КРУЖЕВО ОТ ГИМНАЗИИ КАРЕН ЕППЕ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СИЛЬВЫ КАПУТИКЯН
В Доме-музее Сильвы Капутикян открылась выставка «Кружево: напоминание о гимназии Карен Еппе», приуроченная к 106-летию великой армянской поэтессы. В экспозиции представлены простые, на первый взгляд, но имеющие необычную историю образцы кружевной вышивки.
Часть их давно хранится в Доме-музее и прежде принадлежала Сильве Капутикян, будучи традиционным атрибутом ее нарядов и быта. Другая прибыла сюда всего лишь на месяц и представляет рукодельное искусство армянской мастерицы из США, 96-летней Тагуи Мелконян.
«ВЫБОР КРУЖЕВ В КАЧЕСТВЕ ТЕМЫ НЫНЕШНЕЙ ВЫСТАВКИ НЕ СЛУЧАЕН. Рядом с искусно сотворенными, филигранными стихами Сильвы Капутикян мы захотели выставить не менее искусные произведения рукодельного творчества, традиционного для армян и имеющего важное значение в воспитании и образовании девочек в армянских семьях – отметила на открытии выставки директор Дома-музея Арменуи Демирчян. - Кружевная вышивка занимала особое место и в жизни Сильвы Капутикян. Поэтесса не только собирала их лучшие образцы, зачастую подаренные поклонницами ее таланта, но и сама в юности занималась этим видом рукоделия ».
Сочетание в экспозиции образцов из коллекции Сильвы Капутикян и персональных работ Тагуи Мелконян также не случайно. Как рассказала Арменуи Демирчян, Сильва Барунаковна часто бывала за границей, где посещала армянские общины Спюрка, сохранившиеся еще со времен Геноцида армян сиротские приюты, в которых нашли пристанище и были спасены десятки тысяч армянских детей и женщин. Она также посещала Дома престарелых, где находила чудом выживших в кровавом огне Геноцида соотечественников, помнящих события тех ужасных лет и свои личные истории.
Тагуи Мелконян – одна из прямых потомков жертв и свидетелей Геноцида, которым удалось избежать турецкого ятагана, и не просто выжить, но возродиться и дать продолжение армянской нации на чужбине, вдали от украденной турками родины. История ее родителей – одна из знаковых в летописи Геноцида и связана с именем известного датской миссионерки Карен Еппе, которая, будучи членом Немецкой восточной миссии Йоханнеса Лепсиуса, взяла на себя ответственность за армянских детей в немецком приюте для беженцев Миллет Хан после резни в Урфе в 1895 г. и продолжила опасное по тем временам дело спасения армянских вдов и сирот с 1903 г. до своей кончины в Сирии в 1935 г.
Прибыв в Урфу в 1903 г., 27-летняя Карен Еппе оказалась единственным полевым работником организации «Датские друзья армян» и сразу же взяла на себя миссию по защите и безопасности 300 армянских сирот в германском лагере беженцев. В 1915 г., в самый разгар массовых убийств армян младотурками и этнических чисток, она не просто помогала невинным людям, но предоставляла им приют в своем доме, выдавая их за арабов и курдов, несмотря на угрозы турецких военных. Она организовала доставку еды и воды тысячам армян, которых турки гнали через Урфу в пустыни Сирии.
Более того, Карен Еппе проделала и другую, важную для сохранения армянской нации работу. Она исколесила тысячи километров по пустыням, выискивала плененных армянских женщин и детей, зачастую выкупала их из гаремов арабов-бедуинов или помогала им бежать. В тот период по всей пустыне звучал лозунг «Один армянин – один золотой». В этом опасном, но жизненно важном деле ей помогал ее приемный сын Мисак Мелконян.
КАК РАССКАЗАЛА НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ДРУГ СЕМЬИ ТАГУИ МЕЛКОНЯН, писательница из Сирии, член Союза писателей Армении Перчуи Аветян, отец Тагуи и был тем самым Мисаком Мелконяном - армянским юношей, которого Карен Еппе усыновила через несколько лет после приезда в Урфу. Мисак работал у Эппе водителем, и когда однажды обессилевшая миссионерка сказала, что не в силах больше выполнять эту работу, он ответил: «Матушка, не отказывайся, я возьму это на себя, и как бы ни было трудно, я все сделаю для освобождения детей моего народа».
