Последние новости

ЕрФИ ПОД ФЕОДАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Ереванский физический институт, который сейчас также называется "Фонд Национальная научная лаборатория им. Алиханяна" - одно из ведущих научных учреждений страны. У него замечательные показатели по количеству напечатанных статей в ведущих журналах и числу ссылок на эти статьи. Институт сотрудничает с ведущими учеными и научными лабораториями многих стран. Однако у нас есть серьезные проблемы в организации работы, которые существенно влияют на настоящее и будущее института. Сотрудники института писали о них много раз во все возможные инстанции, особенно интенсивно в последние полгода, однако результат равен нулю. Поэтому и появилась эта статья. Заметим, что нашими главными просьбами были провести совещание по проблемам института и в последнее время провести конкурс на замещение должности директора. 

КАК ЖЕ ОРГАНИЗОВАНА СЕГОДНЯ РАБОТА ЕРФИ? ИНСТИТУТОМ УПРАВЛЯЮТ совет попечителей и директор, который подотчетен совету. Кроме того, есть международный Научный консультативный совет (НКС), который должен контролировать научный уровень работ института и давать соответствующие рекомендации совету попечителей. Сразу сформулируем проблему – оба совета служат ширмой для председателя совета попечителей Нерсеса Ерицяна (его основное место работы – заместитель председателя Центрального банка Армении) и назначенного им директора, на данный момент Ашота Чилингаряна. Они бесконтрольно правят институтом. Рассмотрим совет попечителей, состоящий из девяти человек, включая председателя. В их числе три руководителя американских венчурных фондов, которые, кажется, ни разу не принимали участия в заседаниях совета; руководитель одного армянского банка, который во всех вопросах поддерживает Н.Ерицяна; еще четыре члена, двое из которых не могут (будучи государственными служащими рангом значительно ниже) перечить Ерицяну, а остальные не хотят, видимо, потому, что им это не нужно.

Пример "работы" совета – заседание в июле. Отчет директора приняли, даже не попытавшись выслушать предложенную на заседании критику. Более того, по наиболее важному вопросу о конкурсе на должность директора, видимо, не приняли никакого решения. "Видимо", т.к. в письменном виде решения этого заседания так и не появились. Загвоздка - в назначении директора. Контракт Чилингаряна истек в июне, совет попечителей этот вопрос рассмотрел в июле, но решения до сих пор не принял. Чилингарян "в бегах" - несколько месяцев непрерывно находится либо в отпуске, либо в командировке, но по-прежнему контролирует финансы. Несколько десятков сотрудников института, докторов и кандидатов наук требовали назначить конкурс на должность директора. В конце концов, в середине августа пятерых докторов наук принял министр науки и образования Л.Мкртчян, присутствовал и зампред Комитета по науке. Министр обещал, что назначит конкурс, что Чилингарян подаст заявление об уходе и институтом будет временно руководить кто-то другой и что участники конкурса выступят перед научным советом института со своими программами. Этого не произошло. Очевидно, проблема в том, что Ерицян хочет назначить директора сам, даже без формального конкурса. Ерицян сильнее государства? Кто финансирует институт?

 ПЕРЕЧИСЛИМ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА. РЕШЕНИЕ О ТОМ, КАКОЕ научное направление в какой степени финансировать, принимается Ерицяном и Чилингаряном и состоит в том, что нужно максимально финансировать отделение космических лучей, которым руководит Чилингарян. Между тем из 277 статей, опубликованных институтом в 2016 г., этому отделению принадлежат лишь 3. При этом оно второе по численности – 44 человека. Из них лишь один доктор наук – сам Чилингарян, занятый работой директора, и несколько кандидатов наук. И при этом объявляется, что это отделение "развило 2-3 новых направления". Однако никакой научный комитет не рассматривал и не утверждал проекты проводимых там экспериментов. Между тем это стандартные правила работы в науке – если требуются дополнительные средства, нужно представить проект, указать ресурсы и пройти утверждение на научном комитете, составленном из узких специалистов, а потом еще на финансовом комитете и т.д. Этого не происходило с "новыми направлениями", скорее это похоже на имитацию научной деятельности, чтобы оправдать непропорциональное и необоснованное финансирование. Более того, когда научный совет института создал комиссию по рассмотрению научной тематики института, отделение космических лучей оказалось единственным, не представившим научную программу.

