Последние новости

СВЕТ ЗВЕЗДЫ

"Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..."

Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго. Жестокий XX век подарил нам блестящую плеяду деятелей искусства - художников, композиторов, поэтов, великолепных исполнителей, среди которых особенно ярко горит звезда Лусинэ Закарян, которой в этом году исполнилось бы 80 лет. Больше двадцати лет ее нет с нами, но жива память о выдающейся певице. Таинственным, непостижимым образом Лусинэ живет даже на своих фотографиях. Кажется, что перед тобой друг, с которым ты всегда можешь поговорить по душам.

ДУМАЕТСЯ, МНОГИМ ПАМЯТНЫ ЕЕ ПОСЛЕДНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Ее встречали и провожали, как всегда, громом рукоплесканий, долго не смолкавших и не дававших артистке возможности начать следующую песню. Мы видели в ней нашу прежнюю, любимую певицу, ее выразительное лицо, глаза, жесты, полные благородства и достоинства. Порой у нее вырывались глубокие драматические ноты, и в такие моменты публика, словно завороженная, затаив дыхание безмолвствовала. Мы чувствовали, что певице что-то мешает. За этим неуловимым "что-то" скрывалась болезнь, и каждое ее выступление было самопожертвованием. На каждом концерте она опустошала себя и вновь возвращалась к жизни. Впрочем, это было органической потребностью, потому что пение было единственным источником и смыслом ее жизни. Каждый, кто хоть раз слышал ее дивный голос уникальной красоты, мечтал вновь услышать ее исполнение.

...В  Ереван Лусинэ Закарян приехала из грузинского уютного города Ахалцихе и уже спустя несколько лет снискала признание исключительностью дарования у музыкантов и критиков. Природа действительно проявила к ней исключительную щедрость: голос, музыкальность, прекрасный слух, красивая внешность. Но прелесть ее была прежде всего в красоте внутренней, выразительной и одухотворенной. На улице ее часто провожали взглядами. Многие годы в этих взглядах был восторг, потом к нему примешалась грусть; почти все знали о ее болезни. В ее личности, судьбе было много такого, что заставляло думать о несказанном. Мне всегда казалось, что она - человек неограниченных возможностей, но реализуются они не до конца.

Что поражало в Лусинэ больше всего? Голос, проникающий в самые глубины души и ранящий, как всякое слишком сильное чувство. Естественность, высокая простота, глубокая человечность, придающая незабываемую прелесть ее облику, удивительная сосредоточенность, которая всегда заставляла верить, что нет зала, публики - есть только мир, который окружает ее. Каждое выступление Лусинэ было не просто событием, но и еще чем-то, что случается, когда забываешь оценивать, сравнивать, а сидишь, пораженный совершенством исполнения, когда чувства переполняют душу и возвышают тебя над самим собой.

МИР, КОТОРЫЙ ОНА СОЗДАВАЛА, БЫЛ ВОПЛОЩЕНИЕМ ЧИСТОТЫ, ГАРМОНИИ и того совершенства, которые пленяют нас на полотнах величайших художников Возрождения. Она обращалась к нам из того мира, а мы ее слушали и понимали. Новые миры она открывала в старых партитурах, возвращая нам Гайдна, Баха, Моцарта, Керубини, Екмаляна, Комитаса. Она заставляла нас увидеть этот мир как бы заново, почувствовать его изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. Здесь было все - величайшее бескорыстие, отрешенность от всего временного, жестокого, преданность величию момента.

Ее национальная самобытность с наибольшей полнотой и силой проявлялась в преданной любви к средневековым песнопениям, которые она исполняла бесподобно, открывая в них новые грани и оттенки. В этих песнопениях много скорби, но скорбь эта очищает и возвышает, сплачивает и взывает к величию души. Кто знает, сколько людей испытывало это очищающее воздействие благодаря Лусинэ! Потому она и сыграла столь значительную роль в духовной жизни нации. Перед ее высоким искусством исчезла разница в темпераментах, в эстетических вкусах - все одинаково непреодолимо отдавались чарующей власти ее голоса.

Лусинэ была поистине народной, но не по званию, а по самой сути. Она жила для людей, и связи ее с миром были просты и естественны. Но в этих связях всегда присутствовала доля поэзии, возвышающая их своей особой проникновенностью. Она несла в себе гены своего народа и не мыслила себя вне его. Где бы она ни находилась, куда бы ее ни заносила концертная жизнь - в Канаду, США, Францию, Англию, Сирию, Германию, Польшу - Лусинэ достойно несла в себе судьбу своего народа. Не от этого ли искусство ее за рубежом говорило об Армении, ее истории, культуре гораздо больше, нежели летопись событий?

СЛОВА НАШЕЙ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ К ЛУСИНЭ ИСПОЛНЕНЫ ЛЮБВИ И НЕЖНОСТИ. Об этом свидетельствует и пресса, о ней - обширная и многообразная, включающая очерки, заметки, эссе, музыкальные рецензии, отзывы писателей, деятелей культуры разных стран, всех тех, кто испытал на себе непосредственное воздействие ее искусства и личности. Самые высокие отзывы исходят от Арама Хачатуряна, Эдварда Мирзояна, Ваагна Давтяна, Дмитрия Кабалевского, деятелей зарубежной культуры. Приведу лишь некоторые: "Открытая душа, завораживающий голос, культура чувств... " ("Советская культура"), "Подобный голос и исполнение за всю свою жизнь я встречал редко. Мои представления об Армении, как о стране чудес, не были бы полными без знакомства с чудесным голосом Лусинэ" (Рокуэлл Кент).

