Последние новости

ТАИНСТВЕННЫЙ МИР АРАКЕЛА АРАКЕЛЯНА

"Писать, играть и жить - взаимозаменяемые реальности" - эти слова мексиканского писателя Октавио Паса можно использовать как эпиграф к жизни и творчеству живописца, заслуженного художника Армении Аракела Седраковича Аракеляна. Напомним, что скончался он в 1991-м, прожив неполных 64 года, а в 2017-м ему бы исполнилось 90 лет. Память воскрешает именно все светлое, мажорное, и потому невольно вспоминаются строки Поля Элюара:

Прощай же, грусть,

и здравствуй, грусть.

ОТЕЦ ХУДОЖНИКА, ПРИЗНАННЫЙ КЛАССИК АРМЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА, еще при жизни сына был увековечен в барельефе на стене дома, где ныне проживают вдова и сын Аракела Аракеляна. Художник потерял отца, но передал семье и друзьям мифы о Седраке Аракеляне. Человек скромный и сдержанный, С.Аракелян тем не менее был наделен исключительной романтичностью натуры, что и привело его от подручного портного в Тифлисе к искусству. Ну а в жизни он воспылал неземной, чисто платонической любовью к какой-то баронессе и дарил ей охапки белых роз, даже не рассчитывая на взаимность. Но вот он переехал в Ереван, где в более чем зрелом возрасте нашел наконец свою избранницу и, пригласив ее в кафе, признался в любви в коротеньком письме на спичечном коробке. Сын вспоминал, как во время недолгих разлук отец посылал жене трогательные письма и вместе с ним разрисовывал поздравительную газету к 8 Марта.

Аракел Аракелян, потеряв отца в 14 лет и став фактически главой семьи, не впал в депрессию, не ныл и не жаловался. Присущий ему оптимизм и юмор помогли пережить тяжелую утрату, завести множество друзей. В институте он учился у Ованеса Зардаряна, Арпеник Налбандян, Бабкена Колозяна. В "Автопортрете", созданном им в студенческие годы, предстает облик черноволосого юноши в белой рубашке с черными усами. Но всем знаком его другой облик: длинные седые кудри обрамляют худое горбоносое лицо с седыми висячими усами. Ов.Зардарян писал с него портрет Уильяма Сарояна, его сравнивали внешне с Ханзадяном и даже Эйнштейном, приглашали сниматься в кино. А на бензоколонках обслуживали в первую очередь - впечатляющая внешность приковывала к себе внимание и была частью его художественного и человеческого имиджа.

А вот в "Портрете Аракела", написанном собратом по кисти Э.Арцруняном в 1986 году, за пять лет до смерти Аракела Седраковича, видим больше печали и безнадежности, будто автор увидел того старше и изможденнее его реального облика, хотя налицо все атрибуты, постоянно окружавшие героя в мастерской, - джезве с остатками кофе, кофейная чашка, карты, поскольку любил раскладывать пасьянсы, и неизменная гитара в руках!

 Заслуженный художник Армении Аракел АракелянХОТЯ А. АРАКЕЛЯН ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ С 1952 ГОДА, однако в 1955 году своей дипломной работой "По ту сторону Аракса" (руководитель Ов.Зардарян) заявил о себе столь впечатляюще, что о полотне писали в газетах и журнале "Советакан Арвест". Композиция изображает троих невеселых людей - сидящего на земле босоногого старика, женщину в платочке, расчищающую землю от камней, и юношу, облокотившегося на ярмо, снятое с усталого быка, с тоской глядящего в другую (советскую) сторону Аракса. Впечатляли и полные невеселых дум герои картины, и каменистая земля и горы, и серебристо-синий колорит, и небо с разорванными облаками. Удивительно, что в дальнейшем А.Аракелян не так часто писал портреты и композиции (разве что в графических работах-шаржах), почти целиком сосредоточившись на пейзажах.

Домочадцы вспоминают, что писал художник легко и быстро, только не любил, когда надо было успеть сдать работу к определенному сроку. Изо всех времен года любил позднюю осень и раннюю зиму, загодя готовился к выезду на плэнер, даже приобрел унты, чтобы ноги не мерзли. Дитя природы, он любил охоту и рыболовство.

