстов, экспрессия и безбрежная игровая стихия. Еще один спектакль из России для совсем юных зрителей - это "Сказка о Попе и работнике его Балде" Александра Сергеевича Пушкина в исполнении Игоря Баянова.
В питерских спектаклях проявился очевидный глобальный тренд - совместное существование на сцене актера и куклы. Уж не знаю, дань ли это стихии игры или предтеча роботов, которые призваны нас заменить, кажется в Японии уже поставлены чеховские "Три сестры", где одна из сестер такой вот киборг... Помимо российских спектаклей, наш гость из США тоже покажет свой спектакль "Между", в котором также прекрасно работает с куклами. Мы и в Ереване уже наблюдаем не первый спектакль в таком формате, и эти постановки пользуются огромным успехом на международных фестивалях.
- В последние годы в рамках ARMMONO проходили читки пьес армянских драматургов, направленные на их популяризацию. В нынешней программе этот формат отсутствует...
- Наоборот, он присутствует и еще более активно! Наша драматургия в постоянном фокусе внимания фестиваля. Настолько, что в этом году это уже не читки, а полноценные спектакли. Нвард Дудукчян и Лия Тадевосян презентуют в таких спектаклях ими же написанные тексты. Отдельно здесь стоит театр-док, вербатим - спектакль "Война" написал, поставил и играет Вааг Сагателян, молодой актер, который получил тяжелейшее ранение в первые дни войны за Арцах. Такое живое свидетельство, пропущенное сквозь призму творчества.
В программе фестиваля нашли место спектакли на тексты маститых авторов Левона Мутафяна и Рафаэля Акопджаняна. А наша актриса-мастер Татев Казарян сыграет спектакль "Счастье, которое приводит к дому" - пьесу написал совсем молодой драматург Вова Арзуманян.
И особо я хочу отметить работу Сергея Даниеляна, нашего талантливого, опытного и популярного актера, который тоже сам написал, сам поставил и сам играет спектакль "Там Лорийское ущелье..." Редкий случай, когда такое "три в одном" не просто нисколько не мешает, но, наоборот, помогает созданию очень глубокого образа. Публика увидит совсем не того Сергея Даниеляна, который сегодня так активен в соцсетях. Это спектакль, в котором присутствуют трагизм и самоирония, комизм и пронзительное осмысление очень многого - спектакль, затрагивающий и ум, и душу, спектакль, достойный зрительского восхищения и глубочайшего уважения.
Наверное, осталось сказать, что в нынешнем ARMMONO примут участие уже ставшие не только постоянными участниками фестиваля, но нашими хорошими друзьями прекрасные артисты из Грузии и Белоруссии. Ирина Мегвинетухуцеси покажет спектакль "Агнесс, жена Уила", а Алексей Колосов - "Гражданина Луны".
- О перспективах импорта. Армянский шоу-кейс представлен очень обширно, есть ли на фестивале гости, которые призваны открывать нашим спектаклям окно в мир?
- Сейчас приезжают директор международного фестиваля камерных спектаклей из Литвы Мария Танана и представители фестиваля в Кинешме, осенью ждем Нину Мазур, представляющую многие монофорумы Европы.
Но, честно говоря, такой задачи в этом году мы перед собой не ставили, поскольку к этому моменту уже очень много наших спектаклей получили приглашения. Нвард Дудукчян, едва отыграв в рамках ARMMONO, улетит в Испанию. В июле Нарине Григорян играет свою "Буйволицу" в Екатеринбурге в рамках выездной сессии Чеховского фестиваля, а Лиля Мукучян - на Ландшафтном театральном фестивале. Армен Кушкян покажет свою последнюю работу в Литве... И я очень надеюсь, что хотя бы несколько спектаклей этого фестивального выпуска увидит зритель и за пределами Армении.
Так или иначе, на данном непростом этапе дать нашим актерам и режиссерам возможность ставить спектакли, иметь зрителя в Армении и выезжать за ее пределы - главная цель ARMMONO.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2024-07-25 09:43
Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали. И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.
-
2024-07-23 09:42
"Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением". "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-06-25 11:11
Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться... Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.
-
2024-06-14 10:51
Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу. "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-05-09 11:04
Нам, увы, не стоит объяснять, что такое экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы. В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.