НЕ ВЕШАЙТЕ НОС НА КВИНТУ
В Доме-музее Арама Хачатуряна прошла презентация книги "Струны жизни". Автор биографического издания – заслуженная артистка Армянской ССР, известная скрипачка, прекрасный педагог и прекрасной души человек Зоя ПЕТРОСЯН. В этот день поздравить автора с выходом книги пришли родные, друзья, коллеги и, конечно, поклонники ее таланта.
ОПУБЛИКОВАНИЕ СВОИХ МЕМУАРОВ ЗОЯ СААКОВНА ОТМЕТИЛА В ЭТОМ столичном очаге культуры не случайно. С Арамом Хачатуряном ее связывает давнее воспоминание или, как она пишет, "большое событие в жизни": "Арам Ильич Хачатурян баллотировался в депутаты Верховного Совета Армении, в связи с чем проходили его встречи с трудящимися. Встречи заканчивались концертами из его произведений. В одном из таких концертов я выступала с исполнением его известного B-dur танца. Арам Ильич после концерта, видимо, довольный моим выступлением, написал на библиотечных нотах "Талантливой скрипачке Зое Петросян на память от автора". Этот бесценный дар она бережно хранит в личном архиве и подумывает передать его Дому-музею великого композитора.
Зое Петросян сейчас 87 лет – ровно на стольких пронумерованных страницах (с 3 по 90) она и разместила свои воспоминания о жизни и пройденном пути, семье, исполнительской карьере, педагогической деятельности, партнерах-концертмейстерах. И, конечно, о двух самых важных людях в ее интересной творческой жизни – многоопытном Дмитрии Лекгере и великом Давиде Ойстрахе, вырастивших из нее замечательного музыканта. Книга написана легко, лаконично, с большим юмором и философской глубиной. Она преисполнена благодарности людям, подарившим Зое Петросян счастье посвятить себя музыке. В ней есть сожаление об утраченной эпохе, оценка явлений прошлого и настоящего, но больше всего подкупает удивительный оптимизм и упорство, с которыми Зоя Сааковна прошла свою богатую событиями и впечатлениями жизнь и которые удерживают ее в музыке и сегодня.
Как-то раз музыковед Армен Будагян, работая над очередным биографическим трудом, попросил Зою Петросян написать главу о Дмитрии Лекгере. Будагян не просто похвалил ее за удачный писательский дебют, но и посоветовал бросить скрипку и начать писать. Все рассмеялись, вскоре шутка, казалось, была забыта, но именно на основе воспоминаний о Легкере и была в дальнейшем построена книга "Струны жизни". Кстати, о ее названии. Как отмечает сын Зои Петросян, один из талантливейших режиссеров конца ХХ века Рубен Туманян, по поводу заголовка был объявлен "внутрисемейный тендер". Каждый член семьи должен был выдвинуть свою версию, Рубен предложил "Не вешайте нос на квинту". Эту фразу заплаканной Зое сказал Давид Ойстрах, после того как юную скрипачку из Армении по ошибке зачислили в класс другого педагога в Московской консерватории: разобравшись в ситуации, прославленный музыкант взял Зою Петросян под свою педагогическую опеку. Однако сама автор решила назвать книгу иначе – "Струны жизни", словно желая подчеркнуть тонкость всех чувств, эмоций и размышлений, сопровождавших ее с момента рождения до сегодняшнего дня.
СВОИ МЕМУАРЫ ЗОЯ ПЕТРОСЯН НАЧИНАЕТ ТАК: "РОДИЛАСЬ Я В ЕРЕВАНЕ, вернее, в Кировакане, куда мама поехала отдохнуть перед родами, но я, в силу своего нетерпения и темперамента, появилась на свет на месяц раньше, т.е. восьмимесячная. Вопила, что есть мочи в поезде, когда мама со мной возвращалась в Ереван. Всю ночь пассажиры соседних купе не спали…" Будущая именитая скрипачка уже с пеленок заявила миру о себе. Росла Зоя в творческой атмосфере. Дед по матери, полугрек родом из Трапезунда, прекрасно пел западноармянские песни, и внучка во весь голос вторила ему. Ее тети имели прямое отношение к музыкальному искусству: Гоар Джалалян пела в хоре оперного театра, Нушик преподавала в разных школах, Кнарик была балериной, а Люся Тотовенц-Абегян – музыковедом и первой женщиной-директором музыкальной школы им. Спендиарова. Именно она и привела шестилетнюю Зою сюда, в отделение для одаренных детей, созданное под эгидой консерватории. Отлично сдав экзамены, девочка, сама того не осознавая, распорядилась своей судьбой.