Уже в 1956 году, в дни Декады армянского искусства в Москве, были экспонированы три его работы: "Пейзаж", "Пасмурный день" и "Зима". С 1958 года он - член СХ Армении.

Затем были выставки в Ереване - тематические, одной работы, юбилейные. Кстати, на выставке одной работы в 1978 году художник получил приз - медаль за лучшую картину. Участвовал в выставках в Германии, Франции, Бейруте, в ряде закавказских экспозиций, и в активе художника всегда были хвалебные отзывы.

Что бы ни изображал художник - водную гладь Севана, горы и церковные комплексы, голое, чахлое деревце со срубленными сучьями - символ одиночества, стирающего пот со лба усталого пахаря, многоступенчатые пейзажные композиции, шоколадную принцессу из Камбоджи, прекрасную обнаженную девушку, знаменующую собой день победы над фашизмом, "Скорбь" к годовщине Геноцида (весьма характерный портрет Р.Адаляна), своего маленького сына в красной рубашке, - везде чувствуется лишь ему присущий почерк. И манера его узнаваема настолько, что его многочисленные изображения Арарата легко распознаются среди прочих и украшают госучреждения и частные коллекции во многих странах мира.

Аракел Седракович и в жизни, и в творчестве не старался выделиться чем-то особенным, поразить оригинальностью и неординарностью. Это получалось само собой и было одной из тех тайн, которые потом и формируют в памяти облик человека, способствуют созданию мифов о нем. И неудивительно, что именно он, тронутый поддержкой Шарля Азнавура в дни трагического землетрясения в Армении, идет к нему в гостиницу подарить одно из изображений Арарата. Жить ему оставалось меньше трех лет, но думал больной художник не о себе - о помощи Азнавура Армении, которая была сродни подвигу. Великий певец долго и благодарно смотрел на работу, потом сказал: "Вижу теперь, что должен сделать свой дом армянским".

А КАКОЙ РАЗНОЙ И НЕПОВТОРИМОЙ БЫЛА СЕДАЯ ВЕРШИНА БИБЛЕЙСКОЙ ГОРЫ в работах художника - освещением, очертаниями, цветовой гаммой, однако схожей своей мощью, уникальностью и той тайной, которая наличествует в вечно действенном и активном символе. И природа согрета теплом тонкой, трепетно раскрытой навстречу жизни души художника. Горы с монастырскими комплексами, виды Ехегнадзора, водная гладь Севана с камнями и чахлой растительностью на берегу, сочетание цветущих деревьев с убогими домишками, интенсивных красок - с пастельными. Все разнообразно, один пейзаж нисколько не сливается с другим. Само пещерное село Хндзореск давно опустело, но сохранится надолго красочное полотно кисти Аракела Аракеляна.

Во время поездки по Армении живописец увидел в Гетапе трогательную картину: потерявший подругу аист остался зимовать, не улетел, как обычно, в теплые края. Тема аистов в гнезде, на каких-то каркасах часто варьировалась в творчестве художника, но "Пейзаж с аистом" - с одинокой, как бы осиротевшей птицей стоит особняком.

Нам, живым, тяжело обращаться к последним месяцам жизни художника, проведенным в больнице, в тисках тревоги и боли, но нельзя обойти вниманием его "Больничный дневник". Уже на смертном одре он бросил вызов той, с косой, которая подкрадывалась все ближе и дышала в лицо своим страшным дыханием. Мастер решил не сдаваться. Попросил жену, неотлучно находящуюся при нем, принести фломастер и картон и стал создавать свои автопортреты. Вот он в образе распятого Христа ("чтоб мои подкашивались ноги под тяжелым бременем креста"), вот в доспехах Дон-Кихота. И огромный шприц, и пальцы ног, что по-одному отсекались из-за начавшейся гангрены, и его неповторимое лицо.

... лицо

куда непостижимей и надежней

души, которая за ним живет.

(Х.Борхес)

Говорят, кораллы умирают бледными, но творец становится все выше и значительней - природа не допускает умаления добра, она компенсирует смерть памятью реальных или мифологизированных событий. Ну а творчество, оно само по себе времени не подвластно.

