Последние новости

НЕПОВТОРИМЫЕ ФАНТАЗИИ АРМАНА АМБАРЦУМЯНА

Молодой скульптор Арман Амбарцумян уже не первый год покоряет мир своим творчеством. В Сербии, где он участвовал в выставочном проекте, один из видных деятелей искусства был уверен, что Арман получил образование в Лондоне. На выставке в России специалисты утверждали, что столь высокий уровень мастерства говорит о "московской школе". Недавно на арт-экспо в Нью-Йорке местные величины, не сдержавшись, признались, мол, не думали, что человек, прибывший из далекой горной страны, сможет столь сильно удивить их своими творениями. 

НА САМОМ ДЕЛЕ, ИМЕННО В АРМЯНСКИХ ГОРАХ И НЕПОВТОРИМОЙ ПРИРОДЕ нашей страны  кроется притягательная сила искусства Армана Амбарцумяна. В  уникальных образцах его творчества гармонично сосуществуют металл, камень, дерево, глина, мох, сланец и другие материалы.  И, конечно же, в армянской традиции преемственности поколений Арман учился у местных мастеров, перенимал их опыт, впитывал знания, а после наделил свои произведения авторским "я", которым так сильно отличается армянское изобразительное искусство. Экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм –  основные течения, в которых он прокладывает свой творческий путь. Арман исследует природу и ее дары, служащие материалом для ваяния, экспериментирует с ними, изобретает собственную технику, создает компактные формы и композиции, умещая в них свою безграничную фантазию.

В семье не было профессиональных творцов, разве что отец Армана занимался художественным оформлением стекла в ювелирной сфере и любил искусство. "Отец коллекционировал книги по искусству, художественные альбомы и каталоги, ставшие для  меня путеводной звездой, когда я был совсем ребенком, - рассказывает Арман. - В темные 1990-е годы эта часть домашней библиотеки была моим единственным интересом. Я перелистывал их, вглядываясь в произведения искусства выдающихся мастеров, и уносился в фантазиях в мир героев картин, росписей, скульптур…"

Арман еще не был школьником, когда вылепил пластилиновую армию, абстрактные воины которой стали его самыми дорогими игрушками тех лет. "Это была очень увлекательная, заводная игра, которая начиналась с лепки и заканчивалась оживлением героев. По сути, я и сейчас увлеченно играю, только материал, из которого появляются на свет мои персонажи, стал другим, да и примитивные на первый взгляд игрушки обрели осмысленность, стали воплощением идей, а порой и целых историй", - продолжает скульптор.

 Работа скульптора Армана АмбарцумянаУВЛЕЧЕНИЕ МАЛЬЧИКА НЕ ОСТАЛОСЬ НЕЗАМЕЧЕННЫМ: РОДИТЕЛИ определили его в кружок изобразительного искусства, но вскоре учительница попросила их забрать ребенка: "Арман слишком талантлив, его необходимо отдать в серьезную художественную школу". Так мальчик в возрасте 12 лет оказался в Эстетическом центре у Генриха Игитяна, где углубился в живопись, скульптуру и другие виды изобразительного искусства, стал делать успехи. Кстати, одно из юношеских живописных панно Армана Амбарцумяна до сих пор украшает экспозиционный зал Национального центра эстетики, сегодня уже имени Генриха Игитяна.

Годы учебы в Ереванском государственном педагогическом университете им.Х.Абовяна стали переломными для талантливого юноши. Факультет живописи  открыл для него широкие возможности, он постигал разные дисциплины изоискусства и чуть было не взялся за кисть и краски, считая, что живопись – живое искусство, а скульптура – некий мертвый, застывший вид. Однако, посмотрев фильм об известном скульпторе Гетике Багдасаряне, уделявшем огромное внимание материалам и способам их обработки, форме и многоликости образа, его статике и динамике, Арман открыл для себя животворную силу скульптуры. В последние вузовские годы, углубившись в скульптуру, он постепенно овладел металлом, глиной, а затем камнем и множеством разных материалов, задумав объединить их в одном творении.

"Разные материалы требуют различных подходов, каждый имеет свой характер, природу и хорош по-своему. Порой они столь не схожи, что, кажется, невозможно объединить их в одном произведении. Но как только овладеваешь материалами, начинаешь подчинять их художественной идее и эстетической форме. Ведь первоочередным в произведении искусства остаются авторская концепция и смысл, который художник вкладывает в него", - рассуждает скульптор.