Росла Зоя непоседой: энергичная, живая и самовольная, она часто пыталась убежать из дома, и бабушке порой приходилось привязывать ее к ножке стула. Надо было иметь сверходаренность, чтобы при такой натуре проявить терпение и настойчивость в овладении скрипкой. Тут велика роль первого учителя – Дмитрия Лекгера, чья школа вбирала лучшие методики обучения игре на скрипке. Это позволяло ученикам с ранних лет исполнять сложные произведения Чайковского, Паганини, Венявского, Сарасате и других композиторов. Зоя Петросян с огромной преданностью пишет о Лекгере, любовь к первому педагогу ощущается и когда она описывает, как он запирал ее в комнате и заставлял часами играть гаммы и этюды, пока занимался со студентами.
Поступив спустя 13 лет в Московскую консерваторию им.П.Чайковского, она еще 5 лет проучилась у Давида Ойстраха, каждый урок в классе которого превращался в мини-концерт. Если Лекгер привил Зое виртуозную технику, то Ойстрах больше сосредоточился на том, чтобы научить талантливую студентку извлекать из струн и нот музыку. Консерваторию она окончила с отличием и сразу в 1953 г. была приглашена в Армфилармонию в качестве солистки. На большой сцене и с большими оркестрами Зоя Петросян выступала с юных лет: первый выход на публику и рецензия в газете появились, когда ей было всего 6 лет. Но престижные залы и города не только Советского Союза, но и всего мира распахнули перед ней двери после завершения учебы в Москве. Ее гастроли всегда имели феерический успех. Зое Петросян аплодировали в Италии, Сирии, Канаде, США и других странах.
ДОЛГИЕ ГОДЫ ЗОЯ СААКОВНА ЗАНИМАЕТСЯ ПРЕПОДАВАНИЕМ: ЕЕ УЧЕНИКИ прекрасно проявляют себя в разных направлениях музыки в Армении и за ее пределами. В книге "Струны жизни" "мама", как между собой называли ее студенты, говорит немало теплых слов в их адрес, как и в адрес концертмейстеров, с которыми ей довелось не только работать, но и гастролировать, разделяя минуты славы, тяготы переездов и незабываемые приключения. Кстати, в книге немало воспоминаний о гастролях и связанных с ними веселых эпизодах.
Очень тепло Зоя Петросян пишет о своем муже Серже (Саркисе) Туманяне, вспоминая их знакомство в Москве, облегчившее ей тоску по родине и дому, совместные вечера-походы по театрам и концертным залам, переезд в Ереван, так как "Серж не мог закрыть глаза на моральный аспект, ведь его обучение в аспирантуре (Стекловского института) 3 года оплачивала Армения", хотя в Москве их обоих ожидало более обеспеченное будущее. Муж старательно записывал информацию о каждом выступлении Зои: таких тетрадей в ее архиве четыре. Отдельную главу "Рубик" Зоя Петросян посвятила своему сыну.
Читая мемуары именитой скрипачки, невольно проникаешься ее тоской по былому и смеешься над каждым эпизодом, описанным с искрометным юмором. Зоя Сааковна вспоминает, как стремилась молодежь на концерты, оперные и балетные спектакли вне зависимости от выбранной профессии. Физики, математики и прочая "техническая" молодежь занимали проходы между рядами и лестницы, лишь бы услышать выступления великих артистов. Поколение росло музыкально грамотным, и большую роль в этом играла "черная тарелка" - радио, постоянно транслировавшее классическую музыку: "не то что сейчас", - пишет скрипачка.