Возникает вопрос (и это главная системная проблема) – а как же Научный консультативный совет, который должен контролировать научные вопросы и давать рекомендации совету попечителей? Ответ: никак. НКС провел одно-единственное заседание в 2011 г. и больше не собирался. Правда, Н.Ерицян утверждает, что поддерживает связь с его председателем. Возможно и поддерживает. Но таким образом - через Ерицяна - контролировать научную программу института, разумеется, невозможно и по другой важной причине. Председателем НКС является крупный ученый в области ядерной физики Ю.Ц. Оганесян из Объединенного института ядерных исследований (Дубна, Россия). Все члены собранного им совета не являются специалистами в подавляющем большинстве тех областей физики, которыми занимается ЕрФИ. НКС, собственно, и не был предназначен для этого. Оганесян собирал его для помощи в реализации идеи создания на базе ЕрФИ центра ядерной физики, однако шагов в направлении ее реализации, предпринято не было. Но НКС был создан, и с тех пор служит ширмой для Ерицяна. Почему? Хотелось бы услышать ответ от него самого. Вопрос бездеятельности НКС неоднократно поднимался в наших письмах. Безуспешно.

ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ ПРИНИМАЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО директором (и, очевидно, Ерицяном), и о них никто не знает, кроме тех, кого они непосредственно касаются. В частности, на запросы научного совета и научных советов отделений о финансовых показателях института ответов не дается. За прошедшие годы у института были значительные свободные средства, которые можно было целенаправленно потратить на реализацию проектов, ориентированных на будущее. Однако фактически средства были распылены, в том числе на ненужные покупки.

А вот финансирование сотрудничества с ЦЕРН (ведущая мировая международная лаборатория по физике элементарных частиц, Женева), наоборот, было урезано без обсуждения. А это сотрудничество в 2016 г. обеспечило 196 из 277 публикаций института.

Из финансовой отчетности института перед советом попечителей (она также публикуется официально на azdarar.am) исключены доходы на десятки миллионов драмов, что, несомненно, мешает представлению реальной картины работы института.

И, что особенно важно, это отношение Чилингаряна и Ерицяна к сотрудникам. Вы можете вдруг узнать из приказа директора об аттестации, что не соответствуете своей должности. Либо вдруг вам объявят выговор или замечание без предварительного сбора информации, объяснительных записок и т.д. Еще хуже то, что сотрудника, интенсивно работающего, даже руководящего важным направлением международного сотрудничества, могут перевести на контракт только потому, что ему исполнилось 70, хотя замены ему нет. При этом самого Чилингаряна, которому уже 68 лет, с поста директора Ерицян не снимает, хотя в уставе института написано, что он должен был это сделать, как только директору исполнилось 65. Наконец, "за гранью" находится факт рукоприкладства Чилингаряна по отношению к научному сотруднику института на заседании научного совета и на глазах Ерицяна. Реакции ни Ерицяна, ни совета попечителей не последовало, хотя произошедшее зафиксировала видеозапись.

Выводы очевидны: нужно обновить и совет попечителей, и научный консультативный совет. Ерицян "играется" с институтом уже лет 8-9, довел его до феодального состояния. Не хватит? Пусть сосредоточится на другой своей "игрушке" - центре производства изотопов для медицинской диагностики, на который государство потратило десятки миллионов долларов, но который так и не заработал, хотя оборудование установлено и простаивает уже несколько лет. И зачем институту несуществующие советы НКС, которому институт абсолютно безразличен?

НАКОНЕЦ, ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ. АРМЕНИЯ – ИНТЕРЕСНАЯ СТРАНА. В ней много обычных вещей, как и во многих других странах. Но есть и уникальные: это наши люди и достижения мирового уровня. Они есть и в науке, хотя и не так много, как об этом, быть может, говорится. Они есть и в нашем институте. Например, мы вносим немалый вклад в работу национальной лаборатории Томаса Джефферсона в США, в том числе своими идеями экспериментов, проходящими жесткий отбор. Мы участвовали в открытии частицы Хиггса в ЦЕРНе и продолжаем вносить соответствующий вклад в этот и другие эксперименты на Большом адронном коллайдере. Наших ведущих ученых знают благодаря их работам в лучших университетах и научных центрах мира, и по ним знают Армению. Кроме того, ЕрФИ – это не только фундаментальная наука. Например, у нас используются малые ускорители для решения прикладных научно-технических задач. Именно в ЕрФИ был создан и первый в Армении выделенный спутниковый канал связи с интернетом, благодаря чему был зарегистрирован армянский домен. am (всего через год после российского). Можно продолжить этот список. Мы, как и наши коллеги из других научных центров Армении, вносим свой вклад в развитие страны.

Мы неоднократно слышали об обсуждениях реформ в области науки и образования, знаем об инициативах и проектах, таких как FAST, поддержки и интенсификации развития науки, технологий и инноваций в стране. Можно обсуждать цели этих реформ и проектов, строить амбициозные планы по "превращению Армении в один из ведущих исследовательских хабов мира", ориентироваться "на решение наиболее актуальных задач, определяющих научно-технический прогресс страны", как написано на веб-страничке FAST. Мы давно работаем над этими целями, достигаем определенных успехов и приветствуем усилия по приданию большего масштаба научной и инновационной деятельности.