Уже первая профессиональная работа Армана Амбарцумяна представляла собой единство двух материалов. Бронзово-керамическая композиция "Путешествие" - это  аллегория, не лишенная искрометного юмора, под которой скрыта идея материнской заботы. Скульптор словно говорит: в течение всей беременности и после родов матери становятся своеобразным "транспортным средством" для своих детей, вынашивая их в чреве, затем нося на руках и плечах. Но природный инстинкт заботы о своих чадах, как бы им ни злоупотребляли малыши, не искореняет в матери чувственность, нежность, женственность. Из первых работ и бронзовая композиция "Безголовые" - сага о Петухе и Рыцаре, потерявших головы во всех смыслах слова, "Битва", связанная с детскими играми Армана, баловень судьбы "Жокей" и другие.

 Работа скульптора Армана АмбарцумянаАРМАН АМБАРЦУМЯН ЛЮБИТ РАБОТАТЬ И В ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕРИЯХ. Одна из главных тем его творчества – материнство, ему он посвятил немало скульптур, сейчас работает над еще одним циклом. -"Материнство – начало всего, будь то рождение человека, животного или растения. Оно также символизирует начало познания. Помню, когда в школе мы проходили исторический роман "Царь Пап", я никак не мог понять, где уже слышал эту историю, откуда знаю персонажей. Позже выяснилось, что мама читала этот роман, будучи беременной мною", - рассказывает скульптор, добавляя, что тема материнства связана в его творчестве с идеей равенства: при рождении все равны друг перед другом и меняются лишь со временем.

Одно из тематических хобби Армана – мифология разных народов, ее он изучает до сих пор и знает назубок многочисленные истории из прошлого древних греков и римлян, японцев, народов Африки и, конечно, из армянской мифологии. Скульптуры "Одиссей", "Леда", "Афро", "Хосров Котак" и другие не просто образы, взятые из легенд и сказаний. Арман Амбарцумян умудряется в небольших работах передать определенный сюжет, связанный с мифом и персонажем, подчеркнуть несколькими деталями его характерные черты и, самое главное, передать его в движении. По словам Армана, скульптура не любит многословия, она - сторонница конкретности и мастер должен суметь лишь парой штрихов сказать все. Некоторых героев и связанные с ними легенды придумывает сам скульптор, иногда использует в качестве прообразов литературные персонажи. Интересна серия быков, созданных из небольших валунов и бабочек из сланца: оба цикла навеяны формой и фактурой камней, одолженных автором у природы.

"Надо уметь вглядываться в природу, замечать ее дары и немного фантазировать, чтобы превратить их в искусство. Это мое видение мира, но оно меняется с возрастом, как и предпочтение материала. Когда я постигаю один материал, начинаю искать другой, а потом фантазирую над их сочетанием. Каждый новый материал – это рискованный эксперимент, на который я иду с удовольствием, помня мудрость, приписываемую Чингисхану: боишься - не делай, делаешь – не бойся, а сделал – не сожалей", - считает Арман.

СТАТИЧНЫЕ ФИГУРКИ АРМАНА АМБАРЦУМЯНА ОТЛИЧАЮТСЯ ЖИВОСТЬЮ И ДИНАМИКОЙ,  своеобразным, сугубо авторским гротеском. Устремленные ввысь или более приземленные, созданные в горизонтальной плоскости, все они обладают гибкостью, подвижностью, которая и создает эффект сиюминутного движения. Динамика столь ощутима, что кажется, ты чувствуешь дыхание скульптурных образов, ждешь, что они вот-вот заговорят с тобой на языке чувств и эмоций. Легкий холодок и страстное томление, бравада и обыденная суета – каждая из фигур, помещенных в ту или иную композицию, заставляет зрителя окунуться в ее историю и жизнь, прошлое и настоящее.

Не менее насыщены эмоциями и живописные работы Армана. Состоявшись как скульптор в свои 28 лет, он находит время и для рисования, перенося скульптурные сюжеты и персонажей в двухмерное пространство и вновь экспериментируя – с цветом, фактурой, формой. Арман Амбарцумян - лауреат и призер республиканских и международных конкурсов и фестивалей. За годы творчества он участвовал в многочисленных выставках и биеннале в Армении, России, Молдове, Казахстане, Германии, Голландии, Сербии, Франции, Греции, Японии, на Мальте и в других странах. Путешествие для него – это возможность походить по музеям, набраться знаний и мудрости, а также представить в разных уголках мира свое неповторимое искусство. Не случайно на выставке в Румынии глава Союза художников заметил: "Арман Амбарцумян создает свой неповторимый мир и приглашает в него всех, пленяя сердца любителей изобразительного искусства".

