Последние новости

... И ВСЕ ХОРОШЕЕ В СЕБЕ - "СХОМЯЧИЛИ "

Кажется, не питающий по поводу людского сообщества иллюзий Фридрих Ницше когда-то заметил, что налет цивилизации на человеке много тоньше яблочной кожуры...

Примерно об этом поставленный Арсеном ХАЧАТРЯНОМ спектакль "БОГ РЕЗНИ", премьера которого состоялась недавно на сцене Русского драматического театра им. Станиславского.

 ... И ВСЕ ХОРОШЕЕ В СЕБЕ - 'СХОМЯЧИЛИ 'НА ЛЕДАЩЕЕ ДУШУ НАЗВАНИЕ "БОГ РЕЗНИ" ДАВНО УЖЕ НИКТО НЕ ВЕДЕТСЯ. Написанная в 2007 году пьеса Ясмины Реза пользовалась популярностью абсолютно оглушительной, шла в Цюрихе, Лондоне, Москве, Париже и на Бродвее и была удостоена престижнейшей американской премии "Тони". А фильм с совсем уж радикальным названием "Резня" великого и ужасного Романа Полански с фееричными Кейт Уинслет и Джоди Фостер сделал картину событием задолго до ее премьеры на Венецианском кинофестивале и популяризировал пьесу до предела. Соответственно, разве что человек, вовсе не интересующийся театром и кино, не знает, что "Бог резни" - это комедия.

Не миновала мода на пьесу и наши палестины - к "Богу резни" обращались разные режиссеры, так что постановку в Русском театре можно было бы назвать "цветами запоздалыми". Впрочем, здесь есть свое объяснение. Арсен Хачатрян, некогда звезда Маленького театра и великолепный исполнитель роли Поприщина в знаменитом спектакле "Записки сумасшедшего" Ваана Бадаляна 5 лет провел в Италии. Уехал учиться арт-менеджменту во Флоренцию, параллельно работал в разных проектах, по собственному признанию, " работал с разными людьми, знакомился с разными почерками, заговорил на другом языке и получил огромный жизненный и профессиональный опыт".

Свое обращение к "Богу резни" он комментирует так: "С самого 2008 года, познакомившись с пьесой, я люблю этот текст - ситуации, диалоги. Мне всегда хотелось либо сыграть это, либо обратить в какую-то иную материю. И как только возникло приглашение от театра, я предложил эту пьесу - с годами любовь, оказывается, не ослабла".

"Бог резни" - вполне камерное произведение на четыре персоны. Драка одиннадцатилетних школьников, в которой не обошлось без травмы, становится поводом для "мирных переговоров" между их родителями. Поначалу кажется, что они заняты не более, чем светской беседой: встреча интеллигентов и буржуа, изо всех сил стремящихся соблюсти приличия в неприятной, но все-таки не трагической ситуации. Достоинство этой истории в том, что даже в таком маленьком пространстве, как четыре человека в небольшой квартире, находится место для вездесущего феминизма и для голода в Африке, для культурологических рассуждений и медицинского корпоративного скандала, даже для признания в жестоком обращении с хомячком, домашним любимцем... Словом, кто что с собой принес. По ходу дискуссии сдерживаемые общественными условностями взрослые становятся много хуже детей, которым эти условности только прививаются. Родителей-спаррингеров поддерживает большое количество рома. Дальше - истерики, кулаки и обсценная лексика...

 ... И ВСЕ ХОРОШЕЕ В СЕБЕ - 'СХОМЯЧИЛИ '"НАЛЕТ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ НА ЧЕЛОВЕКЕ МНОГО ТОНЬШЕ ЯБЛОЧНОЙ КОЖУРЫ", волнес-ноленс решит пытливый ум, задумываясь над тем, каким образом первобытная агрессия накрывает огромные массы людей - вплоть до войны...

"Во Флоренции мне довелось видеть много таких "рафинированных" людей, такой мегаснобизм: "мы прародители Ренессанса, кто ты вообще такой!"... Так что, в спектакле для меня была очень важна самоирония - смотреть со стороны и стебаться над ситуацией. С другой сороны, это не так просто - подумал, понял и реализовал. Надо прожить все в себе, иначе не возможно убедить актера, все останется в теории. Актерский опыт для режиссера, конечно, не обязателен, но мне это помогает. В итоге мы взяли вайб определенного социума, вооружились иронией и в этом работали. А вообще, для меня в этой профессии главное - вкус. Если его нет, что бы ты ни делал, все не то", - говорит Арсен Хачатрян.

Со вкусом в постановке Русского театра сложилось более чем хорошо. Легкая во всех смыслах декорация, точно работающий свет, нетривиальная музыка, никакого подмигивания зрителю, никаких педалей - все создает тот самый вайб европейскости, корректности, местами ориентированный на тонкую культуру. Актеры в сольных партиях предельно точны и изобретательны в мельчайших деталях. Вся такая неземная, вся такая томная Лилия Мукучян - Вероника, вся такая элегантная Айарпи Зурначян-Аннет, нежная жена, давно готовая придушить любимого мужа. Минас Асрян, приглашенный на роль Алена, демонстрирующий по-настоящему интеллектуальную актерскую игру и ставший открытием спектакля, и Манвел Хачатрян - Мишу - наиболее самоироничный как в плане восхищения супругой-эльфом, так и вины в гибели хомяка. Прекрасный ансамбль-квартет солистов! Их обмен репликами также красноречив, как блистательный перевод Дмитрия Быкова. И тут следует сказать, что такой перевод классным писателем, а не режиссером спектакля, на коленке, как бывало в армянских версиях, в том числе позволил понять, что сделало эту пьесу суперхитом.

Словом, интеллектуальная режиссура Арсена Хачатряна и ярко энергичная игра актеров привносят неподдельное веселье в наблюдение за битвой между четырьмя привилегированными взрослыми людьми. Веселье, которое можно назвать и злорадством. А громче всех веселится и стебется тот самый невинно убиенный хомяк, внезапно появляющийся в финале этой версии "Бога резни" - над теми, кто забыв свою цивилизованность, резво схомячил в себе все человеческое.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    • HIGH FEST-2024 - МЫ НЕ ПЕРЕСТАНЕМ МЕЧТАТЬ!
      2024-10-01 13:22

      Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024.  Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.





    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