Последние новости

УЧЕНЫЙ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ НИКОГДА НЕ ПРЕРЫВАЛ СВЯЗИ С РОДНЫМ АРЦАХОМ

К 120-летию рождения академика Андроника Иосифьяна

Продолжение. Начало здесь.

Между тем в жизни ученого наступил нелегкий период. В 1937 году его отец, в то время работавший директором школы, был арестован. Один из односельчан, «идейный комсомолец» написал на Гевонда Грикоровича донос, якобы, он читает детям в школе запрещенного тогда Чаренца. Разбираться не стали, тем более, что семья Овсепянов числилась в «классовых» и подверглась раскулачиванию в 1925-1927 годах.

ГЕВОНДА АРЕСТОВАЛИ И УВЕЗЛИ В КОНЦЕНТРАЦИОННО-ПЕРЕСЫЛОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ В АГДАМЕ. Там, по рассказам очевидцев, он был застрелен конвоиром при не до конца выясненных обстоятельствах. Место его захоронения неизвестно. Андроник пытался отыскать его дело, но, насколько известно, не нашел, и обстоятельства гибели Гевонда Грикоровича так и остались семейной легендой.

Что касается самого изобретателя, то благодаря «снисходительности» Иосифа Сталина, Андроник Гевондович был исключен из Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б) и понижен в должности до простого рабочего. «Такие ученые, как товарищ А. Иосифьян, должны остаться в живых и служить своей родине до конца своих дней», - якобы сказал Сталин.

После нескольких лет успешной работы над новыми изобретениями правительство восстановило товарища Иосифьяна в рядах партии и даже повысило его в должности. Осенью 1941 г. он был назначен директором Московского государственного завода № 627 - военного завода, который дал фронту несколько десятков тысяч электрических машин и аппаратов. Свой первый орден Ленина он получил 1942 году, в 37 лет. С этого же момента все разработки А. Иосифьяна и он сам были полностью засекречены.

В дальнейшем завод перерос во Всесоюзный НИИ электромеханики (ВНИИЭМ), куда он сумел привлечь много талантливых ученых и инженеров, и который вскоре начали называть электротехнической империей. Этим институтом Андроник Гевондович руководил более 35 лет. Теперь ВНИИЭМ носит имя своего создателя.

Иосифьяну удалось расширить профиль института. Главный конструктор создал электрооборудование для баллистических ракет,  взялся за разработку искусственных спутников Земли (ИСЗ), среди которых - экспериментальные метеорологические спутники «Космос-122», «Космос-144», «Космос-156» и космические спутники «Омега», «Метеор».

Наконец, были разработаны серия асинхронных двигателей, первая в СССР малогабаритная ЭВМ «М-3». Что касается последней, мало кто верил, что ВНИИЭМ освоит новую область техники. И приходится только удивляться смелости 56-летнего А. Иосифьяна, поставившего и решившего эту задачу. Кстати, модернизация «М-3» в дальнейшем в Ереване послужила «закваской» для армянских ЭВМ «Арагац» и «Ереван» в ЕрНИИММ.

ГОВОРИЛИ, ЧТО У ИОСИФЬЯНА БЫЛ ОСОБЫЙ НЮХ НА ТАЛАНТЫ, и в каждом из них он умел зажигать божью искру, о которой обладатель и не подозревал. Он очень ценил сотрудников, был внимателен к их проблемам, а в критические моменты вставал на их защиту. Так, вопреки требованиям Лубянки, он отстоял (т. е. не уволил с работы) прекрасных специалистов - д. т. н. Сорокера, Шереметьевского, Кагана, Алексеевского. Кстати, последнего он направил в Ереван, где Вадим Алексеевский вскоре стал директором создаваемого в Армении ВНИИКЭ - филиала ВНИИЭМ.

Из послевоенного периода деятельности А. Иосифьяна стоит особо отметить историю с американским самолетом Б-29 (прозванным «летающей крепостью»), совершившим из-за повреждений вынужденную посадку на Дальнем Востоке. И. Сталин поставил перед авиаконструктором Туполевым задачу: полностью скопировать этот самолет. В то время авиационной промышленности СССР было не под силу взяться за воспроизводство сложнейшего электрооборудования Б-29, и министр Кабанов это прекрасно понимал.

Однако А. Иосифьян пошел на прием к Маленкову и попросил поручить ему эту работу. Когда, к удивлению многих, разработки были успешно завершены, Андроника Иосифьяна в очередной раз обделили, наградив Сталинской премией I степени лишь министра. Ведь обратившись напрямую к Маленкову, Андрон (его псевдоним по закрытым тематикам) проигнорировал позицию министра, но в случае неудачи, спрос, конечно, был бы и с министра тоже.

Понятно, что у министра появился большой  «зуб» на Андрона за эти его, как он считал, «авантюры», и он, -  это известно, -  лично вычеркнул Иосифьяна из списка награжденных. Все прекрасно знали ключевую роль Андроника Иосифьяна в этих работах, но связываться с министром не стали.

Кстати, аналогичные отношения у Андрона были со всеми министрами электротехнической промышленности - из-за постоянных «прорывных идей». И как только возник повод – 70-летие, он был снят с должности директора ВНИИЭМ несмотря на ордена, заслуги и легендарность.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ ВКЛЮЧИЛ ИОСИФЬЯНА в созданный им Совет главных конструкторов, и он стал главным конструктором в части разработок электрооборудования космических аппаратов, баллистических ракет.

У Королева Андроник Гевондович был главным конструктором по электрическим и электромеханическими системам, по королевским тяжелым «пакетникам» легендарной пилотируемой серии «Восток», и менее известной супертяжелой Р-16, при взрыве которой на стартовой площадке в 1960 г. погибла вся правительственная комиссия во главе с маршалом Неделиным. Сам Иосифьян тогда чудом остался жив: за 15 мин до трагического запуска он отошел в бункер покурить, а курил он много, 2-3 пачки «Беломора» в день.

Вместе с тем он был главным конструктором электромеханических систем ракет академика Михаила Янгеля с 1950-х годов, почему Королев и называл его «главным электриком всех ракет». С академиком Янгелем у Андроника были не только деловые, но близкие дружеские отношения, они даже были соседями по дачам в Барвихе.

А. Иосифьян был также председателем Научного совета по космической электро-радиотехнике и электронике АН СССР. В 1961 году надежно сработавшее во время полета Юрия Гагарина электрооборудование космического аппарата было разработано под руководством А. Иосифьяна. Как говорили в то время, в водах великих «трех К» (Курчатов, Королев, Келдыш) мало кому довелось плавать. Одним из этих немногих был Андроник Гевондович Иосифьян.

Перечень его наград впечатляет: 4 ордена Ленина, 2 ордена Трудового Красного Знамени, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Государственной и Ленинской премий СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР и Армянской. ССР, академик АН Армянской ССР (трижды избирался ее вице-президентом), академик Академии космонавтики им. Циолковского.

Russia-Arthakh.ru

По материалам:

Рудольф Оганян, «Андраник Иосифьян – человек-легенда»;

Лилит Мкртчян, «Душа, соединенная c небом», и другим.

Продолжение следует

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