Среди множества телеграмм, пришедших в горестные дни прощания с Лусинэ, была и от Сильвы Капутикян, которая выразила не только свою боль, но и боль всего народа: "Всем сердцем скорблю о кончине Лусинэ Закарян, одной из тяжелейших потерь нашего народа. Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..."

Похоронили ее перед храмом Святой Гаянэ, рядом с матерью Католикоса Вазгена I. Как будто добрый волшебник вышел из этого храма и вновь вернулся в него. Без ее голоса, без этой трепещущей мелодии разве можно в полной мере понять, почувствовать и сам храм? Когда я уходила, мне почудилось, что в холодном зимнем воздухе звенят прощальные звуки ее голоса, трепещут крылья неведомой музыки. Вспомнились строчки Исаакяна:         

Все суета, все - проходящий сон.

И свет звезды - свет гибели мгновенный.

И человек - ничто. Пылинка в мире он,

Но боль его громаднее Вселенной.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ ВЕЛИКОЙ СИМФОНИИ
      2022-07-06 09:42
      574

      К 80-летию первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича В XX веке он был живым триумфатором - этот неисчерпаемый гений. В этом году его программному сочинению - Седьмой симфонии (Ленинградской) исполняется 80 лет. Армения имеет все основания громко отметить юбилей грандиозной фрески великого композитора Дмитрия Шостаковича. Ведь ее исполнение в Ереване, в здании Оперного театра 11, 12 и 14 июля 1942 года стало подлинным событием в общественно-культурной жизни Армении военных лет. В архиве профессора Ереванской консерватории Армена Будагяна бережно хранятся десятки материалов, афиш, вырезок из газет (в основном "Коммуниста"), свидетельствующих о триумфальной премьере героической симфонии в Армении.

    • ИЮНЬСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ ТЕАТРА
      2022-07-02 10:02
      3463

      Яркой вспышкой был отмечен июнь для Национального академического оперного театра им. А. Спендиарова. Один за другим в конце месяца на сцене появились два возобновленных оперных спектакля – "Травиата" Верди и "Алеко" Рахманинова, а также одноактный балет "Симфонические танцы" на музыку Рахманинова. Это часть большой программы "обновления крови", осуществляемой в театре его новым руководством в лице известного дирижера Карена Дургаряна.

    • 85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
      2022-06-24 10:10
      2437

      Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • МУЗЫКА, ИЮНЬ…
      2022-06-21 09:45
      2765

      Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ: ИСТОРИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2022-06-23 09:07
      2215

      С 1-го июля Музей ковров Шуши останется без крыши над головой – уже второй раз. Редкому в своем роде очагу армянской культуры и единственному спасшемуся в ходе 44-дневной Арцахской войны музею грозит быть выселенным на улицу. К концу июня истекает срок договоренности с ереванским Музеем-институтом архитектуры им. Ал.Таманяна, где шушинские ковры после войны были выставлены в течение 6 месяцев и вызвали огромный интерес у местных и зарубежных посетителей. Сейчас они хранятся здесь в запасниках. Какой будет дальнейшая судьба этого уникального пласта армянского культурного наследия? Будет ли предоставлено помещение для постоянной экспозиции ковров из Арцаха или и эта страница древней армянской культуры будет забыта при молчаливом безразличии власть имущих? Эти и другие вопросы, связанные с шушинским музеем, не имеют ответа.

    • МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМ. АРАМА ХАЧАТУРЯНА: НАЗВАНЫ ЛАУРЕАТЫ
      2022-06-15 10:12
      3879

      В понедельник в Большом концертном зале филармонии состоялась торжественная церемония закрытия XVIII международного конкурса имени Арама Хачатуряна. В этом году соревновались молодые виолончелисты из разных стран – Испании, Аргентины, Армении, Бельгии, Грузии, Канады, России, Южной Кореи, Китая, Японии, Швейцарии, Италии, Мексики, Беларуси, Венесуэлы. Конкурс прошел в три тура.

    • НА СТАРТЕ - СБОРНАЯ ДУХА
      2022-06-08 09:33
      4042

      Приятно видеть Большой зал филармонии им. Арама Хачатуряна переполненным, вопреки митингам, шуму вокруг здания, громким призывам, которые время от времени врываются в зал. 6 июня, в день рождения Арама Хачатуряна, стартовал Международный конкурс молодых исполнителей, носящий имя великого композитора.

    • НА КОНКУРСНОЙ СЦЕНЕ – ВИОЛОНЧЕЛИСТЫ
      2022-06-06 18:39
      2242

      В Ереване стартовал Международный музыкальный конкурс им.Арама Хачатуряна, который по традиции ежегодно начинается 6 июня - в день рождения композитора. Конкурс проводится уже 18-й раз и в каждый новый сезон приглашает к участию музыкантов отдельной специальности. В этом году за звание победителя соревнуются виолончелисты из разных стран и, конечно же, из Армении.