ДВЕ ВЕЛИЧИНЫ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Первая встреча двух талантливых сынов армянского народа Сергея Параджанова и Маркоса Григоряна состоялась в 1988 г. в Нью-Йорке, дав толчок интересной истории, которая спустя 37 лет снова свела их. Раскрылась она буквально днях, в рамках выставки "Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи", организованной в Музее литературы и искусства им.Чаренца.
КАК РАССКАЗАЛА ДИРЕКТОР ЭТОГО ОЧАГА КУЛЬТУРЫ СЮЗАННА ХОДЖАМИРЯН, ОСЕНЬЮ 1988 г. именитый кинорежиссер и художник-коллажист Сергей Параджанов получил эксклюзивное приглашение принять участие в 26-м Международном кинофестивале в Нью-Йорке. Это событие, произошедшее в период горбачевской перестройки, стало лучом света для Параджанова, который годы провел в самых суровых тюрьмах Советского Союза, не имея возможности даже мечтать о выезде за пределы страны.
Маэстро сразу же согласился лично представить на фестивале в США свой фильм "Ашик-Кериб". В один из фестивальных дней он познакомился в Нью-Йорке с Маркосом Григоряном, который к тому времени был не только известным художником, основоположником так называемой "земляной живописи", но и преуспевающим галеристом, владельцем галереи "Горки", в которой выставлял произведения неповторимого Аршила Горки, а также других талантливых армянских мастеров кисти и деятелей других видов искусства. Здесь же Григорян экспонировал и ковровые образцы, предметы быта и этнографического искусства из своей частной коллекции, начало которой было положено им еще в годы жизни в Иране.
Как вспоминал позже известный оператор Альберт Явурян, Сергей Параджанов и Маркос Григорян сразу подружились. Всего за пять дней пребывания Параджанова в США Григорян сумел показать ему все великолепие Нью-Йорка.
"Более того, Маркос Григорян подарил Параджанову довольно дорогую кинотехнику, желая поддержать этого неординарного, смелого, свободного в своем творчестве мастера․ Режиссер не остался в долгу, и, вернувшись в Тбилиси, решил отправить своему новому другу ответный подарок - ковер с символикой пчел, который у армян называется "мегвакарпет", и сообщил Маркосу Григоряну, что делает это втайне от советских властей. Вскоре он получил письмо из Нью-Йорка, к которому была приложена фотография с изображением самого Маркоса, стоящего с перекинутым через плечо ковром, и заметкой, что "секретный груз доставлен", - раскрыла фишку выставки Сюзанна Ходжамирян. - В прошлом году мировая общественность отметила 100-летие со дня рождения Сергея Параджанова. В 2025 году исполняется вековой юбилей Маркоса Григоряна, и нынешний проект для нас символичен, так как один экспонат сумел подчеркнуть большую дружбу двух великих сынов армянского народа".
ВЫСТАВКА "МАРКОС И ПАРАДЖАНОВ. СКАЗ ОБ ОДНОЙ ВЕЩИ" ТАКЖЕ ПОЗВОЛЯЕТ раскрыть одну из важных граней многовекторной деятельности Маркоса Григоряна. Кроме огромного наследия в живописи и коллекционировании он оставил след и в сфере кино, что также роднит его с Параджановым. Известно, что в период жизни в Иране, в 1950-х гг., он снялся в ряде фильмов под псевдонимом Марк Грегори. Как отметила научный сотрудник Музея литературы и искусства им. Чаренца Зара Мокацян, сегодня эти фильмы недоступны общественности, так как снимались в Иране времен правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда иранский кинематограф равнялся на Европу и, по словам самого Маркоса Григоряна, "когда женщины ходили с обнаженными руками"․
Семья Маркоса Григоряна в годы Геноцида армян бежала из Карса и добралась до России, где обосновалась в Кропоткине (Краснодарский край)․ Маркосу было 5 лет, когда в 1930 г. родители приняли решение переехать в Иран. После окончания начальной школы он в 1950 г. выехал в Италию и продолжил образование в Академии изящных искусств Рима. Завершив учебу в 1954 г., он вернулся в Иран, открыл в Тегеране галерею и развернул широкую деятельность как художник и коллекционер. В 1958 г. под эгидой Министерства культуры страны он организовал первую Тегеранскую биеннале. Маркос Григорян также преподавал в Академии художеств Тегерана и пользовался большим уважением и почетом среди коллег. Приверженец современных взглядов, он стоял у истоков становления и развития современного искусства в Иране, возглавил движение авангардистов, что даже в "свободный период" в стране выходило за рамки традиционной иранской действительности․
Иран был слишком мал для склонной к экспериментам натуры Маркоса Григоряна. И вскоре он вновь отправился в Рим - "за глотком свежего воздуха", где не только продолжил рисовать, но и заложил основу своей будущей коллекции. Маркос Григорян увлекся ковроткачеством, начал углубленно изучать не только технологию и процесс изготовления ковров, но и их орнаменталистику, символику, содержание. Здесь же, в Италии, он вновь снимается в нескольких фильмах, однако кино, несмотря на частые приглашения режиссеров и его "экранную" внешность, не становится смыслом его жизни.
