"ВСЕ МОЕ", - СКАЗАЛО ЗЛАТО. "ВСЕ МОЕ", - СКАЗАЛ БУЛАТ
Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина поневоле вспомнились при ознакомлении с альбомом "Честь и право", выпущенном Музеем истории Армении и посвященном коллекции оружия, хранящегося в музее. Авторы Артак Асатрян и Айк Назарян. В коллекции насчитывается более 400 экземпляров холодного и огнестрельного оружия, изготовленного, главным образом, в XVIII-XX веках.
В книге по разделам, с текстом и фотографиями, рассказывается о видах оружия, развитии оружейного дела с давних времен до XX века включительно. Отдельная глава посвящена армянским оружейникам.
ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО НА КАВКАЗЕ ИМЕЕТ МНОГОВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ, а мастера пользовались большим уважением. Потому что на протяжении всей истории человечества главные вопросы решались с помощью булата (как отмечал Александр Сергеевич). Холодное оружие, кроме использования по прямому назначению, являлось также элементом национального костюма у кавказских народов, где даже дети его носили.
В музейной коллекции образцов холодного оружия выделяется кинжал с рукояткой из слоновой кости с изображением на одной стороне рукоятки царя Армении Левона. Исследователи считают, что это оружие Левона V, есть и другие мнения (Левон IV, Левон VI), но принадлежность к Киликийской Армении бесспорна.
Армянские сабли и кинжалы часто укладывались в серебряные ножны, с эмалью, украшениями. Рукоятки делались из кости, рога, железа, серебра. На ножнах порой прибавляли карманчик для ножа. В коллекции есть секиры, мечи, сабли, щиты, шлемы, сделанные в Западной Армении, Персии, России, на Кавказе. Имеются японские кинжал и сабля из арсенала самураев (XIX в.). Авторы подробно описывают технические особенности и потенциал оружия. Есть сабли из Германии и Франции (XIX век). Одна из германских (начало XX в.) принадлежала Гайку Бжшкяну. На сабле генерала Андраника, подаренной армянами Египта, есть надпись "Честь и право", она и послужила названием альбому.
Раздел "Огнестрельное оружие" начинается с очерка, в котором отмечается изобретение пороха китайцами еще в IX веке. В Европе формулу пороха в последнее время стали приписывать все же не алхимику Бертольду Шварцу, а англичанину Роджеру Бекону (1267 г.). А стрелять начали из труб на плече попозже - в XIV веке. Авторы достаточно подробно описывают развитие производства огнестрельного оружия в разных странах. Так, в России главным центром его изготовления была Оружейная палата Кремля, и только по приказу Петра I в 1712 году стали строить завод в Туле.
Читатель почерпнет интересную информацию об известных изобретателях оружия, чьи имена стали нарицательными: Кольт, Бессемер, Винчестер, Максим, Наган, братья Маузеры и другие. Из русских мастеров упомянуты Сергей Мосин, Георгий Шпагин, Михаил Калашников. На фотографиях есть ружья, пистолеты, пороховницы из разных стран Европы, изготовленные с XVII до XX вв.
Отдельная часть коллекции - наградное оружие, которым отмечали известных военачальников: кортики, пистолеты, сабли. На них имена Баграмяна, Исакова, Бабаджаняна, генералов Асканаза Карапетяна, Саркиса Мартиросяна, Нвера Сафаряна, летчика Нельсона Степаняна и других наших героев. Свою именную саблю (есть фото) подарил музею генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян (Командос).
ГДЕ ОРУЖИЕ - ТАМ И ОРУЖЕЙНИКИ. В АРМЕНИИ ОНИ ТРУДИЛИСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН. Мы воевали своим оружием и снабжали им других тоже. У оружейников был свой покровитель, святой Ован Одзнеци. Оружие готовили разное: боевое, охотничье, декоративное. Некоторые наши фамилии произошли от специализации оружейников. Бичахчи - это, оказывается, изготовители ножей. Токмаджи - те, кто лил пушки. Топчи готовили ядра и пули. Чахмахчи изготовляли боек оружья. Есть и несколько других оружейных профессий, свидетельствующих о том, как давно и широко была развита у армян эта сфера.
Поразительный факт. Во времена Петра I, в 1724-1725 гг. в Карабахе в год производилось до 3650 пистолетов и ружей, а вместе с Капаном - 5-6 тысяч. Для сравнения, в России тогда выпускалось в год 28-30 тысяч ружей и пистолетов. Польский исследователь В. Квасневич пишет о высоком качестве армянских сабель в XVII - начале XVIII веков. Этим оружием, главным образом, были вооружены поляки. Сабли называли еще "львовскими" (тогда в Львове жило много армян), "армянками", армянскими карабелами. Часть из этого арсенала сохранилась в польских музеях, с армянскими надписями изготовителей.
