Последние новости

"СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ" - ЭТО ДОКУМЕТАЛЬНОЕ КИНО?

poйдёт мнoгo лeт, и пoлкoвник Ауpeлиaнo Буэндиa, cтoя у cтeны в oжидaнии paccтрeлa, вспoмнит тoт дaлекий вeчep, кoгдa oтeц взял eгo c coбoй пocмoтрeть нa лед"... Великие пророчества великой литературы...

 Пройдет совсем немного времени, и варчапет Никол Пашинян, стоя перед судом не истории и не Божьим, а человеческим судом, вспомнит те далекие дни, когда вокруг него были люди, тысячи людей.

КОГДА 28 МАЯ В САРДАРАПАТСКИЙ КОМПЛЕКС НЕ ПРОПУСКАЛИ представительство Святого Эчмиадзина во главе с Католикосом Всех армян, это событие стало не только беспрецедентным прецедентом в глобальном масштабе. Чудовищное действо высветило, как вспышка фотокамеры - в тот день, несмотря на сопровождающих марионеток, варчапет был один. Его "сто лет одиночества" - теперь уже навсегда.

 А еще та вспышка высветила нечто более важное - между сектой и Церковью человек, в котором осталась хоть крупица здравого смысла, все-таки выбирает Церковь.

 В последний месяц в нашей жизни происходит все больше событий, заставляющих вослед сатирику воскликнуть - "Боже! Ты же все видишь! Почему же ты не стреляешь?!". Ведь каждый раз кажется - все, пробито последнее днище, и каждый раз снизу кто-то стучит.

 После войны, после сдачи Арцаха можно было бы рассчитывать на конец испытаний. Но оказалось, дальше нас ждало нечто не менее страшное - соблазн релятивизма, с непреодолимой, казалось бы, силой навязываемое "сверху" утверждение об относительности всех истин.

 Истины выбирает по сердцу и душе народ. А народ - это дело темное, природное, вековое, казалось бы, вечное. Казалось. Пока с народом не разобрались, как следует: все лишние умные прослоечки, частички и клеточки спровадили на все четыре, кровавые останки бесстрашных и верных уложили на Ераблур, оставшихся поделили на "своих" и "чужих", "черных" и белых". И душа народа стала походить на призрак - незнакомая, апатичная и изнуренная.

 Движение архиепископа Баграта уже сделало свое дело. Оно заставило эту душу вновь проснуться. Заставило нас, именуемых безнадежно скомпроментированным словом "народ", снова видеть, слышать и даже местами думать.

 Те, кто еще вчера ликовал при виде гробов возле домов "бывших", те, кто смотрел, как новоявленный царь Ирод зарывает в землю тысячи сожженнных мальчиков, смотрел и не видел, начали прозревать, начали чувствовать и понимать - нельзя! Нельзя втридцатиром избивать одного. Нельзя волочить по земле женщин и выкручивать руки старикам только за то, что их мнение не совпадает с чьим-то, кто объявил себя Царем Горы. Нельзя срывать панагию с груди священнослужителя и срывать детский праздник, плюя в душу детям. Нельзя...

 "КАК ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ЧУЖИЕ ПИСЬМА ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ?" - в отчаянии спрашивает молодая учительница у старшей коллеги в одном фильме. "Нельзя, и все!" - отвечает та.

 Жуткая картина, где перед людьми в церковном облачении во главе с Католикосом Всех армян встал на все готовый кордон полицейских-армян, стала для секты "Николовых свидетелей" точкой невозврата. Любители легитимности легитимизировали только одно - свое берущее исток до начала времен варварство, нравственность инфузории или хтони. И народ это увидел. И - ужаснулся.

 Есть высшие, имманентные законы бытия, благодаря им и жив род человеческий и армянский, в частности. Есть вещи, которые суть наших изначальных конвенций с миром, и нарушение этих изначальных конвенций ни к чему хорошему не ведет. Конечно, глядя на сегодняшний мир, можно вполне допустить, что все ценности сомнительны, и все, как оказалось, в сущности строилось на песке. Но ведь сказано же: "Все строится на песке, но строй так, как если бы ты строил на камне"...

 В нас вновь просыпается желание "строить на камне". Желание быть смелым, честным и сильным - таким, как человек задуман Богом, а не политтехнологами и идеологами армянского небытия. Просыпается желание уважать себя и ближнего своего. Желание не унижать слабого. Желание работать не только для денег. Желание сохранить свою культуру и наполнить ее новыми большими смыслами. Желание любить Родину... Эти простые ценности никак нельзя обосновать, они постулируются, но не доказуются. Вроде бытия Божия.

