КТО И ЧТО СТОИТ ЗА БРОЖЕНИЯМИ ВНУТРИ ВЛАСТИ?
Уже несколько недель в рядах правящей клики происходят очевидные даже со стороны брожения и разборки. И как бы власти ни пытались скрыть происходящее от чужих (то бишь, общественных) глаз, информация все равно просачивается в публичное поле из закулисья выстроенной Пашиняном «прочной системы революционной власти». И уже всем ясно, что между сформированными внутри клики группировками развернулась ожесточенная подковерная борьба за деньги, должности и влияние – особенно с прицелом на приближающиеся выборы.
СНАЧАЛА НА СЛУШАНИЯХ В НС СТОЛКНУЛИСЬ ГЛАВА СЛЕДКОМА Кярамян и возглавляемая Андраником Кочаряном депутатская стая. Далее этот инцидент стал триггером для того, чтобы по указанию генпрокуратуры Антикоррупционный комитет возбудил уголовное дело на основании неосторожно выданной Кярамяном в пылу разборки информации о том, что некие лица ходатайствовали за освобождение от уголовной ответственности сына депутата Агазаряна.
Параллельно в правительстве и правящем «ГД» шли непримиримые баталии за пост министра юстиции РА. Секретариат партии, ответственный за выдвижение кандидата, более месяца не мог утвердить претендента на эту должность. Главы и члены партийных группировок браковали выдвиженцев друг друга, «выплевывая» их, словно шелуху от семечек. Никто никому уступать не собирался, пока в дело не вмешался сам Пашинян.
В свою очередь инцидент в НС и интриги вокруг поста главы Минюста послужили поводом для того, чтобы против Андраника Кочаряна ополчились другие конкурирующие группировки во фракции «ГД». Поползли упорные слухи о том, что Кочаряна хотят сместить с должности главы парламентской комиссии. По сведениям СМИ, этот процесс возглавляет шурин Пашиняна Грачья Акопян, что дает все основания полагать, что инициатива увенчается успехом.
В партии, особенно среди ее относительно молодых членов, давно зрело недовольство поведением «аксакала», который своими искусными интригами и кознями одного за другим дискредитирует даже самых близко стоящих к Пашиняну соратников. А сам, ступая по их головам, все больше и больше приближается к вожделенному премьерскому «телу».
Одним словом, внутри власти заметно бурное кипение, которое непременно приведет к ее трансформации и сформирует новую расстановку сил. На первый взгляд может показаться, что внутриклановая борьба протекает в некотором смысле автономно, вне контроля Пашиняна, и является следствием личностных амбиций его соратников, которые просто стремятся приблизиться к нему и прибрать к рукам больше власти и ресурсов. И что победят в этой борьбе те, которые шустрее соперников, увертливее и сильнее по связям.
ОДНАКО ЭТО АБСОЛЮТНО ПОВЕРХНОСТНАЯ ОЦЕНКА, не отражающая глубинной сути происходящего. А суть в том, что мы имеем дело с системным преобразованием, а точнее, трансформацией режима, и во главе этого процесса стоит именно Пашинян. То, что происходит на наших глазах, – классика жанра постреволюционных стран. И вытекает эта метаморфоза из необходимости выжить в условиях, когда режим уже полностью израсходовал потенциал, некогда позволивший ему утвердиться и поддерживать свою жизнедеятельность.
Речь идет о нескольких фундаментальных уровнях ресурса, которые пашиняновская клика последовательно отработала и сбросила, подобно более не нужным ступеням взлетевшей ракеты.
Первый уровень – это улица, с помощью которой «революционная» свора осуществила переворот и некоторое время держала под прессом все еще сильную оппозицию.
Второй – электоральная поддержка, которая помогла Пашиняну избраться в 2018-м и в 2021-м годах.
Третий уровень – партократия, благодаря которой он «зацементировал» свою власть и имитировал либерализацию управления страной.