На фотографиях в альбоме представлены изделия армянских оружейников. Приведен список фамилий - 101 человек. Конечно, он далеко не полный. Но, ознакамливаясь, замечаешь существенную деталь. Приведены адреса мастерских. В Шуши - 23, в Шамахи - 22, Тифлисе - 20 (причем некоторые оружейники перебрались из Шуши), в Александрополе - 16, в Ахалцихе - 8. А в Ереване сколько было? Четыре. В Вагаршапате - 2. Конечно, список вряд ли полный. Но тенденция налицо.
В Нахиджеване вообще не указано ни одного адреса. Неужели совсем забыли там армяне про оружие? Вероятно, делали. Но все же придется напомнить потомкам нахиджеванцев и другим армянам две последние строчки из четверостишия Пушкина, написанного в 1826 году:
"Все куплю", - сказало злато.
"Все возьму". - сказал булат.
В Карабахе за тысячелетия до стихов Пушкина знали, что сила в булате и только потом в золоте. Поэтому и дождались XXI века на родной земле. В сегодняшнем мире все смешалось. В политике правят и булат, и злато. А в кодексе поведения сильных и слабых мира сего на первом, втором и третьем местах (эта нумерация от Роберта Фишера, хвастливо классифицирующего свое шахматное преимущество над другими) стоят только свои интересы, часто трансформирующиеся в безразличие и подлое предательство соседей, партнеров и союзников.
В XXI веке нельзя быть слабым. Денег на злато нет, только сила, булат могут спасти. Кто этого не понимает, тот главный враг и предатель своего народа. Надеяться на мир, не располагая сильной армией, могут только политические недоумки или перевертыши. Сегодня это должны осознать все граждане Армении. И действовать, чтобы не превратиться потом в музейную редкость, как планировали младотурки в 1915 году.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-23 09:47
Ованес Карапетян - ветеран армянской журналистики, работал в газетах "Гугарк", "Кайц", "Лору марз", редактировал газету "Кировакани кимиагорц", основал газеты "Айг", "Спехани", журнал "Спехани+", издал несколько книг. В этом ряду вышла еще одна - "А где твой якорь?" В предисловии автор отмечает, что в сложнейшие для страны времена надо оглядываться на тех наших творцов, которые маяками указывали путь соотечественникам. Это Маштоц, Хоренаци, Нарекаци, Туманян... И сегодня, подобные им, остаются нашими учителями.
-
2025-05-14 09:55
Каждый народ вносит свой вклад в историю мировой цивилизации. Его размеры и ценность зависят от ряда факторов, начиная с возраста нации, ее исторического пути и взаимоотношений с соседями. С этим, последним, нам уж совсем не повезло. Армянское нагорье расположилось на перекрестке дорог и войн на все четыре стороны света. Поэтому, периодически теряя независимость, часть армян покидала родную землю, обустраиваясь в других странах. Сказать, что там принимали чужаков с распростертыми объятиями, будет преувеличением. Но и в таких условиях деятели армянского происхождения сумели многое сделать для других, а значит и мира. Достаточно ли мы знаем об этом? В книге "Потерянное наследие" Эдуарда МАНВЕЛЯНА содержится информация об 47 наших зарубежных соотечественниках, добившихся успехов в различных сферах жизни. Название книги выражает позицию автора, сожалеющего, что армяне прославились не на Родине. Но тому есть объективные причины, а Земля в конце концов наш общий дом, хотя понимают это далеко не все люди и народы.
-
2025-05-09 09:48
Войны начинаются и заканчиваются. Причем из тех, кто воевал с первого дня, в живых остается ничтожный процент. После войны за дело берутся историки. К тому времени поэты и писатели уже успели что-то написать. Но главного пока не сказали. А потом наступает очередь мемуаристов. И они делятся увиденным собственными глазами. Если человек честный, точнее него про войну никто не расскажет. Книга ветерана ВОВ Сергея Шахвердяна называется "Воспоминания о войне, плене и доброте". Ее издал Эдуард Шахвердян через 22 года после смерти отца, по оставшимся в тетрадях записях. Над текстом потрудилась Рузанна Пепанян. Отец посвятил книгу Марфе и Федору Колесниченко - людям, которые спасли его жизнь. О них и многих других Шахвердян вспоминает с благодарностью. А о войне Сергей Артемович пишет искренне, с множеством интересных деталей, замеченных и сохранившихся в памяти. Вспомним некоторые из 250 страниц.
-
2025-05-09 09:07
"Живые и мертвые" - это не только название замечательного романа Константина Симонова, написанного про Великую Отечественную войну. Это констатация победной даты 9 Мая 1945 года, которая отделила тех, кто заплатил за Победу жизнью, от тех, кому посчастливилось вернуться домой и строить мир в надежде, что на планете такое больше не повторится, и подвиг миллионов станет уроком для будущих поколений. Сбылись ли полностью эти надежды? Увы, к 80-й годовщине крушения планов Третьего Рейха выясняется, что в сегодняшних реалиях есть политики, которые уверены, что их нация всегда и во всем права и имеет право учить остальных уму-разуму, а это и есть фундамент нацизма испокон веков с вытекающими для всех несогласных последствиями.