Последние новости

...И ДОЖДЬ ПОПОЛАМ С СОЛНЦЕМ

          Эти заметки вызваны желанием хоть как-то воздать должное памяти художника, незаслуженно обойденного вниманием и при жизни, и после смерти, по крайней мере до сих пор. В этом году Ашоту Баяндуру - замечательному живописцу и графику исполнилось бы 70 лет.

С ИМЕНЕМ АШОТА БАЯНДУРА У ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ СЕРЕДИНЫ 70-х связано нечто совершенно очаровательное. Те, кто знал Баяндура лично, помнят мягкое обаяние его человеческих качеств и одновременно очень высокую требовательность к себе серьезного живописца.

        Порой трудно сказать, что интереснее - картина или человек, ее написавший. Я имею в виду хорошие, потому что плохие картины тем и плохи, что рождаются как результат унылой поденщины, и тут сквозь краски не просвечивает ни малой капли души человеческой, судьбы, облика неповторимой натуры автора. Ашот Баяндур написал мало. Может, мог бы создать больше. Но есть иная точка зрения: художник может написать столько, сколько он написал. Пожалуй, эта точка зрения не лишена смысла, если не иметь в виду чрезвычайные случайности, обрывающие жизнь художника безвременно и трагически. Ашот ушел из жизни от инфаркта - самой распространенной болезни нашего века. Было ему всего 56 лет.

         У него было счастливое сочетание профессионального мастерства и тонкой душевной организации. Он мог заставить зрителя волноваться, сопереживать его героям, и самое главное - он верил, что самоотверженность, подвижничество, самопожертвование - необходимые качества художника, который хочет остаться честным перед собой и перед искусством.

         Ашот Баяндур был, что называется, не от мира сего, обладал благородной мужской красотой и душевным изяществом. Это шло, конечно, прежде всего от семьи, в которой он рос. Отец - Саркис Баяндур, главный редактор журнала "Советакан арвест" - удивительная личность, интеллигентный, мягкий человек, с которым было легко и приятно общаться. Мать - известный армянский лирический поэт Маро Маркарян, сестра - прекрасная переводчица Анаид Баяндур, особенно известны ее переводы произведений Гранта Матевосяна.

        Живописец и график Ашот БаяндурНЕВЫСОКОГО РОСТА, С ВНИМАТЕЛЬНЫМ И ДЕЛОВИТЫМ ВЗГЛЯДОМ ДОБРЫХ серовато-зеленых глаз, глубоко посаженных под густые брови, Ашот располагал к себе сразу. Всех его друзей и знакомых привлекала щедрость и неиссякаемость воображения художника, его эрудиция. Он любил общество самых разных людей, любил споры (особенно если речь шла об искусстве или поэзии, путешествиях), где он сразу становился естественным центром в силу изящества ума, остроумия, необыкновенной свободы, с которой он вел разговор, и того доброжелательства, которое как магнит притягивало к нему людей. Вся его жизнь была пронизана творческим светом, и эта черта сказалась и в его живописи.

        Замечательный художник в течение тридцати лет радовал нас своим искусством. Его выставки открывались в России, Франции, Люксембурге, не раз работы художника демонстрировались и в Ереване. Независимый, свободный, "гуляющий сам по себе", он был ценим многими, но понимаем избранными - теми, кто способен разглядеть исключительное, что еще не отчуждено пиететом музейности.    

         Картины Баяндура - настоящий праздник пластических символов. Добираясь до души изображаемого явления, он безраздельно отдавался интуиции и чувству, жертвуя при этом правдоподобием. И все же его художественное наследие представляет ценность не только для современников, но и для людей новых поколений, так как в его произведениях трепетала живая душа, горячо влюбленная в жизнь и замечательно тонко резонирующая на его сложности.

         В среде художников своего поколения Ашот пользовался огромным авторитетом. Художники высоко ценили в нем то, что называется "глазом" - умение видеть и понимать искусство: в нем поражала проницательность и меткость критических суждений. Одной из любимых тем художника была современность искусства, его обращенность к живой окружающей действительности. Он мог бы повторить за Бодлером: "Нужно принадлежать своей эпохе". Он был действительно современным художником - не только внешне, а внутренне современным. Ашот обладал органическим чувством времени, поэзии, правды. Поэтому его произведения были наполнены яркостью новизны, острым чувством темы, абсолютной искренностью.

         Так получилось, что первая персональная выставка Ашота прошла не в Ереване, а в Москве, где он сразу завоевал массу поклонников. Известный критик Станислав Рассадин в своем обзоре писал: "У армянского художника Ашота Баяндура нет ни одного автопортрета. Я во всяком случае не видел. И все-таки знаю, что он за человек. Точнее, узнаю, глядя на его работы. Он добрый, веселый, хотя иногда веселится так, что становится чуточку грустно. Он и созорничать не против. Он - умный, я это тоже вижу, угадывал за его добрыми и смешными фантазиями любовь к размышлению. Короче говоря, он - художник... По его картинам и рисункам видно, что он очень любит свое детство и хотел бы в него вернуться..."