         Время секты "Николовых свидетелей" заканчивается. При выборе между "продвинутой" сектой и косной церковью, человек предпочел церковь. Наверное, в том числе и потому, что церковь просто иерархична, но не может ничего приказать, а секта всегда тоталитарна.

 Вот что замечательно в отечественных сектантах-"демократах"? Это страшно несвободные люди, не терпящие на деле никакой демократии - отречемся от "Старой Армении", а сами назовемся "Арменией Новой", любого же, кто посягнет на наше звание, будем называть "агентами" и вообще пошлыми дураками... Да все наши "демократы" скорее сделают друг другу харакири (харакири себе они не сделают никогда), чем признают за кем-либо право на собственное волеизъявление. Народ начал видеть и это, не заметить уже стало слишком сложно...

 Наверное, это время дано нам для того, чтобы вернуться к идее дома, страны, Родины и человечности. Потому что христианство прежде всего человечно, что бы ни врали в свое оправдание противники гуманизма и сторонники "Новой Армении" и "Великих Идей"...

 Тут вот еще один любитель сатиры и юмора написал: "Время показало, что "Собачье сердце" - это документальное кино". Весь вопрос в том, захотим ли мы и дальше быть персонажами этой документалистики.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРА ЕРНДЖАКЯН - ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ И "АЛХИМИК"
      2025-01-13 10:29

      "Этот день начался почти 20 лет назад, в 2006 году, когда Ара Ернджакян предложил мне перевести пьесу "Алхимик". Она меня захватила: как точно драматург может представить свое время, людей, характеры! А когда узнала, что эта пьеса трансформировалась в роман, я, признаюсь, проявила наглую настырность - сама подошла к автору и попросила разрешение на перевод. Ернджакян сначала удивленно посмотрел на меня, а потом ответил "С удовольствием!". И еще одно признание: вместе с переводом я работала над собственным романом, очень для меня тяжелым, и когда становилось невмоготу, я переходила на территорию Алхимика, переводила очередной фрагмент. Что впечатляет в этом романе? Время. Сказочное и всегда актуальное. И люди - такие узнаваемые. И тот человек, интеллигент, который способен на столь многое, но столь многого не способен реализовать", - говорила писатель, драматург, а в данном контексте и переводчик Карине Ходикян. В самом конце ушедшего года на армянском языке вышел в свет роман "Сказка об Алхимике" драматурга и режиссера, основателя Ереванского Камерного театра, народного артиста РА Ара ЕРНДЖАКЯНА. В ближайшее время роман выйдет и на русском языке - в Москве и под названием "Златодел". Слава Паоло Коэльо не позволила сохранить аутентичное, родившееся еще в начале 70-ых - "Алхимик". Но не в этом суть.

    • НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ
      2024-12-25 09:04

      Уходит еще один год, который наша культура прожила вместе со всей страной, стараясь противиться вызовам и стремясь искать ответы на многочисленные вопросы... Холден Колфилд, герой культового сэлинджеровского романа "Над пропастью во ржи" тоже задавался вопросами. В частности, он хотел знать, зачем так организован мир, и даже интересовался, куда деваются рыбы, когда замерзает пруд - утки улетают, а рыбам ведь деться некуда... Вот и наша культура пытается "спросить о судьбе рыб". Спросить о судьбе рыб – не то же ли самое, что поинтересоваться, а как там люди, про которых не думают?

    • КАПКАН ДЛЯ ВОЖДЯ - ВЫБИРАТЬСЯ НАМ
      2024-12-24 12:53

      Мумии Ленина и Сталина неспешно беседуют в мавзолее - просто, за жизнь... А после того как Отец Всех Народов покинет мавзолей - навсегда ли? - Вождь Мирового Пролетариата обратиться к залу с роковым вопросом: "Кто -нибудь может сказать точно - здесь еще остались сталины?". Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна вернулся из Ульяновска, где проходил IX Международный театрального фестиваль “История государства Российского. Отечество и судьбы”. Спектакль "Капкан для Сталина" в постановке заслуженного деятеля искусств РА Акоба Казанчяна не только вписался в тематику фестиваля, но прошел с бурным успехом.

    • "8 000 КИЛОМЕТРОВ" ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ – ПУТЬ К СЕБЕ
      2024-12-21 11:03

      "Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически...  Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