НЕ ТОЛЬКО РУБЕН ВАРДАНЯН: ПОЧЕМУ ОСТАЛЬНЫЕ АРМЯНСКИЕ ПЛЕННЫЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИТЫ?
Вчера стало известно, что бакинские адвокаты Рубена Варданяна подали ряд судебных исков против Азербайджана. Об этом сообщило одно из крупнейших международных агентств новостей – британское Reuters, что примечательно само по себе. Насколько можно судить, иски касаются пыток, лишения права на скорое судебное разбирательство, а также распространения клеветы, оскорбления чести и достоинства Варданяна русскоязычной азербайджанской газетой «Бакинский рабочий».
Подчеркивается также, что адвокаты призвали Азербайджан освободить всех пленных армян из Нагорного Карабаха до COP29.
ЭТО ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ азербайджанской правоохранительной системы, а в данном случае еще и тот факт, что предоставленные армянским пленным адвокаты, как правило, обслуживают политические интересы режима Алиева. Естественно, надеяться на то, что иски окажут какое-либо воздействие или будут удовлетворены, не приходится, однако, как отметила правозащитник Сирануш Саакян, для обращения в международные судебные инстанции необходимо исчерпать все внутригосударственные процедуры.
Примечательно также, что, согласно тому же Reuters, азербайджанские официальные лица отказались комментировать информацию. По всей вероятности, там пока не определились с реакцией, что позволяет предположить, что иски стали неожиданностью для режима, напрочь отметающего какую-либо возможность освобождения армянских пленных и заложников и готовящегося к очередным судебным фарсам. Это, естественно, всего лишь предположения, учитывая авторитарность и практически полный контроль власти над происходящим в стране.
С другой стороны, понятно, что иски стали одним из результатов той интенсивной работы, которую проводит международная группа адвокатов Рубена Варданяна особенно в связи с приближением конференции ООН СОР 29 в Баку. Ясно, что деятельность группы нацелена прежде всего на освобождение Варданяна, но она практически стала составной частью общей международной кампании, которая разворачивается на мировом уровне. Подчеркну: разворачивается и обретает все более широкий размах вопреки позиции и интересам выступающей от имени государства Армения пашиняновской шайки.
Рубен Варданян, несомненно, особая фигура в группе военно-политических лидеров Арцаха и в целом - армянских пленных и заложников, незаконно удерживаемых в Азербайджане. Присутствие столь известного в международных кругах предпринимателя, мецената и общественного деятеля, конечно же, привлекает куда более пристальное внимание к преступным действиям алиевского режима, в частности, в вопросе пленных.
ТАКЖЕ ПОНЯТНО, ЧТО У СЕМЬИ И ДРУЗЕЙ ВАРДАНЯНА гораздо больше возможностей – в том числе финансовых, - нежели у остальных наших соотечественников, проходящих сквозь ад бакинских тюрем. И крайне важно, что родные и близкие Рубена никогда не отделяли его от товарищей по несчастью, постоянно подчеркивая необходимость освобождения всех. По нашим сведениям, сам бывший госминистр Арцаха из тюрьмы также не раз просил постоянно поднимать вопрос и других пленных и заложников.
Но армянский стыд и позор, помимо антиармянской власти и ее даже не бездействия, а открытого содействия Азербайджану также и в этом вопросе, - в другом. В том, что остальные наши пленные, в том числе люди, имеющие многочисленные заслуги перед Родиной, остались без какой-либо поддержки и защиты. И если бы не известность и международный авторитет Варданяна, если бы не усилия его родных и близких, никакой кампании даже в контексте СОР29 просто не было бы.
Армянский стыд и позор в том, что без какой-либо поддержки остались наши «простые» соотечественники, некоторые из которых находятся в Баку уже 4 (!!) года, и мы не имеем сведений об их состоянии (кроме приватных контактов с родными посредством МККК). О пытках, которым подвергался Рубен, стало известно опять-таки благодаря деятельности его международных адвокатов, но ведь через такие же страдания проходят все преступно удерживаемые в Азербайджане армяне.