         Мир его искусства населен персонажами из сказки - милыми и странными людьми, животными, вещами: тут и воздушный шар, сплющенный, как дыня, человечки с крыльями, яблоки огромные, как Земля, циркачи и птицы, волы и ослики, цветы, падающие с неба...

          Картина Ашота Баяндура МИР, ПРИДУМАННЫЙ БАЯНДУРОМ, ПРИВЛЕКАЕТ И ВЗРОСЛЫХ, И ДЕТЕЙ, так как фантастичен и в то же время прост. Не случайно у художника особое место в творчестве занимали иллюстрации к книгам разных авторов. Здесь сливались воедино субъективные и объективные, сознательные и рациональные моменты психологии творчества. Кстати, это особенно ясно видно и на сложных, полифоничных по структуре полотнах Баяндура. Главное свойство его полотен, по-моему, и состоит в том, что они имеют особый язык подтекста, намеков, ассоциаций и иллюзий. Между тем "междустрочное чтение" и поиск кода произведения проходит через обманчиво простые, пластические ходы. За простотой его композиций очень много работы: ведь простота требует безошибочного решения.

        Ашот был душой или, вернее, совестью художников своего поколения. Он не шел на компромиссы, не поступался своими взглядами и убеждениями. Его неуступчивая принципиальность не могла не производить глубокого впечатления. Мало к кому прислушивались так внимательно, как к Ашоту. Это происходило потому, что он во всех своих словах и поступках, в каждом движении своей мысли всегда оставался художником. Конечно, я не берусь утверждать, будто Баяндур был самым значительным среди армянских художников того времени. Природа одарила его необыкновенно живым темпераментом, способностью к быстрым и метким суждениям, верным и тонким вкусом, силой убеждения и, наконец, непобедимым личным обаянием.

        Сейчас, с течением времени, картины Баяндура, полные юмора, написанные непринужденно, чуть ли не шаловливо, по-новому открывают свой непростой и глубокий смысл. Стоит только взглянуть на них, и вас подхватит волна движущейся, захватывающей, поражающей своей полярностью жизни. Вас, как некогда и его создателя, окружат чудаки и мечтатели, фантазеры, искатели правды, наивные мыслями и чистые сердцем. Вам встретится немало и грустного, но еще больше смешного, и будет дождь пополам с солнцем, и откроется целый мир, где солнечные и печальные краски смешались, создавая совершенно особую удивительную гамму.

        Ашот не хотел признавать будничное неинтересным, потому что для него оно было интересным и захватывающим. Надо лишь уметь это увидеть. Так умеют видеть будничное дети. И очень редко сохраняют эту способность взрослые. Ашот сохранил. Оттого, должно быть, и вспоминал он свои ранние годы, словно продолжал в них жить. И наверное, этот мир останется с нами надолго. Потому что он уникален, как всегда уникально настоящее искусство. И еще потому, что в этом мире, каким бы жестоким он ни представал, никогда не гаснет свет добра и надежды.

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕМ ТЕПЛИТСЯ ДУША...
    2025-04-25 09:46

    Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ
    2025-04-24 10:47

    В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

  • СОЗЕРЦАНИЕ ТИШИНЫ
    2025-04-21 09:35

    Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.

  • ИМ БЫЛА ДОСТУПНА МАГИЯ ИСКУССТВА
    2025-04-12 11:35

    Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ОТЕЦ ВСЕХ ТУРОК АТАТЮРК БЫЛ ЕВРЕЕМ-ВЕРООТСТУПНИКОМ (ДЕНМЕ)
    2025-04-23 10:36

    Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.

  • ПАМЯТЬ О НЕМ НИКОГДА НЕ УМРЕТ!
    2025-03-21 10:52

    21 марта Марату Аванесяну исполнилось бы 52 года. С виду простой парень, но с большой душой и бесстрашным сердцем, он успел стать активным участником как митинговой стадии Карабахского движения, так и войны, развязанной Азербайджаном против самоопределившегося Арцаха. Марат словно олицетворял свое поколение – поколение молодежи конца девяностых – был горячо любим всеми, кто близко знал его, имел счастье быть его другом и товарищем. Увы, недолго прожил герой – всего 19 лет.

  • Армен ТАХТАДЖЯН – УЧЕНЫЙ ПЛАНЕТАРНОГО МАСШТАБА
    2025-03-17 10:42

    В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского, российского, армянского ботаника с мировым именем Армена Леоновича Тахтаджяна (1910-2009). О его вкладе в науку много сказано и написано коллегами, большое внимание уделяла ученому пресса. Хочется к юбилейной дате кратко представить заслуги человека, воспитавшего множество учеников и оставившего огромное научное наследие.

  • Григорий КУСИКЬЯНЦ: "НЕТ ЧЕЛОВЕКА, СДЕЛАВШЕГО ДЛЯ БОКСА БОЛЕЕ..."
    2025-03-12 06:41

    12 марта исполнилось 110 лет со дня рождения Заслуженного тренера СССР по боксу, судьи всесоюзной категории Григория Кусикьянца. Уроженец российского Армавира (Краснодарский край) прожил непростую, но содержательную жизнь. На тренерском поприще он в первую очередь хорошо известен своим учеником Валерием Попенченко – олимпийским чемпионом Токио-1964 и двукратным чемпионом Европы.