«Когда Карен Еппе собирала по всей пустыне Дер-Зор армянских девочек-сирот, среди них была и Луси, которую миссионерка также удочерила. Вернувшись в приют, она представила девочку сыну Мисаку и сказала: «Это твоя будущая невеста». Когда Луси повзрослела, они действительно поженились, создали семью, родили детей, продолжив армянский род. Одна из их детей и есть Тагуи Мелконян, - рассказала Перчуи Аветян. - В 1921 г. Карен Еппе основала в Алеппо армянскую национальную гимназию, где получили образование тысячи наших соотечественников. Девочки обучались традиционному армянскому рукоделию, в том числе и кружевному искусству. Работы ее подопечных нередко отправлялись в Данию и другие страны на продажу, а сумму с прибыли Карен Еппе тратила на нужды приюта и гимназии. Наша тетя Люся – спасенная из гарема сирота Луси - обучилась вязанию кружев в гимназии, а затем обучила ему свою дочь Тагуи, которая, несмотря на свой преклонный возраст, нет-нет да и радует нас новыми прекрасными образцами этого вида рукоделия».
Карен Еппе удалось спасти не только около 20000 армянских детей, но и их язык, веру, культуру, ремесла, а с ними и их национальную идентичность. Благодаря своей преданности армянскому народу наши соотечественники – ее подопечные, назвали ее «Еппе майрик» - матушка Еппе.
ПЕРЧУИ АВЕТЯН ТАКЖЕ ПРЕДСТАВИЛА НЕКОТОРЫЕ ИЗ СВОИХ КНИГ, одна их которых «Мисс Еппе майрик» рассказывает о деятельности Карен Еппе и спасенных ею армянских сиротах. В ней есть архивные фотографии, в том числе автомобиля марки «Форд», который не раз выходил из строя во время поиска детей-армян в пустыне.
Выставка «Кружево» - напоминание о гимназии Карен Еппе состоит из двух частей. Как отметила Арменуи Дарбинян, одна включила кружева из коллекции Сильвы Капутикян, другая вошла в экспозицию благодаря невестке Тагуи Мелконян – тикин Лиане.
- Представленные кружева использовались в качестве украшения одежды и декора для домашней утвари. Среди них воротнички, манжеты, салфетки, скатерти и т.д. Кружево – одно из лучших проявлений декоративно-прикладного искусства, народного творчества и художественной мысли. Сама Сильва Капутикян в юности занималась кружевоплетением. Несколько ее работ есть в экспозиции. – Интересно, что поэтесса любила изношенные вещи, так как считала, что, если вещь потрепанная, значит ее многократно использовали, она принесла пользу и обладает особой ценностью. Как и ее стихотворения, литературные сборники, книги, которые остаются нужными и ценными, пока их знает, помнит и читает наш народ, - представила выставку Арменуи Демирчян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-04 09:48
8-й Ереванский международный фестиваль короткометражных фильмов, прошедший с 26 по 30 июня, охватил 5 календарных дней и 2 города – Сисиан и Ереван. Первые три дня участников и гостей из Армении и зарубежных стран принял на своей земле Сисиан – один из древних армянских населенных пунктов с самобытной историей и культурой. В последние два дня смотр фильмов в коротком метре переместился в Ереван, где и подвел итоги.
-
2025-07-04 09:44
Сегодня трудно найти человека, работающего с компьютером и не пробовавшего хоть раз использовать искусственный интеллект и его инструменты. В числе последних особенно выделяется самый популярный сегодня чат-бот ChatGPT, успевший доказать свою многофункциональность и большой прикладной потенциал во многих сферах человеческой деятельности.
-
2025-07-02 10:41
В Музее-Институте Геноцида армян (МИГА) состоялось подведение итогов очередного детско-юношеского конкурса "Армат ев Цил" (Արմատ և Ծիլ) 2025 года, что в переводе с армянского означает "Корень и Росток". В рамках конкурса школьники представили истории своих семей, составленные на основе реальных событий, семейных архивов и рассказов о своих предках.
-
2025-06-28 09:57
Известный дизайнер, художник, основатель и руководитель культурного центра «Терян» Лилит Меликян, как всегда, отличилась оригинальностью. В свой юбилейный день рождения она решила не ждать подарков, а самой преподнести сюрприз родным, близким, коллегам и поклонникам своего творчества. Сюрприз удался. Открывшаяся в Союзе художников Армении персональная выставка работ Лилит Меликян вышла за рамки обычной экспозиции и «ожила» на глазах у гостей. В зале «Мартирос Сарьян» на 2-м этаже СХ публика стала свидетелем необычного арт-шоу. Развешанные на стенах картины Лилит вдруг обрели своих «двойников» в виде современных таразов и, украсив девушек-моделей, начали «передвигаться» по всей территории, то приближаясь к картинам-близнецам, то вступая в контакт с другими полотнами выставки, созданными этой самобытной художницей.