Наш стыд и позор в том, что в бакинских застенках находятся те, кто всю жизнь посвятил Национально-освободительному движению, кто десятилетиями активно участвовал в становлении и развитии Арцаха и Армении, в укреплении обороноспособности двух армянских государств. Как бы ни относиться к трем президентам (особенно к третьему), это – неопровержимый факт. Уже не говоря о честнейших и преданных Родине Давиде Ишханяне, Давиде Бабаяне, Давиде Манукяне и Левоне Мнацаканяне.
Наш стыд и позор в том, что мы оставили этих людей фактически наедине с огромной бедой и страданиями. А еще в том, что мы до сих пор не знаем, сколько именно армян содержатся в плену, не знаем, кто из пропавших без вести был похищен и увезен в Азербайджан и обречен на безвестность и полное бесправие без какой-либо надежды когда-либо вернуться.
ПОНЯТНО, ЧТО С САМОГО НАЧАЛА – С НОЯБРЯ 2020-го защита пленных должна была быть организована на государственном уровне. Но власти предали их – в полном смысле слова, да и ничего другого от турецкой обслуги нельзя было ожидать. Совсем другое дело – общественность Армении, которая обязана была организовать и обеспечить правовую поддержку пленным и заложникам в максимально возможной степени. Как показывают усилия группы адвокатов Рубена Варданяна, возможности для этого, в том числе правовые, при всех понятных ограничениях все-таки имеются.
Безусловно, для этого требуются и финансовые средства, но ведь, насколько можно судить, никто и не пытался их искать. Никто не пытался обратиться к состоятельным бизнесменам-армянам с призывом поддержать кампанию по защите пленных и заложников, оплатить услуги международных специалистов, привлечь внимание авторитетных правозащитных организаций и прессы. И, повторюсь, если бы не Рубен Варданян, не было бы вообще никаких усилий и никакой международной огласки – мы бы тихо-молча проглотили и эту капитуляцию.
В разворачивающейся сегодня международной кампании голос армян Армении слышен тише всех. Национальную честь и достоинство в вопросе пленных сегодня, увы, спасает в основном Диаспора.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-29 09:56
"Поддавшись угрозам Азербайджана, в Университете Беркли запретили показ посвященного Арцаху фильма Сарин Айрапетян "Моя сладкая земля". Это уже второй случай цензуры с этим фильмом. И если первый был в арабской стране – Иордании, то на сей раз это случилось в США, в Университете Беркли, где зародилось Движение за свободу слова. Да еще и в Центре прав человека, где был запланирован показ фильма 24 апреля. Университет Беркли закончил Аво, чье имя американский Фейсбук также подвергает цензуре. В стране, которая учит мир тому, что есть свобода слова", - написал режиссер и общественный деятель Ованнес Ишханян.
-
2025-04-25 09:17
Вчера президент Самвел Шахраманян вновь слегка приоткрыл завесу над остающимися по большому счету не известными событиями последних дней армянского Арцаха. Он подтвердил, что незаконно удерживаемые в Баку лидеры республики остались в качестве заложников, чтобы стало возможным вывезти всех жителей. Шахраманян заверил, что «покинул Арцах последним» и видел, как уводили в плен других руководителей. «Эти люди обеспечили освобождение нашего населения. У них не было возможности избежать плена», — заявил он.
-
2025-04-22 09:36
17 апреля в Праге после продолжительной болезни в возрасте 82 лет скончался известный чешский журналист, правозащитник, писатель и политик Яромир Штетина. Об этом сообщил издающееся в столице Чехии европейский армянский журнал «Орер». Ни один армянский новостной сайт, ни одна газета не опубликовали печальную весть о кончине человека, который с 1991 года был одним из самых верных и преданных друзей Арцаха и Армении, и более 30 лет поддерживал и содействовал национально-освободительной борьбе армянского народа. Какие времена и нравы – такие и новости…
-
2025-04-18 10:07
Писать что-либо об интервью Омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна главному пашиняновскому телерупору Петросу Казаряну на «Общественном» канале рука не поднимается – при всем уважении к Гегаму. Слишком много гнуси вылилось из обширного пуза Казаряна, явно раздраженного «не тем» ходом интервью и на глазах у тысяч телезрителей разошедшегося до неприличия, чтобы найти слова, способные в полной мере охарактеризовать его поведение.