Но большие планы все равно предполагают совершенствование работы конкретных институтов и коллективов. Другого пути нет. Либо мы передадим наши знания и опыт следующим поколениям, либо наши области науки и знаний в нашей стране надолго исчезнут. Сегодня и для нашего института, и для Армении эффективным, хотя и небольшим шагом на пути реализации амбициозных планов будет выход ЕрФИ, одного из ведущих научных центров (единственная Национальная научная лаборатория, что бы это ни значило) из феодального в организационном плане состояния, в котором он оказался, чтобы дать ему возможность развития. Государство может либо последовать рекомендациям, приведенным выше (отметим, что рекомендация обновить состав НКС вместе с некоторыми другими рекомендациями предложена в документе с подписями около 30 докторов и кандидатов наук института), либо созвать совещание, о котором мы его давно уже просим.

Р.МКРТЧЯН, ведущий научный сотрудник Теоретического отдела ЕрФИ, доктор физ.-мат. наук; А.СИРУНЯН, руководитель отдела экспериментальной физики ЕрФИ и группы ЕрФИ в ЦЕРН-СМС, доктор физ.-мат. наук, член-корреспондент НАН РА; Г.МКРТЧЯН, ведущий научный сотрудник, руководитель группы ЕрФИ в лаборатории Т.Джефферсона, доктор физ.-мат. наук; Г.МАРУКЯН , ведущий научный сотрудник отдела экспериментальной физики ЕрФИ, член группы ЕрФИ в лаборатории Т.Джефферсона, доктор физ.-мат. наук; А.ГРИГОРЯН, ведущий научный сотрудник теоретического отдела ЕрФИ, руководитель группы ЕрФИ в ЦЕРН-АЛИС, доктор физ.-мат. наук

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ ЛИДЕРОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
      2023-09-07 10:19

      Когда стоит вопрос жизни и смерти, специалисты любительского уровня не помогут Ереванский научно-исследовательский институт математических машин (ЕрНИИММ), больше известный в народе как институт Мергеляна, был в свое время гордостью армянского народа и одной из главных достопримечательностей республики. Высокопоставленных гостей, прибывших в Армению, приводили в ЕрНИИММ показать, что такая маленькая страна имеет научный центр современных высоких технологий мирового масштаба.

    • МАНИЯ СВАЛИВАТЬ ВСЕ В КУЧУ
      2023-06-19 10:26

      ЦПР соединили с НЦО, но вопрос долгов вновь повис в воздухе На последнем заседании правительства Армении 16 июня принято решение о реорганизации ЗАО «Центр производства радиоизотопов» (ЦПР) путем его объединения с ЗАО «Национальный центр онкологии им. В.А. Фанарджяна» (НЦО). В Армении только в ЦПР проводится позитронно-эмиссионное томографическое исследование, совмещенное с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ), которое широко применяется в современной онкологии и дает возможность врачу рано выявлять имеющееся новообразование, оценивать распространенность онкологического заболевания, находить первичный очаг, различать доброкачественные и злокачественные новообразования и оценивать эффективность лечения…

    • КЕНДЛ: ФОРМИРУЕТСЯ СООБЩЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
      2022-12-22 09:42

      После трехлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, Институт синхротронных исследований КЕНДЛ возобновил живые контакты с самым крупным в Германии исследовательским центром ДЭЗИ, который занимается физикой частиц. Коллаборация КЕНДЛ-ДЭЗИ действует в течение всех двадцати лет существования КЕНДЛ, а личные контакты ученых обеих сторон возникли значительно раньше. Недавно директор института КЕНДЛ Баграт Григорян побывал в Гамбурге, встретился с директором ДЭЗИ Гельмутом Дошем и руководителями разных подразделений этого научного центра, что дало реальный практический результат, который послужит дальнейшему развитию научных связей и расширению спектра исследований, проводимых с использованием ускорителей.

    • БАРДАК НА МЕСТАХ! РЕЖИМ ПАКУЕТ РЮКЗАКИ?..
      2022-03-09 10:08

      С 5 декабря не назначены руководители административных единиц Рыба гниет с головы, однако кризис в верхнем и среднем звеньях управления не так заметен, как бардак на уровне местного руководства, которое, как известно, ближе к народу. Приведенная ниже картина является точным отражением того, что творится в системе госуправления: имитация бурной деятельности заменила решение конкретных вопросов на всех уровнях.