Последние новости

"ВАРЧАПЕТ В КВАДРАТЕ" - ПОРТРЕТ

..."Двое в комнате. Я и Ленин - фотографией на белой стене. Рот открыт в напряженной речи, усов щетинка вздернулась ввысь, в складках лба зажата человечья, в огромный лоб огромная мысль... Я встал со стула, радостью высвечен, хочется - идти, приветствовать, ‎рапортовать!". Высвеченный радостью Маяковский, как известно, в итоге застрелился. А вот члены "Общественного договора" стреляться явно не собираются...

И почему всегда так происходит, что общественный договор - вне партийной принадлежности - легко теряет контрактные свойства, перетекая в свою уродливую тень? Почему так легко переступить грань между демократией и режимом, когда лидер почти неизбежно превращается в тирана?

Гюмри. Офис "Общественного договора". На фоне Пашиняна "снимается семейство - фотограф щелкает, и птичка вылетает". Точнее - улетает. Можно сказать, улетела совсем!

 'ВАРЧАПЕТ В КВАДРАТЕ' - ПОРТРЕТШУТИТЬ О ТОМ, ЧТО ЧЛЕНЫ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ ПРОСТО ОСВАИВАЮТ НОВЫЙ ЖАНР изобразительного искусства, портрет на фоне портрета, как-то язык не поворачивается, слишком уж зловещие предчувствия зарождаются в голове при взгляде на это новое слово фотоарта. Слишком уж портрет варчапета на фоне собственного портрета с армянской девочкой впридачу навевают мысли о "Сталине и якутской девочке". Впрочем, даже "отец народов" фотографировался с девочкой, но без портрета. Да и мотив ожившего портрета, широко представленный в великой литературе - "Портрет" Гоголя, "Дом с привидениями" Ирвинга, «Метценгерштейн» По, "Портрет Дориана Грея" Уайльда, «Венера Илльская» Мериме, примеры можно множить и множить - никакого оптимизма не вызывает, а наоборот, вызывает содрогание и мороз по коже.

Даже с нынешней модой на память хомячка невозможно забыть все пламенные речи и статьи, в которых Пашинян оппозиционной инкарнации призывал бороться с культом личности. В фокусе той борьбы опять же был портрет. И когда весной 18-го его апологеты врывались в различные официальные кабинеты и выбрасывали из окон портреты Президента, которые тогда в этих кабинетах висели как символ государственности, также, как по сей день на любом государственном учреждении реет флаг Армении, это было не только ингредиентом "Мержир Сержин". Это было в глазах апологетов высшее проявление ощущения свободы и самоощущения себя как носителя этой свободы - альтернативы режиму и культу личности, непризнания никакой иной власти, кроме власти народа...

Фанатичный трибун призывает к переменам, и людей охватывает надежда, что отныне, вот с этого самого момента, возникнет небывалая, не поддающаяся коррозии демократия, власть прекрасных общих ценностей. Господство всех, которое не превратится во власть лживых, жадных и жестоких. А когда отвергнутый, "мержвац" цикл не просто возвращается на круги своя, а возвращается во сто крат усиленный, обманутый гражданин спрашивает общество - но разве это вот и есть те самые общие ценности? Почему личные амбиции и выгоды некоего властного негодяя суть общие ценности для всех нас? И общество отвечает несчастному - не спорь, личные амбиции царя и есть общие ценности, а ты уже подписал бумагу. Контракт с обществом. Общественный договор...

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО МИРА - ВСЕГДА СЛЕДСТВИЕ ЧЬЕЙ-ТО РЕТРОУТОПИИ, старые системы начинают говорить о «новом порядке» и «новом человеке». Хотя вроде бы ясно, что «новый человек» ничем не может отличаться от человека "старого" - у данной особи те же легкие и та же система кровообращения, тот же - во всяком случае в физическом смысле - объем мозга и продолжительность жизни. Но и большевики, и герои Третьего рейха именовали себя «новыми людьми» – то был официальный термин, они были носителями утопического мышления.

Являются ли носителями какого либо мышления члены "Общественного договора"? На этот вопрос сложно ответить. Зато совершенно очевидно - даже разглагольствования собственного лидера, все призывы к чести, достоинству и свободе не имеют на них ровно никакого действия. И это опять же, глядя на "портрет на фоне портрета". "Сталин и якутская девочка", в смысле "Пашинян и армянская девочка" - далеко не единственная версия, есть многие другие вариации на тему. К Пашиняну давно уже вопросов нет. Но почему девочки и мальчики, дяденьки и тетеньки в пароксизме счастья поспешили стать частью этого фотоарта, ни на секунду не замечая его зловещего символизма?.. Хотя опять же, казарменное "внедрение свободы" еще никого свободным не сделало - иметь честь, свободу и достоинство нельзя заставить. Нельзя заставить быть гражданином.

Тем же, кому новое слово в фотоискусстве не зашло, следует задуматься. Такими темпами, возможно, мы скоро придем к тому, что в каждом большом кабинете, как флаг на государственном здании, будет в обязательном порядке присутствовать всевидящее двойное око, портрет на фоне портрета, варчапет в квадрате - вместо одного президента. С чем нас и поздравляю!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    • HIGH FEST-2024 - МЫ НЕ ПЕРЕСТАНЕМ МЕЧТАТЬ!
      2024-10-01 13:22

      Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024.  Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.





    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