Из области преданий, но достоверных и посещение Владимиром Высоцким в Армении мастерской живописца, известность которого выходила далеко за пределы Армении. И если Высоцкий кричал на весь мир о боли за человека, взахлеб делил его страдания, то творения А.Аракеляна всегда были проникнуты улыбкой - озорной ли, печальной ли, с налетом всепрощающего снисхождения к человеческой природе. И было таинственное притяжение друг к другу двух мастеров, душ "бродяг и артистов", с их неподдельным участием ко всем в этом мире.

Мифы искусственно можно создать лишь на время. И кроме того, "в гамме мировых мер есть такая точка... точка искусства" (В.Набоков). Она определяет начало отсчета в истории. И высшее милосердие в том, что конец никому не известен. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ
      2012-11-22 00:00
      1426

      Книги все еще горят, уподобляясь то распустившимся розам то распустившимся демонам. Кавадзи РЮКОЖадность в воплощении творческих замыслов, поистине неиссякаемых и постоянно фонтанирующих, - смысл жизни писателя, издателя, главного редактора журналов "Меценат и мир", "Арагаст", фотохудожника Левона ОСИПЯНА. И вот перед нами три тоненькие сувенирные книжки, оформленные уникальными фотографиями и изданные Л.Осипяном. Книжки настолько красочны внешне, что привлекут внимание даже не самого заядлого книгочея, а это немалое достижение в наше время, далекое от увлечения интеллектуальными занятиями.

    • СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ
      2009-12-21 16:50
      840

      К 125-летию со дня рождения Седрака АРАКЕЛЯНА Как-то у некоего народного артиста России мужики спросили: "Знаем, что ты народный артист, а вот когда заслуженным станешь?"  Заслуженный деятель искусств Армении Седрак Аракелян всегда являлся народным художником, и это обстоятельство было несомненным для всех - художников, искусствоведов, представителей интеллигенции и простого народа. Это безоговорочное признание он заслужил искренностью и правдивостью своего искусства, в которое вкладывал все порывы своей души, зоркость глаза и виртуозное владение кистью. И лучше всего это подтверждается словами патриарха нашей живописи Мартироса Сарьяна: "Что же получится, если в один прекрасный день из экспозиции Ереванской картинной галереи убрать этюды Аракеляна!.."






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ОГАНДЖАНЯНА
      2020-05-26 13:22
      755

      15 мая на 69-м году жизни безвременно ушел от нас Сергей Беникович Оганджанян. За годы сотрудничества с редакцией «Голоса Армении» он опубликовал целый ряд статей, посвященных армянским ученым, достижениям инженеров и конструкторов Ереванского НИИ математических машин, связанных с разработкой многих вычислительных комплексов, эксплуатируемых как в СССР, так и в странах СЭВ. Многое из этих материалов докладывалось на международных конференциях, публиковалось в российских научных изданиях.

    • СПОРТИВНЫЙ ПЕДАГОГ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
      2020-05-25 18:00
      581

      Несмотря на тревожную ситуацию с эпидемией коронавируса, в Армении возобновился национальный футбольный чемпионат. В связи с этим уместно будет вспомнить человека, внесшего большой вклад в развитие отечественного спорта, особенно футбола, – Эдуарда Григоряна.

    • ЛЕВ ЗИЛЬБЕР, ГЕНИАЛЬНЫЙ ВИРУСОЛОГ, ПОБЕДИВШИЙ ВСПЫШКУ ЧУМЫ
      2020-05-25 12:09
      867

      Ученый Лев Зильбер стал основоположником советской медицинской вирусологии и создателем первой в Советской России вирусной лаборатории. Академик, получивший международное признание, лауреат Сталинской премии и ордена Ленина трижды отсидел по тюрьмам и лагерям СССР. В 50-е в ходе рентгена грудной клетки Льва Александровича молодая врач поразилась множеству сломанных ребер ученого, на что он ответил, что всему виной автокатастрофа. Ни на одном из допросов, невзирая на самые жестокие пытки, Зильбер не подписал вменяемые ему признания и ни разу не согласился оклеветать коллег.

    • Председателем Национального Собрания Арцаха 7-го созыва избран Артур Товмасян
      2020-05-21 12:08
      398

      Председателем Национального Собрания Арцаха 7-го созыва 21 мая избран Артур Товмасян, представляющий фракцию блока «Свободная Родина».