"ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.
И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.
МАРТИК ДЕМИРЧЯН, С 1988 ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ТЕАТРА, а по-нашему - его директор, именно такой настоящий армянский интеллигент, человек высокого образования и широчайшего взгляда на культуру, продолжатель дела Никола Агбаляна, Левона Шанта, других первых лиц Первой Армянской республики, которые в 1928 году основали в Каире культурно-образовательный союз "Амазгаин". Основали с уверенностью, что спасенные от Геноцида армяне не просто должны жить - жить с осознанием своей армянской самости, а значит, иметь духовное, языковое и культурное поле.
"Отцы-основатели "Амазгаин" сразу взялись за дело формирования территории армянской культуры. В первую очередь были основаны издательства и образовательные центры, лицеи. А вскоре лично Гаспар Ипекян, кстати, родной брат легендарного актера Армена Арменяна, основал в Бейруте театр, точнее, собрал любящую и увлеченную театром молодежь и начал делать с ней любительские спектакли. Это была непростая задача, и дело наладилось не сразу. Но уже к началу 30-ых годов театр состоялся, и одной из первых ее постановок стал масштабный спектакль "В цепях" по пьесе Левона Шанта", - рассказывает Мартик Демирчян.
Сохранить для будущих поколений армян национальный дух, любовь к родному языку и родной культуре, дать армянам Диаспоры возможность наряду с общими знаниями приобрести твердое армянское образование, воспитать людей, осведомленных о своих национальных корнях и национальных ценностях - театр считал себя частью инструментария для выполнения этой сверхзадачи и при Гаспаре Ипекяне, и когда после его ухода из жизни труппу на протяжении 30 лет возглавлял его ученик Жорож Саркисян, и сегодня.
"Театр переживал дни славы - в лучшие времена, когда в Ливане была огромная армянская община, и здесь же находились престол Киликийского католикосата и штаб-квартира "Амазгаин" с представительствами по всему миру... Но умер Жорож, а в Бейруте началась война, и было не до театра, люди чувствовали растерянность и опустошенность. После войны мы пробовали восстановить театр своими силами, но это не очень получалось. Слава Богу, появился Варужан Хтшян, тоже ученик. Ипекяна. Он в 60-ые годы учился в Лондоне, но вернулся в Ливан и буквально произвел театральную революцию - новые идеи и подходы, дыхание современного театра. Он прослужил нашему театру 12 лет, а после него снова образовался вакуум. Режиссеров, способных удержать планку того качества, которого удалось достичь за 50 лет, стало неоткуда брать...", - рассказывает председатель Совета попечителей театра.
Министерство культуры, также, как и ведомство Спюрка, не имеют к нынешнему приезду труппы Гаспара Ипекяна никакого касательства, что давно уже никого не удивляет: Спюрк отдельно, "реальная Армения" - отдельно. Театр из Бейрута стал гостями коллег, можно сказать, театров-побратимов - "Амазгаина" им. Соса Саркисяна и Гюмрийского театра им. В. Аджемяна, которые обеспечили гостям не только полный пансион, но и "образовательную программу" - просмотры спектаклей, репетиций, читок. Состоялись также показы-коллажи из постановок бейрутского театра.
"В последнее десятилетие решением многих наших проблем стало сотрудничество с Арменией. Еще при жизни Соса Саркисяна мы начали партнерство с "Амазгаин" - театр приезжал с гастролями каждый год, а актер и режиссер Давид Акопян делал у нас постановки и работал с нашими актерами. С приходом Нарине Григорян наша дружба только укрепилась. То же можно сказать о Гюмрийском театре - с Людвигом Арутюняном подписали некий меморандум о сотрудничестве, мы приглашаем их, они нас. В нашем нынешнем депрессивном состоянии все это вносит активность, повышает интерес, для нашей труппы это свежий воздух и приобретение профессионального опыта", - говорит Мартик Демирчян.
У театра из Бейрута действительно множество проблем. И дело не только в отсутствии на местах институтов, способных готовить кадры, отсутствии режиссеров...
"Признаться, самый серьезный и чувствительный вопрос - сохранение армянской идентичности. Сегодня многие думают, что это вопрос решенный, но это не так. Если люди не живут в Армении, к этому надо прилагать постоянные усилия, обеспечивать хорошее армянское образование, - уверен Мартик Демирчян. - Раньше в Ливане работало 10 -12 театральных трупп, и каждый спектакль игрался по 15-20 раз. А сегодня мы ставим и думаем - сумеем сыграть хотя бы 3 раза? Диаспора очень уменьшилась, да и нет настроения ходить в театр - порой, чтобы нас поддержать, билеты покупают и не приходят...
На Среднем Востоке было три важнейших центра - армяне Ливана, Сирии и Ирана. Были времена, когда эти общины как в плане количества, так и качества были серьезнейшим явлением армянской культуры во всех сферах. Но нам пришлось пройти через такие катастрофы и испытания! 15 лет войны в Сирии, войны в Ливане, начиная с 1975 года, общины уменьшаются, люди уезжают в Штаты, Канаду, Европу, пустеют армянские кварталы. Причем уезжают в первую очередь те, у кого хорошее образование, высокие профессионалы. А для тех, кто остается, приходится порой идти на компромисс и ставить спектакли-развлечения. Но это неверная политика, и мы всеми силами пытаемся сохранить уровень, чтобы остаться верными своей миссии".
Важнейшей частью своей миссии театр считает приобщение к национальной культуре молодежи. А это в нынешних условиях ох, как непросто - искать и находить формы и художественный язык, способный зацепить и заинтересовать молодое поколение...
Проблем громадье, но руководители Культурно-образовательного центра "Амазгаин" и труппы им. Гаспара Ипекяна не опускают рук. А на вопрос, что заставляет продолжать в нынешних тяжелейших условиях свою работу, Мартик Демирчян отвечает: "Жизнь! Пускай раньше в Ливане жили 250 тысяч армян, а сегодня - 70 тысяч! Наша цель, чтобы они жили по-человечески. Не только заботой о хлебе насущном, но духовной пищей. Если армянин решил остаться и жить в Ливане, он должен жить полноценной жизнью, получать образование и питаться культурой, которые позволяют ему оставаться армянином".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2024-10-07 10:18
"Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.