Основная тема:
Теги:
  • Hasmik Isaghulyan 06-Июн-2017
    Amazing!
    Ответить
  • artur 06-Июн-2017
    Все сказано точно но скромно, это только процентов 10 написано, Он еще обладает невероятным дружелюбием, юмором.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АРМЕНИЯ КАК ПЕРЕКРЕСТОК ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    2024-03-29 10:15

    Открывшаяся в Национальной академии наук РА международная конференция «Армения как перекресток цивилизаций: историко-культурные отношения» собрала ученых из разных стран - США, Ирана, России, Италии, Германии, Египта, Японии, Китая, Грузии, Украины… Представители научных сообществ этих и других стран прибыли в Ереван, чтобы рассмотреть историческую важность Армении как одной из древнейших стран мира, оценить вклад армянского народа в развитие мировой цивилизации и выработать шаги к вовлечению нашей страны как связывающего Запад и Восток звена в мировое сообщество.

  • «МАМИНЫ ПЛАТЬЯ» НА ОТКРЫТОМ ДЕФИЛЕ
    2024-03-28 10:53

    Месяц женских праздников, который в Армении отмечается с 8 марта по 7 апреля, не прошел незамеченным со стороны ереванской Школы искусств им. Христофора Кушнаряна. Воспитанники студии изобразительного искусства  вместе с педагогами решили по-своему порадовать мам и других представительниц своих семей и подготовить для них подарок, способный покорить оригинальностью, новизной, непредсказуемостью и любовью.

  • ХУДОЖНИК, ЧЬЯ ДУХОВНОСТЬ НЕ ИМЕЛА ГРАНИЦ
    2024-03-28 10:35

    Имя Аршалуйса Чифликяна вошло в историю разных сфер Армении. Живопись, театр, поэзия, драматургия – несмотря на разброс профессиональных интересов, этот талантливый человек блистал в каждой из них, сумев занять собственную нишу и обрести свой особенный почерк. Приглашением окунуться в одну из сторон его дарования стала выставка в Союзе художников Армении, организованная при поддержке руководства СХ и по инициативе семьи Чифликян. Экспозиция приурочена к 110-летию художника и собрала на своей площадке свидетельства многогранности его дарования лишь в одной сфере – изобразительном искусстве. Она, хоть и припозднилась немного (Чифликян родился 9 сентября 1913 г.), все же вылилась в долгожданную встречу широкой публики с творчеством этого самобытного мастера. На выставке можно увидеть как живописные и графические работы Чифликяна в разных жанрах, так и сценографические, которые потрясают образностью, характерностью и завершенностью.

  • ВЫСТАВКА ПАМЯТИ СПАРАПЕТА ВАЗГЕНА САРКИСЯНА
    2024-03-27 10:33

    В Музее истории Армении открылась экспозиция, посвященная памяти Вазгена Саркисяна - видного военного и политического деятеля, внесшего большой вклад в становление армянской армии и сыгравшего важную роль в победном исходе первой Карабахской войны 1992-94 гг. Выставка организована совместно с Домом-музеем Вазгена Саркисяна и приурочена к 65-летию со дня его рождения, который отмечался 5 марта.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПРЕЗИДЕНТ АРЦАХА: СТЕПАНАКЕРТ ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С БАКУ
    2023-09-09 20:04

    Очевидно, что цель конституционных норм об избрании нового президента на переходный период в случае возникновения вакансии на должность действующего президента в условиях военного положения заключалась в том, чтобы в случае ухода президента, избранного путем прямой демократии, с поста преждевременно по каким-либо причинам и его предвыборные планы остаются незавершенными, страна не вступает в президентские и внеочередные парламентские выборы. Об этом в своем выступлении заявил новоизбранный президент Арцаха Самвел ШАХРАМАНЯН.

  • Эйми МАЛЛИНЗ, ПРЕВРАТИВШАЯ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ПРЕИМУЩЕСТВА
    2023-07-26 10:58

    У американской актрисы, модели и участницы Паралимпийских игр 1996 года в Атланте Эйми Маллинз жизнь сложилась очень непросто. Она родилась с врожденным заболеванием, лишившись в раннем детстве ног ниже колена. Однако это не помешало ей преуспеть в различных сферах жизни и найти личное счастье.           

  • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
    2023-04-24 10:05

    Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.

  • О ВРЕМЕНИ, ВО ВРЕМЕНИ И ДЛЯ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
    2023-03-27 11:00

    Крупнейшему скульптору Армении Ара АРУТЮНЯНУ 28 марта исполнилось бы 95. Человек-легенда, он прожил всего 71 год, вместивших в себя, кажется, несколько жизней, и достиг высот во всех жанрах изобразительного искусства и, в первую очередь, как автор монументальной скульптуры. Каждая его работа самобытна и интересна и свидетельствует об оригинальности его дарования. С первого взгляда осознаешь присущую этому скульптору масштабность поэтического мышления. Он ощущал себя частицей большого разумного мира, где земное никогда не становится приземленным, а высокое имеет глубинные земные корни. Масштабность мышления, смелость образов и тонкость резца были у А. Арутюняна несомненны и неразделимы.