Все эти «ступени» израсходованы и исчерпаны им полностью. Улица более ему не принадлежит, более того, стала крайне опасной. Электоральная поддержка растаяла, как шагреневая кожа, и при условии проведения прозрачных выборов «ГД» ожидает крах. Партийная сплоченность уже неэффективна, поскольку подмоченная репутация и несуразное поведение отдельно взятых ее членов разлагает в глазах общества идеологию выстроенной системы. По крайней мере, так считает сам Пашинян.
Партия уже не может быть опорой, ибо в силу кадровой импотенции и скудости интеллектуальных возможностей она является потребителем власти, но никак не ее производителем. В широком смысле партия уже стала обузой для режима. Именно поэтому Пашинян осознанно рушит ее сплоченность и избавляется от нее с целью кооперирования своей власти с олигархами и технократами из правоохранительных и силовых структур.
Учитывая все сказанное, было бы нелогично ожидать, что Пашинян отдаст в жертву партийным «аксакалам» Кярамяна, Ваге Казаряна или Абазяна, как о том мечтают Кочарян, Агазарян и Ко. Ибо только кярамяны, казаряны и абазяны на данном этапе могут пока удержать режим на плаву.
И БЫЛО БЫ КРАЙНЕ НАИВНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ВМЕСТО заматеревшей в системе правопорядка одиозной Србуи Галян Никол назначит на ключевой пост министра юстиции пусть и преданнейшего партийного соратника, но абсолютно дискредитировавший себя персонаж по имени Арпи Давоян.
Пашинян сбрасывает очередную отработавшую ресурс «ступень» своей власти - партию «ГД», и концентрируется на усилении скрепок своей личной власти с технократами и силовиками. Ради этого он готов слить самых одиозных представителей собственной партии, которые еще пытаются остановить этот процесс.
Выражаясь образно, глава режима приступил к процессу размещения остатков своего политического капитала на счетах тех структур и их представителей, которые еще способны в условиях полного общественного недоверия к власти все же на некоторое время продлить ей жизнь.
Делается это наверняка с подсказки и при полной поддержке геополитических центров, которым крайне важно оттянуть время наступления заключительной стадии краха пашиняновского режима, полностью обнулившего вверенный ему в 2018-м колоссальный ресурс доверия. Посему очевидно, что Пашиняну есть еще что сделать в интересах этих сил.
Но это уже совершенно другая тема.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-31 09:26
Анна Акопян совсем скоро уедет учиться за границу. Но почему-то не в Сорбонну, не в Оксфорд или Гарвард, не в Европу и не в Америку, а в Китай. Николопоклонники наверняка скажут, что у честно и скромно живущей семьи Пашинян-Акопян просто не хватило премьерской зарплаты на дорогие западные университеты и что китайское образование сейчас мало чем уступает западному. Вон, дескать, какую экономику и мощную страну отгрохали китайцы благодаря своим прогрессивным образовательным реформам.
-
2025-07-31 09:20
В Армении сложилась уникальная ситуация, прецедентов которой в мире наверняка нет. Восьмой год номинально исполняющая функции власти политическая сила не избавилась от оппозиционной философии, оппозиционного мышления, оппозиционных манер. Не отвыкла от бунтарских замашек и не подавила в себе «улицу», как главный питательный источник своего политического существования. Нынешняя же системная оппозиция обратно пропорционально не научилась работать с массами, не избавилась от кабинетно-галстучного образа мышления и специфики действий.
-
2025-07-26 09:34
Самым омерзительным во всей истории с нападками Никола на ААЦ является не сам по себе этот факт. Николы приходят и уходят, раздавленные грузом собственных амбиций, авантюр, жадности. Николы уходят, их вышвыривают в мусорку историю, а Церковь остается - может, израненная, истерзанная, изможденная, но продолжающая стоять и выполнять свою миссию.
-
2025-07-22 09:30
Ни одной светской власти в Армении никогда не дано было права по собственной прихоти менять католикоса. Конечно, всякая церковноборческая власть по-своему трактовала понятие «право» и стремилась доказать, что в исключительных случаях она полномочна осуществить низложение Верховного Патриарха и «назначение» другого, однако вопрос упирался в механизмы процедуры. Как бы светская верхушка ни желала смены главы Церкви, без иерархов и их согласия низложение одного католикоса и помазание другого не могло считаться легитимным процессом.