Книга "Струны жизни" читается на одном дыхании, это своеобразный отчет о проделанном пути, людях, эпохе. Как отметил на презентации Армен Будагян, из подобных мемуаров порой можно почерпнуть гораздо больше информации, чем из энциклопедической или учебной литературы о том или ином известном деятеле. Кстати, довольно много интересных сведений можно найти и на авторском сайте Зои Петросян zpetrosyan.pro, где уже оставили свои записи ее ученики Рубен Овсепян (Буэнос-Айрес), Арташес Стамболцян (Рейхенбах), Грачья Галстян (Кремон). Сайт создан сыном Рубеном Туманяном и был презентован вместе с книгой. В этот же день замминистра культуры РА вручил Зое Сааковне медаль "Григор Нарекаци".
И еще несколько фактов. В Национальной галерее Армении хранится портрет Зои Петросян кисти Мгера Абегяна, который начал путешествие по международным выставкам раньше, чем скрипачка стала гастролировать. Звукооператоры, которым довелось делать на ТВ или радио записи исполнений Зои Петросян, предлагали занести ее в Книгу рекордов Гиннесса – столь четко и профессионально она выполняла свою работу, и столь быстро удавалось записать ее выступление. Но есть и другая фантастическая вещь: Зоя Петросян записала свой последний диск в 2009 г., вдохновенно исполнив с десяток произведений в возрасте восьмидесяти лет. Это ли не уникальный пассаж?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-01 09:14
В Музее-Институте Геноцида армян состоялась встреча с известным американским тележурналистом Ани Ованнисян и показ ее документального фильма «Скрытая карта» (The Hidden Map), посвященного Геноциду 1915 г. В отличие от многих картин на эту тему, в ее фильме практически нет кадров, связанных с событиями 110-летней давности или этих архивных материалов. «Скрытая карта» - это путешествие автора в Западную Армению, к истокам и корням своего народа, в котором ее сопровождает такой же, как она, искатель правды из далекой Шотландии.
-
2025-04-30 09:39
Осенью 2020 г., в самый разгар 44-дневной Арцахской войны, известный швейцарский журналист и фотограф Демир Сонмез прибыл в Армению, чтобы отправиться в Арцах и снять на камеру события на фронте и в тылу. Его единственным желанием было показать миру правду о происходящем на этой древней армянской земле, которая в начале 1990-х гг. была освобождена ценой неимоверных жертв и лишений и на которую снова посягнул враг. Кому, как не Демиру Сонмезу, было суждено задокументировать события той злосчастной войны? Выходец из исторического армянского города Карина, ныне известного как турецкий Эрзрум, он относится к числу тех людей, кто однажды, в зрелом возрасте, узнал о своих истинных корнях и понял цену потери родины.
-
2025-04-28 10:36
В интернет запущен сайт, посвященный деятельности видного армянского киноведа, редактора, сценариста, академика Национальной киноакадемии Армении Роберта Матосяна. Будучи привязанной к персональному вкладу Матосяна в сферу кино, платформа в то же время содержит богатый материал по истории отечественного кинематографа.
-
2025-04-26 11:35
В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-04-24 09:41
"Вот уже 110 лет подряд продолжается Геноцид армянского народа, истоки которого можно обнаружить еще в веке 19-ом. Начиная с 1915 года в Турции уничтожали курдов, езидов, ассирийцев, алавитов, но стремление к полному Геноциду армян продолжается по сей день", - говорил швейцарский журналист, фоторепортер, публицист, автор книги "Раненый орел" о 44-дневной войне в Арцахе Демир Сьюнмез.
-
2025-01-30 10:32
Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный". Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе! Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.
-
2025-01-20 10:18
«Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки», - так начинается книга-исследование епископа Армянской Апостольской Церкви, путешественника, писателя, этнографа, археолога и педагога Макара Бархударянца.
-
2024-11-26 10:48
"Табель армянских нахараров" История пишется каждый день и каждый час общими усилиями. Конечно, тем, кто расположился повыше в социальной лестнице, дано больше, и от них зависит многое. Но и современники с более скромными возможностями не должны увиливать от ответственности, сваливая все на оказавшихся у руля. А вообще-то всем нам надо хорошо знать свою историю. Чтобы совершать поменьше ошибок.