ПЕРЕЕХАВ В 1960-х гг. В НЬЮ-ЙОРК, МАРКОС ГРИГОРЯН СОЗДАЕТ НОВОЕ ИСКУССТВО - свою "земляную живопись", в которой в жанре коллажа умело сочетает камни, песок, глину, фрагменты дерева, солому, грунт разных цветов и фактур, сочетая их с предметами быта разных эпох и народов. Необычное искусство, также вызывающее параллель с Параджановым, привлекает всеобщее внимание, и вскоре известные американские музеи и галереи начинают покупать его оригинальные работы. На вырученную сумму Маркос Григорян расширяет свою коллекцию.
В дальнейшие годы он вновь отправляется в Иран, затем возвращается в США и неожиданно для всех и, возможно, для самого себя, принимает решение репатриировать в Армению, где продолжает творить до своей смерти в 2007 г. Первая выставка его работ состоялась в Ереване в 1991 г., после чего он подарил свои работы и личную коллекцию из нескольких тысяч образцов правительству Армении. Его дар хранится в Музее литературы и искусства им. Чаренца в качестве отдельной коллекции и сегодня известен как Музей Среднего Востока (коллекция Маркоса Григоряна), однако в этом году обретет свое отдельное помещение в одном из исторических зданий Еревана по адресу улица Анрапетутян, 32 - в качестве филиала Музея литературы и искусства. Об этом на днях был подписан меморандум между МОНКС РА и мэрией Еревана.
Почетный гражданин Еревана, Маркос Григорян не успел увидеть свои работы и коллекцию воплощенными в отдельный музей на исторической родине, однако широкая публика скоро получит возможность соприкоснуться с жизнью, деятельностью и талантом этого самобытного художника и знатока искусства Востока.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-22 11:07
Действующая при Палате архитекторов Армении Студия архитектуры и искусства отметила свой 30-летний юбилей. В отличие от традиции получать подарок в свой день рождения, студийцы сами преподнесли его всем, кто хоть как-то причастен к этой студии – своим педагогам, родителям, друзьям и поклонникам детско-юношеского творчества. Открывшаяся на втором этаже Палаты выставка стала сюрпризом для приглашенных гостей и откровением для руководства самой организации.
-
2025-05-21 10:23
19 мая в Армении отметили День памяти жертв геноцида понтийских греков. В Музее-Институте Геноцида армян (МИГА) состоялись мероприятия, приуроченные к этой трагической дате дружественного народа, разделившего с нами общую судьбу. С раннего утра у Мемориала памяти жертв Геноцида армян 1915 г. в Цицернакаберде собралось много людей. Почтить память греков, погибших в начале ХХ в. от турецкого ятагана, пришли директор МИГА, кандидат исторических наук Эдита Гзоян и сотрудники Музея-Института, консул Республики Греция в РА Эммануил Асимакопулос, бывший вице-спикер парламента, член Исполнительного органа Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов, члены Союза греческих общин Армении во главе с председателем Марией Лазаревой и другие. Присутствующие возложили цветы к вечному огню и прочитали молитву «Отче наш».
-
2025-05-20 09:52
Каждое из полотен Самвела Тавадяна, будь то живопись или графика, это возвращение домой, в Арцах. Именно там, на родине, после злосчастной осени 2023 г. остались село Цоватех, где он родился и вырос, близкий сердцу Шуши, где произошло его становление как художника, его дом, в котором никогда не затухал очаг, наконец, мастерская и сотни картин, утерянных в водовороте войны. Из около 300 работ Тавадяна не спаслась ни одна. Их судьба остается неизвестной до сих пор. Мрачные 44 дня войны 2020 г. заставили художника замолчать и, как казалось, надолго, настолько глубокой была его рана, опустошена душа и разбито сердце. После потери Шуши и связанной с ним целой жизни длинною в четверть века Самвел не находил в себе сил, чтобы вновь вернуться к краскам и холстам, а с ними и к новой странице творчества. Перелом произошел в 2021 г., когда основанный в Ереване Гадрутский культурно-молодежный центр "Дизак Арт" решил возобновить один из традиционных проектов –Международный симпозиум "Цвета Дизака", который до войны был гордостью не только Гадрута, но и всего Арцаха.
-
2025-05-19 09:25
В Музее истории Армении возобновилась работа очередного, вставшего годы назад на реконструкцию зала. Открытие в нем постоянной выставки «По вехам восстановления государственности: ХV–ХVIII века» состоялось вечером 17 мая, в рамках проекта «Ночь музеев». Познакомиться с этими ключевыми страницами истории нашей страны пришли как ереванцы и жители других регионов, так и зарубежные гости.